Директор Департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексей Симановский на конференции в Токио предложил упростить порядок владения акциями российских банков для нерезидентов и сравнил введение ограничений для них с «забором в поле».
Не надо выстраивать забор в поле, потому что он будет смущать и будут вопросы: зачем в поле забор?
«Не надо выстраивать забор в поле, потому что он будет смущать и будут вопросы: зачем в поле забор? какая логика? какой резон?» – озадачил иностранных инвесторов представитель российского ЦБ.
Выступая перед аудиторией, Алексей Симановский мысленно вернулся на 10 лет назад и напомнил, что тогда совет директоров ЦБ уже устанавливал квоту на участие капитала нерезидентов на уровне 12%, тогда как фактически его доля составляла 2-3%. «Банкиры стали волноваться, и ничего, кроме разговоров, эта мера не принесла. Квота действовала в течение года, но все об этом помнят до сих пор», – подчеркнул негативный эффект от квотирования Алексей Симановский.
Если планка устанавливаемой квоты выше практического уровня, это только будоражит общественность и не способствует достижению цели «как в стратегическом плане, так и в операционном», рассуждает Симановский.
Сейчас доля иностранного капитала в уставном капитале российской банковской системы составляет 11,15%. В то же время, по данным Банка России, активы банков, контролируемых нерезидентским капиталом более чем на 50%, составляют в совокупных активах 8,3%, в капитале – 9,3%.
При этом за минувший год число банков с 100%-ным иностранным участием выросло с 33 до 41, а с более чем 50%-ным участием с 42 до 52.
По мнению Алексея Симановского, меры по ограничению нерезидентского капитала вводить не надо, а необходимо предусмотреть более простой порядок владения для иностранного капитала акциями российских банков и приравнять условия владения российскими и иностранными акционерами. Более того, Алексей Симановский рассчитывает на то, что к 2010 году присутствие иностранного капитала удвоится и его доля составит 20%.
Сейчас никаких ограничений на участие в российском банковском капитале законодательством не предусмотрено. «Но периодически такие идеи возникают, – поясняет начальник управления финансовых и операционных рисков Межпромбанка Александр Буря. – Хотя во введении ограничений смысла действительно нет».
Специалист отдела международных отношений и международного бизнеса Европейского трастового банка Сергей Федотов, наоборот, считает, что ограничения необходимы, так как нерезиденты могут навредить отечественной банковской системе, которая «недостаточно конкурентна». «Иностранные инвестиции хороши, но только под конкретный проект и без участия в капитале банка», – заявил Сергей Федотов газете ВЗГЛЯД.
Но, по мнению Александра Бури, чтобы сохранить и повысить конкурентность российских банков, гораздо важнее не пускать в страну филиалы западных финансовых корпораций.
Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян категоричен в вопросе работы с филиалами. «На этот вопрос уже все однозначно сказали «нет», – отрезал глава АРБ, выступая на конференции в Токио. «Это не потому, что мы закрытая экономика, – пояснил Тосунян. – По валютной либерализации мы практически все ограничения сняли, и никто против этого не возражал».
Президент АРБ напомнил, что филиалы не дадут развиваться российским банкам, которые не обладают такими дешевыми ресурсами, как иностранные. Но если иностранные банки работают под российской юрисдикцией, то АРБ ничего не имеет против.
«К участию иностранного капитала мы относимся положительно, – сказал он. – Но здесь не нужно перебарщивать и следует помнить, что банковская система – это атрибут национального суверенитета, атрибут экономической безопасности», – предостерег Гарегин Тосунян.