Проект закона был подготовлен еще в апреле этого года, после того, как президент Путин высказался, что десять лет для пересмотра итогов приватизации - «это неоправданно долго», такой срок «порождает массу неопределенностей и расхолаживает государство и других участников процесса». Уже в начале апреля Путин предложил сократить этот срок до трех лет, а затем повторил свое требование во время традиционного послания Федеральному собранию. Законопроект был подготовлен в кратчайшие сроки.
Независимый депутат Сергей Попов считал новый закон «бесполезным» и уверял, что физическим лицам это никак не поможет
Министр юстиции РФ Юрий Чайка также высказывался в поддержку сокращения сроков исковой давности по приватизационным сделкам. «Это решение будет способствовать стабилизации на рынке, защите инвестиций и противодействовать попыткам недобросовестного захвата чужого имущества», - заявил министр, когда новый закон поступил на обсуждение в Госдуму.
Депутаты оказались не столь чуткими и приняли законопроект не единогласно. Так, независимый депутат Сергей Попов считал новый закон «бесполезным» и уверял, что «физическим лицам это никак не поможет». Однако уже 6 июля проект закона был принят сразу во втором и третьем чтениях, а 13 июля получил одобрение Совета Федерации.
Как сообщает пресс-служба президента РФ, сокращение сроков исковой давности по приватизационным сделкам «направлено на укрепление стабильности гражданского оборота и улучшение инвестиционного климата в стране». Эксперты, в основном, согласны с такой позицией. «В принципе, это позитивная мера, - считает аналитик долгового рынка УК «Атон-менеджмент» Алексей Ю. - Не думаю, что это мгновенно отразится на российском рынке, но это дает дополнительную гарантию, что ЮКОСа №2 не будет. Ведь один из существенных рисков для иностранных инвесторов на нашем рынке - это риск пересмотра итогов приватизации».
Новый закон затронет и сделку по продаже Юганскнефтегаза - основной добывающей дочерней компании ЮКОСа (фото ИТАР-ТАСС) |
Некоторые эксперты относятся к новому закону весьма скептически. Один из аналитиков крупной управляющей компании вспомнил сделку по продаже Юганскнефтегаза - основной добывающей дочерней компании ЮКОСа. В ходе аукциона по Юганскнефтегазу в декабре 2004 года победило никому не известное ООО «Байкалфинансгруп», которое через четыре дня после совершения сделки перешло в собственность государственной компании Роснефть. «Получается, что после 2008 года сделку по такой странной продаже Юганскнефтегаза уже нельзя будет оспорить, а ведь именно она - яркий пример того, что в этом году рост инвестиций в нашу страну значительно снизился, - считает аналитик. - После таких сделок не стоит рассчитывать, что деньги в Россию потекут рекой». В качестве примера эксперт привел отказ американской инвесткомпании Carlyle Group от создания крупного фонда инвестиций в Россию, поскольку страна является слишком рискованной для серьезного бизнеса. Вместе с тем Carlyle Group в этом вопросе нельзя считать абсолютно неангажированной, в свое время на рынке появлялась информация о ее близости к ЮКОСу.