Ирак обещает остановить поставки нефти по трубопроводу Киркук – Джейхан, если Турция введет экономическую блокаду северных районов страны.
Азербайджан и Россия могут увеличить свои поставки, компенсировав возможное снижение экспорта нефти Ираком
Это заявление спикера иракского парламента Махмуда аль-Машхадани, прозвучавшее в минувший четверг в Дамаске, приводит ИТАР-ТАСС. Чиновник отметил, что «Ирак – богатая страна, и ей есть чем ответить на такой шаг со стороны Анкары».
Позиция спикера вполне объяснима – турецкие санкции могут нанести серьезный удар по экономике региона в преддверии зимних холодов. Почти все поставки продовольствия, большая доля электроэнергии, а также масса товаров первой необходимости попадают в страну из Турции.
Заявление Махмуда аль-Машхадани – ответ на недавний ультиматум премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о возможном ограничении экспорта в Ирак. «Мы играем ключевую роль в обеспечении этой страны энергией, водой и продовольствием, – возмущался политик. – И при всем при этом на севере Ирака находится место для террористов против нас».
Введя блокаду, Анкара надеется, что представители местных властей, заставят активистов Курдской рабочей партии (КРП) сложить оружие.
Ранее Реджеп Тайип Эрдоган уже старался принудить боевиков КРП сдаться, пообещав, что в этом случае Турция не будет вторгаться на территорию Ирака. Но это предложение было отвергнуто, и вскоре турецкая сторона развернула боевые действия по ликвидации баз Курдской рабочей партии.
Теперь Багдад старается избежать экономической блокады своих северных территорий, угрожая прекратить поставки по трубопроводу Киркук – Джейхан. Этот нефтепровод был введен в действие всего несколько месяцев назад, после длительного ремонта, вызванного несколькими подрывами.
Реакция Анкары пока неизвестна. Оперативных комментариев в посольствах Турции и Ирака получить не удалось.
Отраслевые эксперты считают, что Анкару не испугает перспектива остаться без иракской нефти, несмотря на то что Ирак – ключевой поставщик нефти в страну.
«Экономика Турции более чем на 68% погашает свои энергопотребности за счет импорта, – напоминает аналитик Собинбанка Михаил Занозин. – В прошлом году Турция импортировала более 90% нефти. При этом ключевым поставщиком нефти для страны выступает Ирак».
Но, даже учитывая такие показатели, эксперт считает, что прекращение поставок нефти для турецкой стороны некритично.
«Турецкие НПЗ будут продолжать работать в обычном режиме, правда, загрузка мощностей несколько снизится, – рассуждает он. – Но Азербайджан и Россия (другие поставщики углеводородного сырья в Турцию. – Ред.) могут несколько увеличить свои поставки, компенсировав возможное снижение экспорта нефти Ираком».
По мнению аналитика, снижение экспорта нефти для Ирака будет гораздо более ощутимо – бюджет страны в значительной мере зависит от нефтяных поступлений.
«А по трубопроводу Киркук – Джейхан ежедневно прокачивается порядка 500 тыс. баррелей, почти четверть всего иракского экспорта», – констатирует господин Занозин.
Эксперт прогнозирует, что даже если поставки нефти в Турцию снизятся, страну всё равно не ждет бензиновый кризис.
«Рынок страны потребляет порядка 147 млн баррелей нефтепродуктов в год, а мощности местных НПЗ на территории страны превышают 240 млн баррелей, – рассказывает он. – Предприятия не только обеспечивают нефтепродуктами внутренних потребителей, но и продают излишки продукции на экспорт».
Анкаре следует опасаться реакции других стран, получающих нефть из трубопровода Киркук – Джейхан, уверен аналитик ИК «Велес-Капитал» Дмитрий Лютягин.
«Судя по объему транспортируемой по данной трубе нефти (25 млн тонн в год), около 30% покупает Турция, остальная часть уходит дальше, в страны Европы и США, – рассуждает он. – Закрытие трубопровода вызовет нехватку нефти в самой Турции и недопоставки сырья другим потребителям».
Последние выразят свой протест Анкаре, при этом, по мнению аналитика, полемика может достичь такой напряженности, что вступление Турции в Евросоюз станет очень далекой перспективой.
«Закрытие трубы определенно отразится на котировках нефти, – резюмирует эксперт. – Из-за этого они могут вырасти на 1,5–2 доллара за баррель».