Компании Nissan и Renault собираются приобрести 20% акций GM. Сумма сделки может составить 3,3 млрд. долларов. Совет директоров американской корпорации уже поручил исполнительному директору Рику Вагонеру рассмотреть условия возможной сделки. Генеральный директор объединенной компании Nissan и Renault Карлос Гон 3 июля также получил разрешение совета директоров начать переговоры.
В неприятностях General Motors отраслевые аналитики и участники рынка склонны винить японскую корпорацию Toyota
Одним из аргументов господина Гона в пользу слияния автомобилестроительных корпораций может стать то, что Nissan и Renault имеют возможность использовать простаивающие мощности General Motors для того, чтобы увеличить производство. При этом крупных затрат компаниям удастся избежать.
Альянс также поможет GM укрепить позиции на китайском рынке и противостоять натиску Toyota в Европе. Известный предприниматель Кирк Керкорян, владеющий крупным пакетом акций General Motors, выступает за слияние компаний, которое, по его словам, «оживит детройтскую корпорацию». Акционеры GM имеют основания для недовольства работой компании. По итогам прошлого года автомобилестроительный концерн понес убытки в размере 10,6 млрд. долларов. Акции General Motors неуклонно снижаются.
В неприятностях General Motors отраслевые аналитики и участники рынка склонны винить японскую корпорацию Toyota. Агрессивная маркетинговая политика японской корпорации постепенно выводит ее на первое место в мире по доле на рынке. GM и другому крупнейшему автопроизводителю Америки – компании Ford – пришлось в последнее время закрывать заводы и увольнять рабочих. Позиции Toyota в Америке, на самом крупном автомобильном рынке мира, стали еще тверже. Toyota собирается вкладывать ежегодно 1,3 млрд. долларов в строительство по крайней мере 6 заводов: в Техасе, России, Канаде, Таиланде и Китае.
Экспансия Toyota угрожает не только General Motors. Renault и Nissan также обеспокоены успехами конкурента. Японская корпорация планирует ежегодно продавать 10,3 млн. автомобилей к 2010 году против 8,85 млн. в 2006 году. Nissan и Renault в 2005 году на двоих продали 6,13 млн. машин и грузовиков. В Европе японский концерн теснит Renault.
Официальный представитель Nissan Миа Нильсен отказалась прокомментировать влияние стратегии Toyota на компанию. «Toyota доминирует на глобальном рынке и показывает такой высокий темп роста и уровень стабильности, что никто не может тягаться с ней, – говорит аналитик Ацуши Оса из токийской Sumitomo Mitsui Asset Management Co. – Очевидно, что Карлос Гон хочет использовать активы и ресурсы GM, чтобы противостоять Toyota».
Норихито Канаи из Meiji Dresdner Asset Management уверен, что, если Карлос Гон уговорит Рика Вагонера на объединение компаний, инвестиции (на приобретение 20% GM) быстро окупятся. «Гон будет покупать технологии и модели других компаний, так как это дешевле, чем разрабатывать собственные», – считает Норихито Канаи. По словам эксперта, Nissan может сотрудничать с американской компанией в разработке дизельных автомобилей и машин на водородном топливе. «Одна из самых больших выгод альянса, в случае его возникновения, – это возможность разделить капиталоемкие затраты на развитие новейших технологий среди всех участников», – говорит аналитик.
Также Nissan сможет конкурировать с Toyota, задействовав простаивающие мощности заводов GM, чтобы производить собственные автомобили в США. По мнению Коджи Ендо из Credit Suisse, Nissan и Renault могли бы покупать автокомпоненты у GM.