Заместитель генерального директора «Сухого» Вадим Разумовский сказал газете ВЗГЛЯД, что еще не успел ознакомиться с решением Госдепа США. «Остается много неясностей, - говорит топ-менеджер. - Последний раз компания поставляла в Иран запчасти в конце 1990-х годов. Мы недоумеваем и сожалеем. Юристы в России и США изучают претензии Госдепартамента». Господин Разумовский сообщил, что «Сухой» рассмотрит возможность подачи иска против действий американских властей после того, как юристы компании подготовят заключение. Ожидается, что документы будут готовы к середине следующей недели.
Аналогично отреагировал Рособоронэкспорт. «Объявленные Госдепартаментом США санкции в отношении ФГУП «Рособоронэкспорт» и компании «Сухой» вызывают у нас крайнее удивление и непонимание. Инкриминируемые нашему предприятию нарушения принятого в 2000 году внутреннего американского закона «О нераспространении в отношении Ирана», налагающего запрет на сотрудничество с этой страной в сфере распространения оружия массового уничтожения, не имеют ничего общего с деятельностью ФГУП «Рособоронэкспорт», не осуществляющего, как известно, поставки за рубеж данного вида вооружения и его компонентов. Компания «Сухой» вообще не экспортировала свою продукцию в Иран в последние годы», - говорят в Рособоронэкспорте.
Месть за Венесуэлу
Речь идет об очередной неправомерной попытке заставить иностранные компании работать по внутреннему американскому распорядку
И в РОЭ, и в «Сухом» говорят, что поставки техники по линии ВТС всегда осуществлялись в соответствии с российским и международным законодательством.
Российские дипломаты считают решение Госдепартамента США неправомерным. Поставки вооружений в Иран запрещает внутренний американский закон, подчиняться которому Россия не обязана. «По сути, речь идет об очередной неправомерной попытке заставить иностранные компании работать по внутреннему американскому распорядку.
Подобные санкции, которые США в одностороннем порядке вводят против других стран и их организаций, являются очевидным политическим и правовым анахронизмом. Тем более когда такие действия предпринимаются под надуманными предлогами», - говорится в сообщении Министерства иностранных дел России.
А в Министерстве обороны считают, что Америка использует Госдеп для недобросовестной конкуренции. «Решение США, обвинивших российские компании в поставках в Иран технологий, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения и средств его доставки, ничем не обосновано, - отметили в министерстве. - Похоже, что американские санкции - это еще один пример недобросовестной конкуренции со стороны США на мировом рынке вооружений. По всей видимости, санкции стали реакцией США на прорыв России на венесуэльский рынок оружия».
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов готов согласиться с версией Минобороны. «Месть за Венесуэлу - это одна из версий», - отмечает господин Пухов.
Помимо Рособоронэкспорта и «Сухого» под действие санкций Госдепа попали оборонные корпорации Северной Кореи, Кубы и Индии. «Санкции касаются предприятий, их правопреемников, подразделений и дочерних компаний, но не распространяются на страны или правительства этих стран», - объясняет пресс-служба Госдепартамента.
Секретный контракт
По неофициальной информации, Америка по каналам спецслужб получила информацию о контракте Рособоронэкспорта на модернизацию тридцати фронтовых бомбардировщиков Су-24 |
Закон о нераспространении оружия массового уничтожения в отношении Ирана Америка приняла еще в 2000 году. За прошедшие годы Россия заключила с Ираном крупные контракты на поставку вооружений и военной техники. В частности, Рособоронэкспорт заключил соглашение с Тегераном о поставках тридцати зенитно-ракетных комплексов «ТOP-М1». Это ЗРК малой дальности. Комплекс может быть использован для защиты стратегически важных объектов инфраструктуры от ударов противорадиолокационных и крылатых ракет, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов, планирующих авиабомб, самолетов и вертолетов, в том числе и выполненных по американской технологии stealth.
«Сухой» продавал Ирану запчасти для истребителей, стоящих на вооружении иранской армии.
