Глава инвестиционного фонда Hermitage Capital Management (НСМ) Уильям Браудер полностью поддержал действия российских властей в экономической сфере, включая дело ЮКОСа. Глава НСМ уверен, что в 2005 году «Путин услышал инвесторов и теперь действует».
«Как мне объяснили»
Экс-советник президента, вероятно, постоянно забывал упоминать, что быстрые темпы грозят перегревом экономики
Управляющий вложениями в Россию более 3 млрд. долларов 6 тыс. западных инвесторов Браудер сообщил в своем выступлении в эфире телекомпании CNBC «Путин смотрит на Запад», что в правильности курса Владимира Путина его окончательно убедили либерализация рынка акций Газпрома и планы по выводу Роснефти на IPO.
Но главным было назначение экс-канцлера Германии Герхарда Шредера на пост дочерней структуры Газпрома. Это назначение господин Браудер считает «страховым полисом для инвесторов», сообщил «Коммерсантъ».
Буквально две недели назад другой представитель США совершенно по-другому оценивал строительство Северо-Европейского газопровода (СЕГ) Тогда помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Дэниел Фрид сказал, что этот проект не является экономически обоснованным и больше преследует политические цели, сообщил ИТАР-ТАСС.
При этом Фрид сделал невинную, на первый взгляд оговорку. Главным аргументом в пользу такой позиции стали не его собственные умозаключения, а пересказ с чьих-то слов. В качестве обоснования Фрид, отвечая на вопрос ИТАР-ТАСС, привел довод «как мне объяснили».
Видимо объясняли ему ситуацию с СЕГ представители Прибалтики и Польши, чью аргументацию он, собственно, и повторил, добавив от себя, что США хотели бы, чтобы Россия не ссорилась со своими соседями и не давила на них.
Фактически это означало, что в его словах превалировала политическая аргументация, а не экономическая целесообразность, о которой он якобы так заботился.
Интересы национальной безопасности
Экс-советник президента Андрей Илларионов (фото ИТАР-ТАСС) |
В пользу этого говорит и тот факт, что «публичная порка» Герхарда Шредера по поводу его согласия стать председателем комитета акционеров СЕГ была возбуждена не экономистами, а недавними политическими противниками Шредера.
«Актуальный час» в Бундестаге, на котором критики Шредера ожидали получить от правительства ФРГ оценку действий бывшего канцлера, инициировала оппозиционная Свободная демократическая партия. Обрушились же с яростной критикой на экс-канцлера представители ХДС, которые были конкурентами Шредера на выборах.
Кроме того, в результате проведения этого «актуального часа» никаких экономических выводов о нецелесообразности строительства СЕГ не последовало. Единственное, чего смогли добиться политические противники Шредера, – это создания этического кодекса бывших политиков. Подчеркнем еще раз – этического, но не экономического.
Но была и экономическая критика в адрес правительства России. Правда, шла она не со стороны Запада. Ее автором был подавший во вторник в отставку советник президента Андрей Илларионов. С его точки зрения все действия, предпринимаемые российской властью за последние два года, были экономически нецелесообразны.
Однако позиция Илларионова не настолько уж обоснована с экономической точки зрения. Главным аргументом в пользу своих выводов бывший советник президента называл недостаточные с его точки зрения темпы экономического роста.
Экс-советник президента, вероятно, постоянно забывал упоминать, что быстрые темпы грозят перегревом экономики. В то время как для зарубежных инвесторов (за интересы которых помимо интересов государства российского вроде бы ратовал Андрей Илларионов) одним из главных доводов для вложений является не быстрые, а умеренные темпы роста, так как именно последние характеризуют стабильную экономическую ситуацию.
Именно за стабильность и боролся президент России Владимир Путин, принимая все последние значимые решения, уверен экономист Браудер. В том числе и в «деле ЮКОСа». Так, руководитель НСМ заявил, что уголовные дела против Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и их коллег и выкуп Роснефтью Юганскнефтегаза «были продиктован интересами национальной безопасности».
Таким образом, возникают большие вопросы к тому, кто назвал «дело ЮКОСа» «аферой года». Выходит, что господин Илларионов тоже больше руководствовался в своих советах не экономической целесообразностью, а политической конъюнктурой и лоббизмом, в частности позиция Илларионова странным образом была зачастую крайне схожей с аргументами представителей РУСАЛа.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом