Правительство утвердило дивиденды государственной железнодорожной монополии «РЖД» за 2005 год. Госкомпания, которой руководит Владимир Якунин, заплатит в бюджет 975,1 млн. рублей – 10% от чистой прибыли. Ранее Росимущество пыталось обязать государственные концерны направлять на выплату дивидендов не менее 20% чистой прибыли.
Правительство видит, что госкомпании часто занижают размер чистой прибыли, чтобы сокращать выплаты в бюджет
Чистая прибыль РЖД в 2005 году увеличилась до 9,75 млрд. рублей с 8,75 млрд. рублей. По итогам 2004 года РЖД направила на дивиденды 875,1 млрд. рублей, в этом году на дивиденды будет пущено 975 млн. рублей.
В начале года Росимущество рекомендовало компаниям с государственным участием направить на дивиденды не менее 20% от чистой прибыли за 2005 год. Правительство эту инициативу поддержало. Но большинство компаний тогда заявили, что это значительно уменьшит количество инвестиций в модернизацию основных мощностей. Представители РЖД в свою очередь также неоднократно говорили о необходимости масштабных инвестиций в железнодорожную инфраструктуру. Сразу после выхода рекомендаций правительства газета ВЗГЛЯД связывалась с представителями РЖД, но сотрудники компании отказались дать оперативный комментарий по поводу инициативы чиновников.
Правительство видит, что госкомпании часто занижают размер чистой прибыли, чтобы сокращать выплаты в бюджет. В итоге было решено повысить объем отчислений. Тогда министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил, что «20% – это ориентир, на который компании должны направить свои усилия». Греф отметил также, что планы по выплатам дивидендов уже сформированы в соответствии с федеральным бюджетом и направлены во все госкомпании.
В ОАО «РЖД» газете ВЗГЛЯД отказались прокомментировать изменение уровня выплаты дивидендов, сославшись на то, что это исключительно решение правительства, которое было одобрено советом директоров компании. «Государству принадлежит 100% акций ОАО «РЖД», – заявили в пресс-службе компании. – Поэтому как основной акционер государство имеет здесь решающий голос».
Госкомпания, которой руководит Владимир Якунин, заплатит в бюджет 975,1 млн. рублей – 10% от чистой прибыли |
В Министерстве транспорта и Министерстве промышленности и энергетики также отказались комментировать это решение, заявив, что это не их прерогатива. Сотрудники Минэкономразвития не смогли оперативно предоставить комментарии по данному вопросу.
По оценке независимых аналитиков, государственные компании вполне могут себе позволить отчисления в размере 20% от чистой прибыли без вреда для своей инвестиционной политики. И в большинстве случаев государству удалось отстоять повышение бюджетных отчислений путем выплаты дивидендов. Исключение помимо ОАО «РЖД» сделали только для Транснефти.
По мнению начальника аналитического отдела инвестиционной компании «Совлинк» Арифа Зейналова, это было сделано в связи с тем, что проекты модернизации, о которых говорили в ОАО «РЖД» и Транснефти, имеют большую социально-политическую значимость.
«Транснефть строит трубопровод Восточная Сибирь – Тихий Океан, от сроков завершения которого зависит, как скоро Россия сможет диверсифицировать свои риски относительно потребителей нефтяных продуктов», – рассказал газете ВЗГЛЯД Ариф Зейналов.
Сейчас Россия поставляет нефть на запад, однако Владимир Путин неоднократно говорил, что западные компании недооценивают российские энергоресурсы. Одним из способов борьбы с этим, по мнению властей, может стать перенаправление сырьевых потоков на восток – в Китай и США.
Такая же ситуация и с модернизацией основных фондов ОАО «РЖД», уверен эксперт «Совлинка». «Инвестиции РЖД предполагают реконструкцию основных путей сообщения, связывающих тихоокеанские порты с западными портами и с Европой, по которым поставляется очень много как китайской продукции, так и российской, – подчеркивает аналитик. – И если их сейчас не модернизировать, это грозит срывами значительных поставок по уже заключенным сделкам».
«Наконец, есть проект, который уже одобрен инвестиционной комиссией в качестве приоритетного на получение денег из Инвестфонда, – добавил Ариф Зейналов. – Это строительство скоростной железнодорожной трассы Москва – Петербург, на которое помимо государственных денег необходимы инвестиции и самой компании».