Но Госдепартамент утверждает, что обладает заслуживающей доверия информацией о том, что все компании из черного списка в период с 1 января 1999 года могли поставлять в Иран технологии, которые можно использовать для создания оружия массового уничтожения.
По неофициальной информации, Америка по каналам спецслужб получила информацию о контракте Рособоронэкспорта на модернизацию тридцати фронтовых бомбардировщиков Су-24. «Коммерсантъ» утверждает, что соглашение было подписано в июле. На модернизированных Су-24 может быть установлено тактическое ядерное вооружение.
А источник газеты ВЗГЛЯД, близкий к ОПК, напоминает, что российско-иранский контракт на поставку ТОРов сопровождался подписанием нескольких мелких контрактов. В частности, на модернизацию истребителей. «Теоретически самолеты можно адаптировать под тактическое ядерное вооружение, - говорит источник. - Вероятно, разведка положила документ на стол и ему дали ход. Хотя сейчас Америке не выгодно такое развитие событий. Российский «Аэрофлот» проводит тендер на закупку крупной партии лайнеров и выбирает между американским концерном Boeing и европейским Airbus».
По мнению источника, санкции против Рособоронэкспорта и «Сухого» могут определить исход тендера «Аэрофлота» не в пользу американской компании.
Гражданские проекты
Помимо производства истребителей и бомбардировщиков Су авиастроительная компания «Сухой» реализует проект по созданию нового регионального лайнера SuperJet |
Но Америка выступает категорически против поставок российского оружия в Иран. Администрация президента США Джорджа Буша все более резко критикует проекты Тегерана в ядерной сфере. По информации источников Newsweek, в Белом доме рассматривают возможность нанесения военного удара по Ирану.
«Что касается сотрудничества с Ираном, то в отношении этой страны не существует препятствий и ограничений международно-правового плана для осуществления такой деятельности, - отреагировал российский МИД. - Хотим особо подчеркнуть, что российская сторона всегда ограничивается поставками Ирану исключительно оборонительных вооружений, не способных дестабилизировать ситуацию в регионе».
Отказ от военно-технического сотрудничества с Америкой не нанесет большого ущерба российским экспортерам вооружений. Вашингтон не покупает оружие в России. Но под угрозой оказались гражданские проекты отечественных производителей.
Помимо производства истребителей и бомбардировщиков Су авиастроительная компания «Сухой» реализует проект по созданию нового регионального лайнера SuperJet. Партнером «Сухого» в гражданском проекте выступает американская корпорация Boeing. Вадим Разумовский затруднился оценить перспективы партнерства.
Рособоронэкспорт контролирует автомобилестроительный концерн «АвтоВАЗ». В рамках совместного предприятия с американской корпорацией General Motors АвтоВАЗ производит внедорожники Chevy Niva. На предприятии говорят, что санкции не окажут влияния на сотрудничество с General Motors. Санкции в отношении Рособоронэкспорта никак не отразятся на работе российско-американского совместного предприятия «GM-АвтоВАЗ», сказал газете ВЗГЛЯД источник, близкий к АвтоВАЗу. «Рособоронэкспорт не является акционером АвтоВАЗа. К тому же эти санкции могут относиться только к сфере военно-технического сотрудничества. «GM-АвтоВАЗ» не работает в данной сфере», - подчеркивает источник.
В ближайшее время экспортный госконцерн войдет в капитал крупнейшей в мире титановой корпорации «ВСМПО-Ависма». Один из основных потребителей российского титана - американский Boeing. «Фактически США наказывают свои собственные компании, лишая их возможности сотрудничества с передовыми российскими предприятиями», - резюмируют в МИД.
В Рособоронэкспорте уверены, что санкции можно рассматривать «как акт, способный впоследствии оказать негативное воздействие на российско-американское партнерство как в области противодействия нелегальным поставкам контрафактной продукции военного назначения российского образца, в частности в Ирак и Афганистан, так и на сотрудничество по другим перспективным проектам».
Представители американского посольства в Москве не доступны для комментариев.