«Недропользователем Штокмановского месторождения на 100% будет выступать Газпром. В течение длительного времени Газпром рассматривал возможность предоставления 49% в Штокмановском проекте иностранным компаниям.
Средств у Газпрома хватит - по итогам года концерн ожидает чистую прибыль на уровне 20 млрд. долларов
Однако иностранные компании не смогли предоставить активы, соответствующие по объему и качеству запасам Штокмановского месторождения», – сказал председатель правления российского концерна Алексей Миллер, которого процитировала пресс-служба Газпрома.
Штокмановское газоконденсатное месторождение расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря. Его запасы по категории С1+С2 составляют 3,7 трлн. кубометров газа и более 31 млн. тонн газового конденсата. Месторождение готовится к освоению с учетом последующей реализации сжиженного природного газа в США и других странах. Стоимость разработки Штокмана превышает 20 млрд. долларов.
Первоначально в качестве возможных партнеров российского концерна по Штокмановскому проекту рассматривались норвежские корпорации Statoil и Norsk Hydro, американские ConocoPhillips и Chevron, а также французская компания Total. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, эти корпорации вошли в short-list Газпрома в прошлом году.
Но переговоры с потенциальными партнерами осложнялись политическими противоречиями между Москвой и Вашингтоном и амбициями Газпрома, претендующего на роль глобальной энергетической корпорации.
Представители компаний, которых Алексей Миллер включил в short-list, говорят, что российская газовая монополия не предупредила их о решении отказаться от тендера. «Нас не предупреждали», - сказала газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь корпорации Total Патрисия Мари. «Мы узнали о решении Газпрома от вас, и у нас нет комментариев», - говорит и Хаворд Молланд из Norsk Hydro. «Пока не можем ничего сказать по этому поводу, так как получили информацию только что», - отмечает официальный представитель Statoil Кай Нильсен. В Chevron также отказались прокомментировать газете ВЗГЛЯД ситуацию. Связаться с представителями ConocoPhillips не удалось.
«Это дело всегда имело политический оттенок, - напоминает аналитик компании FIM Securities Дуглас Рольфс. - Участники рынка полагали, что одним из партнеров Газпрома обязательно станет норвежская компания. Их опыт был бы очень полезен при реализации Штокмановского проекта. Не знаю, способен ли Газпром самостоятельно разрабатывать месторождение». Эксперт МДМ-Банка Андрей Громадин, напротив, уверен, что газовая монополия сможет найти деньги на реализацию проекта, и считает, что концерн просто не захотел «делиться прибылями». «Обычно партнеров подключают, чтобы снизить операционные риски, но, видимо, в компании решили, что они не слишком велики. Средств у Газпрома хватит - по итогам года концерн ожидает чистую прибыль на уровне 20 млрд. долларов», - говорит Андрей Громадин.
«За этим решением просматриваются экономические причины, - считает директор по корпоративным исследованиям Hermitage Capital Management Вадим Клейнер. – В первую очередь, высокие цены на газ. Вероятно, Газпром полагает, что у него достаточно средств для того, чтобы самостоятельно разрабатывать Штокмановское месторождение».
Отказ от партнерства с иностранными корпорациями противоречит ранее достигнутым соглашениям. Газпром дал участникам short-list надежду на вхождение в один из крупнейших газовых проектов. Но Штокман стал одним из аргументов в политических спорах Москвы с Вашингтоном и странами ЕС.
Однако эксперты отмечают, что разрыв партнерства по Штокману не противоречит нормам деловой этики. Соглашение не было заключено, так что формально никакие договоры не расторгались. «Не думаю, что это международный скандал, - говорит Дуглас Рольфс. - Возможно, это деловое решение». Вадим Клейнер также объясняет действия Газпрома желанием в полной мере воспользоваться благоприятной рыночной конъюнктурой.
Алексей Миллер обещает, что при разработке месторождения будут использоваться современные технологии и технические решения, в том числе в производстве СПГ. «Для этих целей в качестве подрядчиков будут привлечены авторитетные международные компании. Важнейшим условием этих подрядных договоров будет являться соблюдение сроков и стоимости работ. Это решение – дополнительная гарантия надежности поставок российского газа в Европу на долгосрочную перспективу и доказательство того, что европейский рынок имеет для компании лидирующее значение», - сказал господин Миллер.
В Газпроме отмечают, что международные тендеры будут проводиться при реализации проектов строительства объектов инфраструктуры в рамках Штокмановского проекта.
Дуглас Рольфс не исключает, что российская монополия продолжит сотрудничество с норвежскими компаниями в урезанном формате. «Газпром все еще может пригласить консультантов из норвежских концернов», - напоминает аналитик.
«Но речь шла об инвестициях крупных западных энергетических компаний, которые могли принести новые технологии в российскую экономику. Тенденция к вытеснению иностранных компаний из топливно-энергетического комплекса при высоких ценах на нефть наблюдается во многих странах», - замечает господин Клейнер.