На крупнейший российский автомобилестроительный концерн «АвтоВАЗ» возвращаются старые кадры. Команде управленцев из Рособоронэкспорта до сих пор не удалось решить проблемы предприятия.
Эксперты отмечают, что компании необходимо как можно скорее закончить управленческую чехарду
Но компания близка к кризису и нуждается в конкретных и решительных действиях: АвтоВАЗ рискует в течение ближайших лет полностью проиграть в борьбе за российский рынок иностранным компаниям.
В этих условиях Рособоронэкспорт, по данным «Ведомостей», предложил Виталию Вильчику вернуться на АвтоВАЗ.
В декабре 2005 года структуры ФГУП взяли под контроль управление АвтоВАЗом. Первыми шагами новых хозяев стало увольнение старой команды руководителей во главе с председателем совета директоров Владимиром Каданниковым. В составе этой команды был и гендиректор Виталий Вильчик, которого сменил Игорь Есиповский.
Но за время работы господина Есиповского компания не смогла представить четкую стратегию развития, хотя было озвучено несколько вариантов. Топ-менеджеры АвтоВАЗа вели переговоры о продаже акций стратегическому инвестору. В частности, переговоры велись с французским концерном Renault, который претендовал на блокирующий пакет. Позднее Игорь Есиповский объявил, что АвтоВАЗ не собирается привлекать стратегического инвестора. Господин Есиповский считал, что российский завод может сделать собственные модели и на равных соперничать с иномарками. Но затем гендиректору от Рособоронэкспорта пришлось покинуть свой пост.
Среди причин ухода Игоря Есиповского с АвтоВАЗа называлось образование на заводе управляющей компании, функции которой настолько широки, что руководителю самого завода останется только производственный процесс. Это будет управляющая надстройка в виде дочерней компании предприятия, и гендиректор АвтоВАЗа не будет иметь на нее никакого влияния. Что касается закупок комплектующих и продаж готовых автомобилей, то эту функцию будет выполнять «Автомобильная торговая компания» (АТК).
Руководство управляющей компанией взял на себя глава совета директоров АвтоВАЗа Владимир Артяков. А главой АТК стал Владимир Литвин. Оба – бывшие менеджеры ФГУП. И. о. гендиректора АвтоВАЗа, ответственным за производственные вопросы, стал Максим Нагайцев. Пост председателя совета директоров занял глава Рособоронэкспорта Сергей Чемезов. Его должность на АвтоВАЗе имеет скорее представительские, чем практические, функции.
При Максиме Нагайцеве АвтоВАЗ подписал договор с канадской фирмой Magna о совместном строительстве завода мощностью 450–480 тыс. автомобилей в год. Общий объем инвестиций в проект составит 1,6–1,7 млрд. долларов. Кроме того, гендиректор российского предприятия сообщил, что АвтоВАЗ до конца февраля 2007 года все же может договориться о создании совместного предприятия с французским концерном Renault. Мощность производства составит 160 тыс. автомобилей в год. Объем инвестиций – 500 млн. долларов.
В переговорах с иностранными партнерами активно участвует Максим Нагайцев. Топ-менеджеру просто не хватает времени на контроль за производственным процессом на тольяттинском заводе. Эту часть работы Рособоронэкспорт решил перепоручить Виталию Вильчику.
Эксперты отмечают, что компании необходимо как можно скорее закончить «управленческую чехарду» – времени у завода до захвата большей части российского автомобильного рынка иностранцами остается все меньше. «Постоянные смены руководства негативно сказываются на предприятии. Возвращение Виталия Вильчика свидетельствует о том, что до сих пор у компании нет продуманного плана действий. Прошлый год был просто потерян – единственным позитивным моментом стал договор с Magna. АвтоВАЗ сам себе существенно осложнил борьбу за российский рынок», - считает аналитик ИК «Битца-Инвест» Денис Барабанов.