На авиасалоне в Фарнборо генеральный директор государственного предприятия «Рособоронэкспорт» Сергей Чемезов рассказал, что переговоры о покупке «ВСМПО-Ависма» близки к завершению. «Рособоронэкспорт в ближайшее время станет владельцем контрольного пакета ОАО «ВСМПО-Ависма», – уверен господин Чемезов. «Переговоры практически завершены, после чего мы будем владеть более чем контрольным пакетом», – цитирует «Интерфакс» заявление главы Рособоронэкспорта.
Стоимость «ВСМПО-Ависма» составляет около 2 млрд. долларов. Но эксперты уверены, что сделка пройдет с небольшим дисконтом
Ранее Сергей Чемезов говорил о планах ФГУП купить блокирующий пакет акций титановой компании.
Информация о намерении государства войти в капитал ведущего производителя титана появилась еще в 2005 году. До последнего времени предприятие контролировали председатель совета директоров «ВСМПО-Ависма» Вячеслав Брешт и генеральный директор компании Владислав Тетюхин. Каждый владел 30% акций титановой корпорации.
По неофициальной информации, господин Брешт уже продал свой пакет компании «Ренессанс Капитал». Ранее инвестиционная компания уже владела более чем 10% акций «ВСМПО-Ависма». Этот пакет «Ренессанс Капитал» получил в 2005 году, когда Вячеслав Брешт и Владислав Тетюхин выкупили 13,4% акций титановой корпорации у подконтрольной Виктору Вексельбергу компании «Ренова» по опциону «русская рулетка». Виктор Вексельберг оспорил сделку, усомнившись в законности действий Брешта и Тетюхина в ходе выполнения опционного соглашения. Но намерение государства установить контроль над титановой корпорацией заставило «Ренову» отказаться от борьбы за спорный пакет акций.
По оценкам аналитиков, стоимость «ВСМПО-Ависма» составляет около 2 млрд. долларов. Но эксперты уверены, что сделка пройдет с небольшим дисконтом.
Стратегия Рособоронэкспорта по установлению контроля над производством титана в России – часть правительственного плана по развитию российского авиастроения путем объединения профильных компаний в Объединенную авиастроительную корпорацию. ФГУП рассматривает возможность создания металлургического холдинга на базе ключевых предприятий специальной металлургии. Холдинг будет отвечать за консолидацию работы предприятий металлургической отрасли и «противодействовать попыткам дестабилизации стратегических отраслей промышленности».
Для консолидации активов в области специальной металлургии Рособоронэкспорт создал совместное предприятие с ЗАО «НПО «Авиатехнология» – ООО «АТ-Спецтехнология».
Контроль над «ВСМПО-Ависма» дает государству возможность не беспокоиться о поставках металла для авиастроительных предприятий. В ближайшие годы гражданское авиастроение будет сконцентрировано на проекте SuperJet (ранее – Russian Regional Jet). Пока новый самолет заказала только государственная компания «Аэрофлот». Но чиновники рассчитывают, что спрос на SuperJet будет высоким не только в России, но и за рубежом. Перспективы военной авиации в Рособоронэкспорте также оценивают позитивно. Ранее заместитель главы ФГУП Иван Гончаренко прогнозировал, что авиационная составляющая в ближайшие несколько лет может вернуть утраченные позиции и выйти на первое место в общем объеме российского военного экспорта. Накануне источники «Интерфакса» сообщили, что Россия поставит в Венесуэлу 24 двухместных многоцелевых истребителя Су-30МК2. Сумма контракта превысит 1 млрд. долларов.
Сотрудничество с иностранными авиастроительными корпорациями в титановом бизнесе Рособоронэкспорт намерен вести в рамках совместных предприятий. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, «ВСМПО-Ависма» уже подписала соглашение о создании СП с американским концерном Boeing. Также российская компания выполняет долгосрочный контракт на поставку изделий из титана с европейским аэрокосмическим и оборонным консорциумом EADS.
Западные компании опасались за стабильность поставок в связи со сменой собственника «ВСМПО-Ависма».
«Меня это тоже больше всего беспокоило и волновало, однако тревога беспочвенна, так как корпорация на 150% гарантирует, что все обязательства будут выполнены, – отметил ранее Владислав Тетюхин. – Самоубийц нет – 75% производства ВСМПО идет на экспорт, и люди понимают, что такое сорвать поставки Boeing или Airbus».