В среду главы ведущих российских сетей по продаже электроники и бытовой техники выступили с совместным официальным заявлением о выводе из ассортимента торговых компаний продукции Panasonic. Продавать технику Panasonic отказались «Эльдорадо», «М.Видео», «Техносила», «Мир», «Евросеть» и «Связной».
Крупнейшие торговые компании хотят, чтобы Panasonic ввозил свою продукцию в Россию и продавал ее торговым сетям напрямую, а не через многочисленных сомнительных посредников
Крупнейшие российские ретейлеры считают, что японская фирма ведет недобросовестный, а местами незаконный бизнес в России. Отказываясь от продажи всех товаров под маркой Panasonic в своих магазинах, компании отмечают хорошее качество самого продукта. А нарекания участников рынка вызывает политика Panasonic в области дистрибуции на территории России.
С прошлого года в России действует правовая база, которая позволяет работать в условиях прямого импорта. Многие производители начали прямой ввоз своей продукции в Россию, часть – открыла собственные производства.
Крупнейшие торговые компании хотят, чтобы Panasonic ввозил свою продукцию в Россию и продавал ее торговым сетям напрямую, а не через многочисленных сомнительных посредников. Представители розничных сетей хотят, чтобы расчет импортируемых товаров проводился в рублях, а схемы логистики были четкими. «Мы хотим честную конкуренцию, хотим легальный товар в наших магазинах», - заявил президент сети магазинов «Эльдорадо» Игорь Яковлев.
При этом с Panasonic по многим параметрам возникают сложности. Вице-президент компании «М.Видео» Александр Зайонц назвал Panasonic «самой непоследовательной» в работе. «Мы не хотим работать с компаниями-производителями, которые повернуты к легальным участникам рынка задней частью спины», - заявил глава «Евросети» Евгений Чичваркин, вспомнив опыт работы компании по продаже телефонов DECT.
В московском представительстве компании Panasonic заявили, что сейчас не готовы комментировать заявление представителей торговых компаний.
Глава «Евросети» Евгений Чичваркин |
Ретейлеры уверены, что отказ от продукции Panasonic не ударит по доходам компаний. «Общее количество продукции других моделей высоко, поэтому нам есть что предложить клиентам, - заявил президент компании «Техносила» Вячеслав Зайцев. - Мы надеемся, что ничего не потеряем, а в случае грамотной работы даже приобретем».
Совместное обращение ретейлеров предназначено для производителей, которые настроены на долговременное стратегическое партнерство на рынке. «Надеемся, что коммерческий здравый смысл возобладает», - отметил глава «Евросети», который, по сведениям участников рынка, выступил инициатором объединения торговых компаний.
Президент Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Александр Онищук заявил газете ВЗГЛЯД, что прошедшее «мероприятие придаст динамику» борьбе с недобросовестными участниками рынка и «станет катализатором» этого процесса. По его словам, дальнейшие действия будут зависеть от реакции прессы, производителей, чиновников и рынка.
Евгений Чичваркин также уверен, что резонанс в прессе будет способствовать изменению политики Panasonic в отношении конкретных дистрибьюторов и сотрудников московского представительства, в частности руководителя телекоммуникационного направления Александра Вертунова.
Поводом для коллективного недовольства розничных продавцов бытовой техники стали цены в новых магазинах. 2 декабря открылись два розничных магазина германской компании Media Markt. Для привлечения покупателей Media Markt ввела на ряд товаров практически демпинговые цены, в том числе и на продукцию Panasonic. По мнению участников рынка, некоторые позиции из ассортимента представлены «серой» продукцией.
Михаил Дмитриев, директор по маркетингу и развитию бизнеса группы компаний DIVIZION считает, что Media Markt выходит на российский рынок не новым способом. «Один из самых быстрых и, может быть, эффективных способов - демпинг. Игрок такой величины может это позволить. В дальнейшем компания откажется от этой практики», - считает Михаил Дмитриев.
По его словам, обвинения в адрес производителей просто предлог для остальных участников. «Подобного уровня компания может позволить себе демпинг цен и без специальных условий со стороны производителей», - подчеркнул господин Дмитриев.
Но ретейлеры отмечают, что нет смысла связывать появление нового участника на рынке и совместное заявление крупнейших компаний. По словам президента «Связного» Максима Ноготкова, говорить о Media Markt как о глобальном участнике рынка «пока рановато».
«Иностранные компании должны присутствовать, чтобы российские продавцы были в тонусе», - считает господин Чичваркин. Но важно, чтобы иностранные производители работали по тем же принципам, что и российские сети, отмечают ретейлеры.
Так, российские компании регулярно подвергаются проверкам, а иностранных торговцев это касается в гораздо меньшей степени. Гендиректор компании «Мир» Евгений Кабанов подчеркнул непоследовательность позиции правительства в отношении иностранных производителей, которое, с одной стороны, препятствует импорту, устанавливая высокие таможенные пошлины, а с другой стороны - приветствует иностранных производителей, особенно на местном уровне и уровне субъектов Федерации.
Совместное заявление ретейлеров привлекло внимание Федеральной антимонопольной службы. В ведомстве не исключают, что действия российских торговых сетей в отношении продукции Panasonic содержат признаки нарушения закона о защите конкуренции. В частности, речь идет о статье 11 закона «О защите конкуренции».
Чтобы принять окончательное решение - возбуждать или не возбуждать дело против ретейлеров, ФАС собирается провести совещания с представителями Panasonic и крупных розничных торговых сетей, а также официально запросить у участников рынка информацию этому вопросу.