Компания «Ростелеком» объявила об открытии общероссийской сети центров продаж и обслуживания клиентов в рамках оказания услуг дальней связи. В настоящее время центры открываются в 21 крупнейшем городе страны, среди которых Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара. К началу лета планируется открыть еще 23 подобных центра, что позволит охватить сервисными услугами всю территорию страны, от Калининграда до Владивостока.
Повернуть государственную машину вспять очень непросто – она инертная: долго разгоняется и также долго тормозится
С 1 января 2006 года вступили в силу новые правила оказания услуг междугородной и международной связи, по которым эти услуги могут предоставлять только операторы, имеющие соответствующие лицензии. «Ростелеком» заключил все необходимые агентские договоры, из-за этого, по словам заместителя генерального директора «Ростелекома» Светланы Синадской, услуги компании оказались нерентабельными. Около 48% дохода «Ростелеком» получал от дальней связи, теперь весь этот доход компания тратит на оплату услуг других операторов и агентские отчисления.
Для преодоления создавшегося кризиса «Ростелеком» намерен вывести на рынок новые услуги и искать альтернативные схемы агентских договоров. И это вполне логично, считает аналитик инвестиционной компании (ИК) «Атон» Надежда Голубева. «Ростелеком» хочет быть ближе к клиентам», – пояснила она газете ВЗГЛЯД.
Проблемы у «Ростелекома» возникли из-за несогласованности действий двух государственных ведомств, уверена аналитик. Дело в том, что стоимость минуты междугородней и международной связи для конечного потребителя – основной параметр, влияющий на доход компании, – регулируется Федеральной службой по тарифам. При этом тарифы, которые Ростелеком отчисляет региональным операторам, – «стоимость последней мили» – регулируются Россвязьнадзором.
При этом возникшая проблема затронула только регионы, отмечает эксперт. Москвы она коснулась в значительно меньшей степени. То есть значительное снижение рентабельности могло произойти по тем услуга, которые в бюджет компании ранее приносили около 36% (так как 12% приходится на Москву). «Но следует отметить, что пока тарифы на отчисления местным операторам были установлены только в половине регионов РФ», – сказала специалист.
«Кроме того, мы не знаем, насколько реально снизилась рентабельность услуг междугородней связи для «Ростелекома», поскольку тарифы на отчисления местным операторам пока опубликованы не были, – сообщила Голубева. – О проблеме стало известно только со слов «Ростелекома». Сколько времени может занять пересмотр тарифов – сказать сложно. Повернуть государственную машину вспять очень непросто – она инертная: долго разгоняется и также долго тормозится. Может быть, случай с «Ростелекомом» станет исключением.
В «Ростелекоме» газете ВЗГЛЯД сообщили, что в первую очередь компания намерена в сетях предоставлять услуги на основе интеллектуальной платформы компании, такие как «Бесплатный вызов» по коду 8-800 или «Телеголосование», услугу международного евроазиатского транзита (ТЕА), организацию виртуальных частных сетей.
Однако «пока у «Ростелекома» нет возможности перекрыть возможное снижение рентабельности базовых услуг, какими-либо новыми», уверена аналитик Атона. «Безусловно, довольно интересным было бы предложение выхода в Интернет, но это только долгосрочные перспективы, – отмечает Голубева. – К тому же завоевать место под солнцем за один день там не удастся. Сейчас его поделили местные компании электросвязи и такие крупные операторы, как «Гольден Телеком» и «Иквант», – уверена аналитик.