Министерство внесло предложение в правительство об ограничении экспорта масла животного и сыров «до полного насыщения потребительского рынка» данной продукцией.
Из-за более высоких закупочных цен в России на масло и сыры – они идут именно на российский рынок
До конца года на внутренний рынок планируется поставить 738,8 тыс. тонн молокопродуктов в пересчете на молоко (на 7% больше фактической поставки за аналогичный период 2006 года), в т. ч. цельномолочной продукции – 377,9 тыс. тонн (т. е. больше на 8%), масла животного – 10,1 тыс. тонн (больше на 4%), сыров – 12,9 тыс. тонн (больше на 10%). Этого количества должно хватить для удовлетворения потребностей в полном объеме, считают в министерстве.
В министерстве также отмечают, что «в последнее время начала ухудшаться ситуация с обеспечением населения молочными продуктами». «В магазинах Минска сузился ассортимент цельномолочной продукции, животного масла и сыров. Из-за недостатка сырья для производства продукции минские молочные заводы не в состоянии в полной мере обеспечить заявки торговых организаций», – говорится в сообщении министерства.
Правительством республики уже было принято решение о дополнительных поставках молока базисной жирности на молочные заводы.
В связи с этим президент Белоруссии Александр Лукашенко на пресс-конференции для российских журналистов во вторник заметил, что из-за более высоких закупочных цен на эти продукты в России они идут именно на российский рынок.
В России наблюдается дефицит собственного производства молочных продуктов, однако доля импорта в России по большинству молочных продуктов не превышает 20%, отмечает директор по корпоративным коммуникациям группы «Юнимилк» Павел Исаев.
Исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли Владимир Лабинов добавляет, что по экспертной оценке на долю Белоруссии приходится процентов 13–15 от всего потребляемого в России сыра и масла.
«В то же время большая часть сухого молока [молоко как биржевой товар] продавалась в Россию через Белоруссию и Украину, – рассказывает Павел Исаев. – Дело в том, что для Белоруссии производство молока – экспортная отрасль, и Лукашенко призывал индустрию как раз работать на экспорт. Белоруссия традиционно молоко экспортировала, т. к. у них самообеспеченность по отдельным позициям свыше 400%.
Однако после того, как начался рост цен на сухое молоко на мировом рынке, Белоруссия во многом переориентировала свой экспорт на другие рынки и, в частности, открыла для себя Венесуэлу, много других стран Латинской Америки, Японию и др.».
По словам господина Исаева, объективно сейчас молока не хватает во всем мире, и то, что происходит внутри России, является отражением того, что идет во всем мире, – спрос превышает предложение, что, в свою очередь, ведет к росту цен.
Однако на Россию действия Белоруссии повлияют в незначительной степени, уверяет представитель «Юнимилк».
«В основном Россия снабжается своим производством. Кроме того, Белоруссия – не единственная страна для нас, через Белоруссию возили во многом потому, что из-за единого экономического пространства России с Белоруссией и Украиной большая часть импорта шла через эти две страны с целью экономии на пошлинах. Поскольку сейчас пошлины снизили, то значимость Белоруссии для нас снижается», – замечает Павел Исаев.