При необходимых 226 голосах за законопроект проголосовали 338 депутатов, против – 31, воздержавшихся не было. Согласно законопроекту помимо договора участия в долевом строительстве средства могут привлекаться путем выпуска особого вида облигаций – жилищных сертификатов, которые закрепляют право их владельцев на получение жилых помещений от эмитента облигаций.
Поручители застройщиков
Новые поправки, безусловно, расширят поле деятельности для застройщиков, так как теперь по размеру штрафов дольщики и застройщики уравнены между собой
Также средства могут привлекаться через жилищно-строительные и жилищно-накопительные кооперативы. Определяется порядок расторжения договора участия в долевом строительстве застройщиком. Вводится регулирование действий застройщика при уклонении или отказе участника долевого строительства от принятия объекта долевого строительства, и по сравнению с первым чтением в законопроект были внесены изменения относительно порядка возврата застройщиком участнику долевого строительства денежных средств, выплаченных в счет цены договора.
Минрегионразвития и Росстрой также планируют в течение полутора месяцев разработать комплекс мер, направленных на защиту обманутых дольщиков. «Вчера на селекторном совещании президент дал поручение разработать комплекс мер по выходу из ситуации, – заявил в пятницу журналистам руководитель Росстроя Сергей Круглик. – Думаю, в ближайшие полтора месяца эти меры будут выработаны».
«На первый взгляд это должны быть либо земельные ресурсы, либо разделение ответственности между бюджетами по вертикали», – отметил он. По его словам, на данный момент разрабатывается комплекс мер по выходу из сложившейся ситуации, и Круглик, совместно с главой Минрегионразвития Владимиром Яковлевым в ближайшее время встретится с представителями обманутых дольщиков, которые уже сформировали организацию, представляющую их интересы, для разрешения ситуации.
Глава Росстроя отметил, что принятие поправок в 214-й закон поможет избежать в дальнейшем подобных ситуаций. «Отсутствие подобного закона и породило такую ситуацию, и на будущее закон прикрывает возможность ее возникновения, – считает Круглик. – Со старыми проблемами нужно уже с каждым отдельным органом власти на всех уровнях разбирать каждую отдельную ситуацию».
Он подчеркнул, что проблема возникла с попустительства органов власти. «Я предполагаю, что в ближайшие полтора месяца все подходы будут выработаны, – сказал он. – Рынок, конечно, не станет цивилизованным через полтора месяца. Мы должны понимать, что строительство – это серьезный маховик, и, чтобы его куда-то переориентировать, нужны не только законы, но и процедуры для реализации этих норм».
Однако, по словам первого вице-президента Международной ассоциации фондов жилищного строительства и ипотечного кредитования Валерия Казейкина, изменить ситуацию на рынке недвижимости этот законопроект не сможет. «Уже слишком поздно, – заявил он газете ВЗГЛЯД. – Большинство участников рынка долевого строительства покинули его. Они ушли либо на вторичный рынок жилья, либо на другие схемы инвестирования в недвижимость».
«Новые поправки, безусловно, расширят поле деятельности для застройщиков, так как теперь по размеру штрафов дольщики и застройщики уравнены между собой и исчезла солидарная ответственность банков с застройщиками, теперь банки выступают лишь поручителями застройщиков, – рассказал Казейкин. – Однако радикально уменьшить рост цен за счет этого не удастся. Хорошо, если они в будущем году будут на уровне 25%. И это можно будет считать достижением».
«Проблема в том, что необходимо, чтобы появились новые проекты, а для этого нужны новые площадки, а их очень мало, – отметил эксперт. – Но в целом рынок уже на пределе своего роста».
Картельный сговор
Депутат Александр Хинштейн (фото: ИТАР-ТАСС) |
С ним не согласен депутат Госдумы Александр Хинштейн. По его словам, цены на недвижимость как росли, так и будут расти. «Ведь если новые поправки не приведут к увеличению числа желающих участвовать в долевом строительстве, новостройки так и не появятся, – пояснил он газете ВЗГЛЯД. – Проблема не в отсутствии площадок. Застройщики вполне могут себе позволить, учитывая размеры их чистой прибыли – по 500% за год, – заняться оборудованием новых площадей коммуникациями».
«Недаром же московское правительство заставляет их строить детские сады, школы – значит, деньги на это есть, – продолжил свою мысль Хинштейн. – Тем более нельзя жаловаться на отсутствие мощностей, – они тоже могут позволить себе закупить технику. Им все это просто не выгодно, им выгоден искусственный рост цен».
«Именно поэтому необходимо, чтобы доступность жилья стала реальностью, – подчеркивает депутат Госдумы. – Нужно, как и говорил президент, снизить ставки по кредитам до 10–11% в рублях и возобновить механизм долевого строительства. Но для этого необходимо прежде всего восстановить доверие потребителей. Ведь никто не понесет деньги в «Чара-банк», когда он лопнул. Поэтому в поправках, которые утвердили во втором чтении, мы отдали право контроля за разрешением имеющихся конфликтных ситуаций и исполнением имеющихся контрактов на региональный уровень».
«Теперь, если региональные власти не будут справляться со своими обязанностями, их всегда можно будет легко снять, так как они не выбираются, а назначаются, – подчеркнул Хинштейн. – И депутаты будут способствовать, чтобы неразрешимых ситуаций не было, а нерадивых губернаторов снимали. Мы ведь тоже имеем право направить запрос и в региональное депутатское собрание, и в Администрацию президента».
Но участников долевого строительства вовсе не обнадеживают обещания депутатов. По словам пресс-службы Всероссийской ассоциации обманутых соинвесторов долевого строительства, «и закон № 214, и все события, последовавшие вслед за ним, были звеньями одной цепи, которая привела к еще большей монополизации рынка и баснословному росту цен, который теперь ничем не остановишь».
«Вместе с законом № 214 в соответствии с картельным сговором производители цемента и металла подняли цены, – рассказали газете ВЗГЛЯД в пресс-службе ассоциации. – По закону № 214 банки связали солидарной ответственностью, и они перестали кредитовать застройщиков, а у малых компаний не хватило своих денег на цемент и металлоконструкции по новым ценам. В результате разорения малых компаний пострадали дольщики».
«Теперь солидарная ответственность снята, а вместо нее предложено лишь поручительство, которое никоим образом не защищает дольщиков, – подытожила представитель пресс-службы. – Нужно было сократить солидарную ответственность со 100% до 30%. В итоге банки сейчас начнут кредитовать застройщиков, но дольщики к ним не пойдут и рост цен продолжится, так как на вторичном рынке квартир мало, первичный же рынок будет реализовываться тоже как вторичный и по его ценам».