Представители ФАС неоднократно говорили о намерении проверить работу лидеров российского рынка сотовой связи. В последнее время внимание антимонопольщиков было приковано к «большой тройке» из-за того, что операторы подняли тарифы на исходящие звонки, чтобы компенсировать потери от внедрения принципа Calling Party Pays.
В то же время между операторами групп «Мегафона», МТС и «Вымпелкома» достигнута договоренность о цене на аналогичную услугу 95 копеек
Доказательств ценового сговора трех сотовых компаний в случае с одновременным подорожанием первой минуты разговора чиновники не нашли. Но антимонопольное ведомство не устраивает принцип взаиморасчетов между операторами сотовой связи.
«Дело было возбуждено по результатам проведенной антимонопольным органом проверки на предмет соответствия антимонопольному законодательству действий МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона» по установлению тарифов в рамках межоператорских взаиморасчетов внутри «большой тройки» ниже, чем для других сотовых операторов», – говорится в пресс-релизе ФАС.
По информации, поступившей в ведомство, «большая тройка» установила тариф на услугу зонового завершения вызова на свою сеть для сторонних операторов в размере 1,1 рубля без НДС. «В то же время между операторами групп «Мегафона», МТС и «Вымпелкома» достигнута договоренность о цене на аналогичную услугу 95 копеек», – подчеркивает пресс-службы ФАС.
Таким образом, за один и тот же объем трафика внутри сетей «большой тройки» вызывающий оператор будет платить на 16% меньше, чем вызывающий оператор другой сети.
В ФАС уверены, что действия МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона» вынуждают операторов, не входящих в «большую тройку», пересмотреть свою тарифную политику, «отказавшись от предоставления привлекательных недорогих предложений – той ниши, которая является основным конкурентным преимуществом региональных операторов».
«Региональные операторы и операторы, впервые выходящие на рынок подвижной радиотелефонной связи, оказываются в неравном положении по сравнению с федеральными операторами, что в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства недопустимо», – говорят чиновники.
В сотовых компаниях «большой тройки» считают, что механизм взаиморасчетов соответствует международной коммерческой практике.
«Мы считаем, что не нарушили антимонопольное законодательство, – говорит пресс-секретарь «Вымпелкома» Юлия Остроухова. – Но мы действовали в соответствии с нормами бизнес-практики, принятыми во всем мире. Когда партнерам, с которыми идет большой товарооборот, а в нашем случае обмен трафиком, делаются скидки. Если это считается нарушением закона, то ставится под сомнение законность скидок любым оптовым покупателям или постоянным клиентам».
«Мы получили запрос от ФАС о тарифах на интерконнект, на запрос ответили, – рассказала представитель «Мегафона» Марина Белашева. – Для нас диалог с регулятором – рабочая ситуация. Естественно, что у контролирующих органов возникают вопросы к участникам рынка, мы, как законопослушный оператор, выполняем все требования законодательства: предоставляем необходимую документацию, аргументируем свою позицию и всегда приходим к взаимопониманию».
По словам госпожи Белашевой, тарифы на интерконнект не подлежат регулированию, это предмет переговоров сторон. «Для всех операторов мобильной связи предложен один базовый тариф, но важно принять во внимание, что операторы «большой тройки» обмениваются трафиком, несопоставимым по объему с небольшими региональными операторами. С нашей точки зрения, в таком случае логично и справедливо применение системы скидок, такая практика применяется, например, при закупках оборудования. Однако даже речи нет о некоем закрытом клубе, куда нет доступа региональным операторам. Если они могут набрать такой же объем трафика, как три крупнейших оператора России, с ним будет применяться та же система скидок».
В МТС убеждены, что действия компании соответствуют законодательству. «Введение с 1 июля 2006 года в действие принципа «платит звонящий» привело к глобальным изменениям правил взаимодействия операторов фиксированной и мобильной связи на всем российском телекоммуникационном рынке. Были установлены понятные и прозрачные тарифы на межоператорские соединения фиксированных и мобильных операторов, которые послужили базой для формирования тарифов на интерконнект и для всех остальных игроков рынка. Компания установила для всех своих партнеров – сотовых операторов единый уровень тарифов на интерконнект, который составил 1 рубль 10 копеек.
Следуя принятой во всем мире практике, МТС, исходя из объема трафика партнера, может предоставлять ему соответствующие скидки. В данном случае с учетом большого объема трафика со стороны ряда операторов для них был установлен тариф на интерконнект в размере 95 копеек. Еще раз подчеркиваем, что это принятая во всем мире бизнес-практика. Что касается заявления ФАС о возбуждении дела в отношении операторов «большой тройки», то комментировать это заявление мы сможем только после того, как ознакомимся с ним», – передала газете ВЗГЛЯД пресс-служба МТС.
Аналитики считают, что аргументы ФАС достаточно убедительны. Но доказать вину операторов в нарушении антимонопольного законодательства будет очень сложно. «Вероятно, претензии чиновников объективны, – считает старший аналитик компания iKS-Consulting Оксана Панкратова. – Но пока не принят новый закон о конкуренции, доказать что-либо будет трудно». По мнению эксперта, снижения цен на сотовую связь ждать не стоит. «Если сотовые компании, к примеру, откажутся от повышения платы за первую минуту исходящего звонка, они компенсируют это как-то иначе», – уверена госпожа Панкратова.