Об интересе «Интерроса» к Узбекистану сообщил «Интерфаксу» источник на рынке драгметаллов СНГ. По его словам, холдинг «Интеррос» намерен приобрести у американской компании Newmont долю в СП «Зеравшан-Ньюмонт», которое разрабатывает отвалы месторождения Мурунтау Навоийского горно-металлургического комбината (ГМК). Однако, по словам источника, конечной целью «Интерроса» являются не отвалы, а доступ к урану и золоту, добываемому Навоийским ГМК.
Вытеснить американцев
Потанин сообщил на встрече с Владимиром Путиным, что холдинговая компания расширяет взаимодействие со странами СНГ, в частности с Узбекистаном и Казахстаном
Навоийский ГМК – один из крупнейших в Центральной Азии производителей драгметалла и монопольный оператор по добыче, обогащению и экспорту урана в Узбекистане. ГМК полностью принадлежит узбекскому государству, которое до сих пор ни разу не заявляло о планах по его приватизации.
Основной золоторудной базой предприятия является месторождение «Мурунтау» (Центральные Кызылкумы), отработка которого ведется с 1967 года, на его отвалах СП «Зеравшан-Ньюмонт» как раз и добывает около 12 тонн золота в год. Добычу урана методом подземного выщелачивания осуществляют три предприятия в составе комбината.
Кроме того, в апреле стало известно, что в 2007 году на баланс Навоийского ГМК может быть передано железорудное месторождение Сюрената, запасы железных руд которого составляют около 25 млн. тонн.
Newmont – второй по величине производитель золота в мире. СП «Зеравшан-Ньюмонт» создано в 1992 году Newmont Mining, узбекским Госкомитетом по геологии и минеральным ресурсам и Навоийским ГМК (НГМК) как раз для переработки методом кучного выщелачивания руды, накопленной в отвалах карьера Мурунтау. Newmont Mining владеет в этом СП 50% акций.
В мае 1995 года СП ввело в строй предприятие кучного выщелачивания стоимостью 225 млн. долларов. Сплав золота, получаемый СП после плавки, содержит до 10% серебра, 5% меди, 3-4% свинца и 2-3% других примесей. Аффинаж (металлургический процесс отделения благородных металлов от загрязняющих примесей) этого сплава осуществляется на гидрометаллургическом заводе ГМЗ-2 в Зеравшане, принадлежащем Навоийскому ГМК.
В «Интерросе» газете ВЗГЛЯД отказались комментировать информацию об интересе холдинга к компаниям Узбекистана. «Мы не будем комментировать эту информацию, она является неофициальной, – сказала газете ВЗГЛЯД замруководителя департамента по связям с общественностью «Интерроса» Нина Деменцова. – Когда у нас будут готовые проекты, мы сообщим официально. Такие проекты рассматриваются, возможно, они будут реализованы», – отметила при этом Деменцова.
Между тем на прошлой неделе глава и совладелец «Интерроса» Владимир Потанин сообщил на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным, что холдинговая компания расширяет взаимодействие со странами СНГ, в частности с Узбекистаном и Казахстаном. «Группа переживает новый этап развития, связанный с благоприятной конъюнктурой на различные сырьевые товары, на чем мы специализируемся, что позволяет расширить деятельность компании», – говорил Потанин.
«Переговоры пока не завершены, но мы вступили в диалог с нашими коммерческими партнерами и представителями государственной власти», – отметил глава холдинга.
По мнению аналитика инвестиционной компании «Проспект» Дмитрия Парфенова, «Норильский никель» в своем стремлении улавливает волю государства. «Узбекистан – стратегический регион для России, и, конечно, в интересах государства вытеснить американцев с этого рынка, – сказал аналитик газете ВЗГЛЯД. – С этой точки зрения экспансия «Норильского никеля» может быть поддержана на государственном уровне, что увеличивает шансы компании на успех».
Советские запасы
Президент Узбекистана Ислам Каримов (фото: ИТАР-ТАСС) |
Парфенов считает, что узбекские власти также пойдут навстречу «Интерросу». «Для узбекской стороны Россия – важный рынок сбыта», – говорит аналитик, отмечая, что эта страна фактически вышла из проамериканского блока ГУУАМ и присоединилась к ЕврАзЭС.
9 февраля закон «О ратификации протокола о присоединении к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС)» был одобрен нижней палатой республиканского парламента, а 25 февраля – верхней палатой. 9 марта текущего года президент Узбекистана Ислам Каримов подписал этот закон.
Решение о присоединении к ЕврАзЭС одобряют почти 95% населения Узбекистана, о чем свидетельствуют итоги социологического опроса, проведенного республиканским Центром изучения общественного мнения.
Следует иметь в виду, что в соответствии с правительственным постановлением, принятым в 1992 году, СП «имеет индивидуальную систему налогового обложения, предусматривающую почти полное освобождение от уплаты налогов». Как отмечают узбекские чиновники, это было экономически оправдано, когда цена на золото составляла 220 долларов, но с того времени цены выросли более чем в 2,5 раза, и льготное налогообложение теряет смысл для государства.
И в марте Узбекистан на встрече в Министерстве финансов с учредителями «Зеравшан-Ньюмонт» заявил о намерении уже в этом году пересмотреть льготные условия налогообложения для СП в связи с ростом мировых цен на золото.
При этом Министерство финансов Узбекистана предложило СП в ближайшее время представить расчеты и показать рентабельность предприятия. Однако, по словам одного из учредителей «Зеравшан-Ньюмонт», налоговые льготы предоставлены компании на весь период деятельности и их отмена может негативно повлиять на работу СП.
Почти одновременно с претензиями узбекских властей организация «Общество защиты прав и свобод граждан Узбекистана» обвинила СП в нанесении своей деятельностью вреда окружающей среде Узбекистана на 1 млрд. долларов из-за Newmont, которая, по мнению организации, использует вредные жидкие цианиды в работе СП. По мнению Парфенова, эти факты могут быть взаимосвязаны и станут поводом для узбекских властей прекратить отношения с американской компанией.
«Оценивая экономические выгоды для России при приобретении доли в СП «Зеравшан-Ньюмонт», нужно учитывать намерение Сергея Кириенко строить новые атомные станции, – отметил эксперт. – В настоящее время Россия больше потребляет топлива для АЭС, чем производит. Пока используются советские запасы, однако со временем может возникнуть дефицит, а Узбекистан еще со времен СССР был поставщиком урана в Россию», – сообщил Парфенов.
При этом, по мнению аналитика, если «Интеррос» будет выкупать долю американцев, то покупка обойдется компании в 100-110 млн. долларов.