О параметрах нового Закона «О недрах» в понедельник рассказал заместитель министра природных ресурсов Анатолий Темкин. «Что касается газа, то под категорию стратегических попадут все особо крупные, а также уникальные месторождения», – говорит чиновник, отмечая, что эта норма будет касаться также большинства месторождений остальных полезных ископаемых. Заявление господина Темкина о параметрах отнесения месторождений к классу стратегических процитировал «Интерфакс».
150 млн. тонн нефти – это очень крупные месторождения. Но скорее всего для государства важно сохранить как контроль за газом, так и за нефтью
По мнению аналитика МДМ-банка Андрея Громадина, 75 млрд. кубометров газа – совсем небольшие запасы по российским меркам. «Все крупные проекты Газпрома имеют объем запасов более 500 млрд. кубометров газа. Здесь налицо стремление государства усилить контроль за полезными ископаемыми, однако контроль за газом уже находится в руках государства – без трубопроводной системы Газпрома невозможно обойтись», – сказал Громадин газете ВЗГЛЯД.
Тимур Хайруллин из «Финама» уверен, что снижение планки отнесения месторождений к стратегическим еще более повышает конкурентные преимущества государственных компаний на расширение ресурсной базы за счет получения доступа к месторождениям из нераспределенного фонда недр.
«Соответственно выиграют от корректировки критериев прежде всего Газпром, Роснефть и Сибнефть», – считает аналитик. Сейчас в нераспределенном фонде находится 8,5% российских запасов нефти и 18% запасов газа.
Изначально МПР предложило относить к стратегическим месторождения с запасами 1 трлн. кубометров газа и 150 млн. тонн нефти. Позднее в министерстве пересмотрели параметры законопроекта. К стратегическим месторождениям нефти могут быть отнесены месторождения с запасами нефти до 50–100 млн. тонн, газа – 500 млрд. кубометров.
«150 млн. тонн нефти – это очень крупные месторождения. Но снижение этого порога говорит о том. что скорее всего для государства важно сохранить как контроль за газом, так и за нефтью», – говорит Андрей Громадин.
Контроль за стратегическими месторождениями, в частности, предполагает ограничение на уровне 49,5% доли иностранных компаний в этих месторождениях, открытых ими при проведении геологоразведочных работ. По замыслу чиновников, иностранный инвестор часть акций должен будет продать российскому партнеру. Андрей Громадин считает, что эти предложения Минприроды обязательно войдут в окончательный текст нового закона.
Если исходить из запасов в 50–100 млн. тонн нефти, то к стратегическим будут отнесены, например, нераспределенные нефтяные месторождения Тимано-Печорского бассейна – Требса – 82,5 млн. тонн, Титова – 57,6 млн. тонн, Центрально-Хорейвейское поднятие – 95,8 млн. тонн.
При этом прогнозные ресурсы на «Сахалине-3» составляют 734 млн. тонн нефти и 1,08 трлн. куб. метров газа, на Западно-Шмитовском блоке «Сахалина-4» – 134 млн. тонн нефти и 540 млрд. куб. метров газа, на двух блоках «Сахалина-5» – 780 млн. тонн нефти и 430 млрд. куб. метров газа. Прогнозные запасы шельфа Баренцева и Охотского морей – 977 млн. тонн нефти.
Госдума планировала рассмотреть законопроект «О недрах» в первом чтении еще в прошлом году, однако законопроект был отозван для доработки и сейчас находится на рассмотрении в правительстве.
Говоря о сроках внесения законопроекта «О недрах» в Госдуму, Анатолий Темкин сказал: «Законопроект практически готов, последние доработки заключаются в согласовании критериев стратегических месторождений. Когда законопроект будет внесен в Госдуму – не знаю». «Мы перестали штурмовать процесс рассмотрения законопроекта – ставка настолько высока для страны, что нельзя сделать ошибку», – признал чиновник.