В обмен на политическую лояльность и расширение партнерства в военно-технической сфере Индия требует у России долю в нефтегазовом проекте «Сахалин-3».
По словам Сингха, правительство готово предложить российским компаниям участвовать в индийских нефтегазовых проектах
О планах официального Дели в среду рассказал министр нефти и газа Индии Мурли Деора. Перспективы индийских энергетических корпораций в России будут обсуждаться в ходе визита президента Владимира Путина в Дели.
Почву для переговоров на высшем уровне готовил министр обороны Сергей Иванов, приехавший в Индию на несколько дней раньше господина Путина. Главной задачей министра было обсуждение перспектив российско-индийского военного сотрудничества. Переговоры идут по проектам создания военно-транспортного самолета и истребителя пятого поколения, о ремонтных контрактах и лицензионных соглашениях о сборке техники.
Но к удивлению участников рынка, господин Иванов сделал заявление, которое может оказаться судьбоносным для компании «Роснефть». Министр обороны сообщил, что Москва рассчитывает на инвестиции индийских компаний в проект «Сахалин-3», а также в освоение Ванкорского месторождения в Красноярском крае.
Индийские чиновники, давно мечтающие о российской нефти, ухватились за это предложение. «Я встречусь с Путиным в четверг, и мы собираемся попросить о некоторой доле в «Сахалине-3», – сказал господин Деора.
Индийские промышленники имеют опыт работы в России. Индийская госкомпания Oil and Natural Gas Corp. несколько лет назад вошла в проект «Сахалин-1», в котором Роснефти принадлежит 20%.
В декабре 2006 года Мурли Деора заявил, что официальный Дели надеется получить от России согласие на расширение объемов поставок нефти и газа. В частности, по словам министра, Индия планирует принять участие в реализации «Сахалина-3».
Проект разделен на два независимых друг от друга направления. Первое – разработка Киринского и Венинского блоков, второе – Восточно-Одоптинского и Аяшского блоков. Объемы извлекаемых нефти и газа оцениваются по Восточно-Одоптинскому блоку в 70 млн тонн нефти и 30 млрд кубометров газа, по Аяшскому блоку – 97 млн тонн нефти и 37 млрд куб. м газа, по Киринскому и Венинскому блокам – 687 млн тонн нефти и 873 млрд кубометров газа.
Ранее российские власти уже дали разрешение на освоение небольшого участка в рамках «Сахалина-3» альянсу китайской Sinopec и Роснефти, которые приступили к разведочному бурению одного из блоков.
Начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин уверен, что индийцы будут допущены в проект «Сахалин-3». «Вряд ли им отдадут больше 25%, но участие индийской госкомпании в проекте, который находится на стадии разведочного бурения, выгодно для российской стороны, снижает финансовые и прочие риски», – отмечает господин Шеин.
Взамен российские компании могут получить преференции при сотрудничестве с индийскими концернами. А у Рособоронэкспорта будет меньше оснований для опасений по поводу возможной переориентации Индии на военно-техническое взаимодействие с США.
По словам премьер-министра Индии Манмохана Сингха, правительство готово «предложить российским компаниям участвовать в индийских нефтегазовых проектах – как в перерабатывающих активах, так и в развитии добычи».
Эксперты считают, что допуск ONGC на российский нефтегазовый рынок фактически обеспечили продавцы вооружений. «Участие индийских компаний в разработке российских нефтяных месторождений уже традиционно увязывается с военно-техническим сотрудничеством двух стран.
Россия намерена предложить индийским партнерам совместную разработку истребителя нового поколения. В зависимости от того, насколько масштабным окажется военно-техническое сотрудничество, настолько масштабным окажется и участие индийских компаний в разработке российских месторождений. «Роснефть» – государственная компания, она будет исполнять решения чиновников», – говорит аналитик «Ак Барс Финанс» Александр Блохин.