– Валерий Александрович, какие причины лежат в основе той ситуации, в которой оказался сегодня доллар? Насколько неизбежным было его падение?
– Для ответа на этот вопрос прежде всего необходимо вспомнить, что происходило в конце 90-х годов, когда Европа готовилась к переходу на единую валюту – евро. Это событие стало важнейшим шагом на пути создания нового субъекта мирового хозяйства – «Единой Европы». Однако риски такого перехода были весьма велики.
Не следует полагать, что падение доллара, которое наблюдается сейчас, – это уже и есть крах американской валюты
Тогда считалось, что вероятность успешного завершения проекта «евро» составляет не более 50%. Когда появился евро, его первый базовый курс был 1,2 доллара за евро. Это почти то же самое, что мы наблюдаем сейчас. Лишь недавно доллар упал несколько ниже этой отметки. А ведь это было расчетное, «правильное» соотношение между долларом и евро. Однако затем курс европейской валюты начал снижаться.
Ведь риски для евро были по-прежнему весьма велики. Лишь по прошествии нескольких лет стало ясно, что Европа уверенно продолжает двигаться в заданном направлении и что с евро в общем все в порядке. Вторым важным обстоятельством, повлиявшим на судьбу доллара, стала растущая финансовая мощь азиатских стран. Сегодня золотовалютные резервы Китая, Японии, Южной Кореи многократно превышают аналогичные запасы западных государств. И США в том числе.
Становится очевидным, что возникает новый финансовый центр мира, который уже в скором времени начнет играть роль, сравнимую с Нью-Йорком и Лондоном. Наконец, третий фактор: все понимают, что американская экономика находится сегодня в не слишком хорошем состоянии. Она страдает от постоянного торгового дефицита, который вынуждена покрывать за счет привлечения в страну иностранных капиталов.
США делают это, в сущности, с помощью выпуска бумаг – банкнот долларов или государственных облигаций, которые покупают страны, обладающие положительным торговым балансом. Такие, как Россия, Китай или Япония. В сущности, все перечисленные факторы и являются фундаментом настороженного отношения к доллару.
– Курс доллара снижается не только по отношению к евро, но и к рублю. Как этот процесс влияет на российскую экономику?
– Действительно, на протяжении последних месяцев мы наблюдаем стремительное укрепление рубля относительно доллара. Я считаю, что это очень негативное явление. Сильный рубль, как все уже понимают, ослабляет наши внешнеторговые позиции и конкурентоспособность, стимулирует импорт и ставит наши компании, работающие на внутренний рынок, в очень сложные условия.
Главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев |
Более того, это свидетельствует о неверном понимании нашими властями и финансовыми органами самой природы этого явления. Они по-прежнему полагают, что, ужесточая денежную политику и ослабляя доллар, то есть оперируя только монетарными инструментами, можно победить инфляцию. С моей точки зрения, фундаментальная причина этой проблемы заключается вовсе не в большом количестве денег, а, наоборот, в их недостатке.
Если быть точным, то речь идет не собственно о деньгах, как таковых, а о капиталах. В российской экономике наблюдается фундаментальная нехватка капитала, что серьезно тормозит экономический рост. Кредиты по-прежнему недоступны. «Длинных денег» очень мало. Процентные ставки остаются высокими. Все это препятствует быстрому развитию экономики. Между тем становится очевидно, что только увеличение предложения товаров способно остановить инфляционные процессы, а не удушение спроса, как это принято в монетарной доктрине.
– Можно ли всерьез говорить о перспективах возможного краха доллара, а вместе с ним и всей американской экономики?
– Конечно, не следует полагать, что падение доллара, которое наблюдается сейчас, – это уже и есть крах американской валюты. Мировая экономика и финансовая система пока не готовы к тому, чтобы взять и мгновенно отказаться от доллара. Это чревато слишком большими рисками и слишком большими потрясениями. Поэтому в одночасье ничего не изменится. Но за ближайшие 10–20 лет поменяться может многое.
– И все-таки, если попробовать заглянуть в ближайшее будущее: насколько низко еще может упасть американская валюта?
– Если мы говорим о соотношении «евро – доллар», то существуют очень серьезные ограничения. Напомню, что в середине 90-х годов доллар тоже сильно падал. Тогда – относительно немецкой марки и японской иены. В конечном итоге он приблизился к уровню, при котором весь экспорт автомобилей из Японии становился нерентабельным. То же самое происходило и с экспортными товарами из Германии.
Оказалось, что эти страны кровно заинтересованы в том, чтобы не допустить столь серьезного укрепления своей национальной валюты. Не случайно ими были приняты крайне жесткие меры, после чего иена и марка откатились на свои обычные позиции. Сегодня целый ряд специалистов оценивают подобный критический уровень в 1,35 – 1,4 доллара за евро.
Если доллар приблизится к этому значению, правительства европейских стран будут вынуждены принимать самые серьезные усилия, направленные на повышение курса доллара. Мировая экономика постоянно находится в состоянии изменения. Периоды ее стабильности измеряются даже не десятилетиями – годами.
Идет постоянная мировая игра: силы, денег, влияния. Наша задача – не пытаться вычислить, каковы будут наши потери, а постараться, поняв эту игру, сыграть в нее так, чтобы что-то приобрести. Ведь мы довольно крупные игроки. У нас есть серьезная внешняя торговля. Пусть она в основном сырьевая, но наша доля на внешних рынках – вполне приличная. И мы должны наконец осознать, что тоже способны влиять на эту игру.