РАЕН отмечает, что работы по проекту «Сахалин-2» значительно отстают от намеченных сроков. Задержка добычи углеводородного сырья на этом месторождении составляет год и более. В итоге срок начала раздела продукции и получения «прибыльной нефти», подлежащей разделу с государством, отодвигается на 3–5 лет. При этом консорциум SEIC – оператор проекта «Сахалин-2» – предполагает увеличить капитальные и эксплуатационные затраты в 2-3 раза. По подсчетам РАЕН, потери России в данном случае могут составить 11-12 млрд. долларов.
Иностранные хищники
Компания ТРРР ведет бессистемную хищническую отработку месторождения с нарушениями российского законодательства
По мнению аналитика инвестиционной компании «Проспект» Дмитрия Мангилева, РАЕН вряд ли могла провести адекватный экономический анализ возможного ущерба, так как не является профильным институтом. «Хотя теоретически возможности такого анализа и таких данных я не отрицаю», – подчеркнул аналитик. С тем, что результаты исследований «несколько резки», соглашается и заведующий Лабораторией газонефтеконденсатоотдачи пластов Института проблем нефти и газа Сумбат Закиров.
Возмущение ученых РАЕН вызывает и низкий, по их мнению, уровень процента роялти, взимаемого в России по проектам соглашений о разделе продукции (СРП), который составляет всего 6%, «в то время как общемировые ставки отчисления составляют 10-12%».
В письме РАЕН, поступившем в газету ВЗГЛЯД, указывается, что российская «дочка» французского концерна Total – «Тоталь Разведка Разработка Россия» (ТРРР) «не достигла увеличения объемов добычи нефти и внедрения новых технологий при разработке Харьягинского месторождения». У оператора постоянно растут капитальные и эксплутационные затраты на разработку месторождения, которые значительно превышают расходы российских компаний на освоение схожих по геологическим параметрам участков недр, утверждают российские ученые. Также академики отметили, что объемы бурения скважин, добычи нефти и закачки воды в пласт существенно ниже проектных показателей.
После рассмотрения ситуации на Харьягинском месторождении ученые пришли к выводу, что компания ТРРР ведет «бессистемную хищническую отработку месторождения с нарушениями российского законодательства». В РАЕН не смогли оперативно ответить на вопросы газеты ВЗГЛЯД.
Академики в принципе недовольны соглашениями о разделе продукции. Общими недостатками всех проектов по СРП президиум РАЕН назвал срыв сроков обустройства и разработки месторождений, выборочную отработку отдельных месторождений и их участков, значительное превышение проектных затрат и недостаточное участие российских подрядчиков в реализации проектов.
Основные причины такого положения дел, по данным РАЕН, – «игнорирование иностранными операторами интересов России», незначительное участие российских предприятий в составе консорциумов СРП, экономическая неэффективность для государства действующих СРП и их несоответствие мировым стандартам в части распределения доходов и защиты интересов государства. В качестве одной из мер повышения эффективности СРП РАЕН предложила увеличение доли российских предприятий в составе консорциумов до 51%.
Харьягу защитит Устинов
Прокурор РФ Владимир Устинов |
Академия уже ознакомила Министерство природных ресурсов с итоговыми документами заседания президиума, на котором были рассмотрены вопросы реализации соглашений о разделе продукции при разработке Харьягинского и других месторождений, разрабатываемых в рамках СРП.
Минприроды не замедлило отреагировать на сообщение РАЕН, заявив, что Росприроднадзор и МПР намерены использовать информацию РАЕН при дальнейшем осуществлении контроля над разработкой данных месторождений.
Как отметил заместитель руководителя Росприроднадзора Владимир Смолин, «все без исключения недропользователи, будь то отечественные или иностранные компании, должны соблюдать российское законодательство, как это делают представители российского бизнеса за рубежом».
«Если компания «Тоталь Разведка Разработка Россия» не устранит нарушения проектной документации при разработке Харьягинского месторождения, Росприроднадзор будет вынужден принять самые жесткие меры воздействия, предусмотренные российским законодательством», – подчеркнул Смолин.
Как заявил газете ВЗГЛЯД заместитель главы Росприроднадзора Евгений Снегирев, его ведомство «обладает собственными исследовательскими структурами и в услугах РАЕН не нуждается». «Никакого заказа от нас не поступало. Но ситуация на Харьягинском месторождении действительно ухудшается. Total продолжает игнорировать интересы государства и не идет на уступки».
По словам господина Снегирева, новый проект авторского надзора за разработкой Харьяги Total должна представить во втором квартале. «Если в этом проекте не будут предусмотрены меры по исправлению ситуации, то мы будем настаивать на отзыве лицензии», – сказал Евгений Снегирев. По его словам, при таком развитии событий материалы будут направлены в МВД и Генпрокуратуру.
При этом, по мнению Дмитрия Мангилева, заявления о нарушениях ТРРР и SEIC могут быть использованы в качестве инструмента давления для изменения условий договора по СРП, так как иначе, по формальным основаниям сделать этого нельзя.
«В свое время Газпром заявлял о желании принять участие в проекте «Сахалин-2», однако он это делал на общих основаниях, – пояснил газете ВЗГЛЯД Мангилев. – Он обращался с этим предложением к иностранным компаниям, которые уже занимаются разработкой проекта, а не к правительству России».
«Для увеличения доли российских компаний в проекте до 51% и процента роялти, который действительно сильно занижен, и вообще пересмотра условия по СРП необходима добрая воля консорциумов, которые уже ведут эти проекты, – для стимулирования их доброй воли и могут быть использованы требования МПР, – подчеркнул аналитик. – Ведь если нарушения у компаний действительно были, им по формальным требованиям придется их устранять».
«При этом следует отметить, что хотя те или иные нарушения есть у всех компаний, однако для крупных концернов информация об этих нарушениях достаточно критична, так как бьет по их репутации».
Однако Сумбат Закиров считает, что по всем перечисленным проектам нарушений действительно очень много. «Разработка договоров по их освоению началась еще в эпоху Бориса Ельцина, когда контролирующие органы свою функцию осуществляли очень плохо, – рассказал Закиров газете ВЗГЛЯД. – Сейчас ситуация несколько улучшилась, но в целом отрасли еще очень далеко до наведения порядка, хотя для этого весь инструментарий у власти есть и необходимое количество людей тоже, не хватает пока только политической воли», – подчеркнул специалист.
«Именно поэтому передача 51% в упомянутых проектах для улучшения контроля за выполнением всех технических требований – мера необходимая, но совершенно недостаточная, – подытожил эксперт. – Она продиктована, скорее всего, другими соображениями».