Китайская государственная корпорация еще не определилась с решением. Сейчас China Petrochemical, материнская структура компании Sinopec, рассматривает предложение российской нефтяной корпорации. Потенциальных инвесторов смущает отсутствие официальной оценки Роснефти.
Китайская страховка
В декабре 2004 года Роснефть подписала договор с CNPC о поставках в КНР 48,4 млн. тонн нефти
В Роснефти газете ВЗГЛЯД отказались подтвердить информацию о расширении сотрудничества с China Petrochemical. «Мы ничего не комментируем до принятия официального решения», – говорит представитель пресс-службы нефтяной компании. Но издание South China Morning Post, ссылаясь на источники в China Petrochemical, утверждает, что китайская корпорация получила предложение войти в капитал Роснефти. «В Роснефти хотят, чтобы мы приняли решение в течение двух недель, – говорит источник в китайской компании. – Мы заинтересованы в том, чтобы рассмотреть это предложение. Но Роснефть до сих пор не объявила, на какую оценку претендует компания. Так что пока обсуждать нечего».
Финансовые консультанты Роснефти еще не утвердили оценку компании. По неофициальным данным, госконцерн планирует привлечь на рынках капитала порядка 10 млрд. долларов. А общая капитализация компании составит порядка 70–80 млрд. долларов.
Решение Роснефти продать пакет акций стратегическому инвестору не вызывает удивления у экспертов. Руководство российской компании уже заявляло, что еще до IPO хотело бы найти партнера в лице крупного иностранного концерна.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, российские аналитики предполагали, что Роснефть заинтересована в сотрудничестве с американскими корпорациями. Привлечение крупного транснационального концерна со строгими корпоративными стандартами в качестве стратегического инвестора накануне IPO помогло бы Роснефти провести успешное размещение акций на бирже. Китайским компаниям иностранные инвесторы доверяют меньше. Так как госкорпорации КНР обычно крайне непрозрачны.
Но Роснефть связывают с ними давние партнерские отношения. Если IPO пройдет не так удачно, как хотелось бы российским чиновникам, китайские инвестиции подстрахуют концерн Сергея Богданчикова.
Российская компания начала активно сотрудничать с китайскими партнерами в конце 2004 года, когда ей понадобились средства на покупку Юганскнефтегаза. В декабре 2004 года Роснефть подписала договор с CNPC о поставках в КНР 48,4 млн. тонн нефти на период до 2010 года включительно на условиях предоплаты, сумма которой составляет 6 млрд. долларов. 7 июня 2005 года Роснефть и Sinopec подписали меморандум о взаимопонимании, в котором предусмотрена возможность «реализации совместных проектов в России и за рубежом».
Также Sinopec договорилась с российской компанией о получении 25,1% в совместном предприятии для проведения геологического изучения блока Венинский (проект «Сахалин-3»). Кроме того, на паритетных началах компании участвуют в освоении Адайского блока в Казахстане. Роснефть рассчитывает на китайские инвестиции в размере 4 млрд. долларов. По неофициальной информации, Роснефть и Sinopec подали совместную заявку на покупку компании «Удмуртнефть».
Без лишних вопросов
Президент ОАО «Роснефть» Сергей Богданчиков |
Выбор Роснефти аналитики склонны объяснять не только экономической целесообразностью, но и желанием избежать лишних вопросов об обстоятельствах покупки Юганскнефтегаза. Как сообщала ранее газета ВЗГЛЯД, ряд юридических компаний, действующих в интересах миноритарных акционеров ЮКОСа, стараются вручить повестки в американский суд чиновникам и предпринимателям, участвовавшим в подготовке аукциона по Юганскнефтегазу. В частности, Independent сообщает, что накануне повестку получил заместитель главы администрации президента и председатель совета директоров Роснефти Игорь Сечин. Юристы обвиняют менеджеров нефтяной компании и российских чиновников в сокрытии информации о ситуации в ЮКОСе.
Привлечение американских инвесторов вынудило бы Роснефть решать сложные юридические вопросы. Даже при благоприятном исходе процесс мог затянуться. Но продажа обыкновенных акций Роснефти на территории России и в форме глобальных депозитарных расписок международным институциональным инвесторам начнется уже в июле.
«С США у России есть политические разногласия, в частности по вопросам вступления в ВТО, – напоминает аналитик Financial Bridge Игорь Васильев. – А китайцы заявляли, что будут довольны любой долей в российских нефтяных компаниях и готовы к сотрудничеству. Это подтверждает и намерение Sinopec купить у ТНК ВР Удмуртнефть».