Одно из первых заявлений нового менеджмента коснулось проекта «General Motors-АвтоВАЗ», выпускающего «российский Chevrolet. Новое руководство может пересмотреть отношение к нему.
Нулевая рентабельность
Совместное предприятие с General Motors – это хорошо, но без серьезной поддержки государства заводу не обойтись
На пресс-конференции по итогам первого заседания нового совета директоров АвтоВАЗа новый президент-гендиректор Игорь Есиповский заявил: «Мы по поводу сотрудничества с General Motors отдельно поговорим», – сообщил «Интерфакс».
По его мнению, не может быть признана удовлетворительной ситуация, которая сложилась вокруг этого проекта. Есиповский сказал, что в последние месяцы СП «GM-АвтоВАЗ» работает «с нулевой или даже немного отрицательной рентабельностью». Новый гендиректор считает необходимым проанализировать, что происходит, с тем чтобы пересмотреть проект.
Акционеры СП «GM-АвтоВАЗ» – ОАО «АвтоВАЗ», General Motors и Европейский банк реконструкции и развития. СП начало свою деятельность в 2002 году с производства внедорожников Chevrolet-Нива. Осенью 2004 года предприятие приступило к выпуску второй модели – легковых автомобилей Chevrolet-Вива.
В январе-сентябре 2005 года СП «GM-АвтоВАЗ» выпустило 41 тыс. 304 автомобиля, что на 8,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. За весь 2004 год СП произвело 55 тыс. 150 автомобилей против 25 тыс. 235 авто в 2003 году.
Совместное предприятие с General Motors – это хорошо, но без серьезной поддержки государства заводу не обойтись, и она ему обещана. Правда, новый гендиректор Есиповский сказал, что если завод не решит внутренних проблем, то никакая государственная поддержка не позволит ему стать таким предприятием, каким он должен стать.
Коллега Есиповского по совету директоров АвтоВАЗа глава Федерального агентства по промышленности РФ (Роспром) Борис Алешин на пресс-конференции в четверг в Тольятти сообщил, что агентство подготовило программу развития легкового автомобилестроения в России.
По его словам, программа предполагает господдержку легкового автомобилестроения РФ на уровне 5 млрд. долларов до 2010 года. Глава Роспрома сообщил, что эта программа уже представлена премьер-министру России Михаилу Фрадкову. «Мы постарались обосновать эту цифру», – подчеркнул Алешин.
Отвечая на вопрос о том, каких предприятий будет касаться эта программа, Алешин сказал, что государство определит исполнителей на конкурсной основе. При этом он напомнил, что АвтоВАЗ является крупнейшим производителем легковых автомобилей в РФ.
По словам Алешина, представленная программа предусматривает разработку новых платформ легковых автомобилей, нового модельного ряда двигателей.
Меры стимулирования сбыта
Глава Роспрома Борис Алешин (фото ИТАР-ТАСС) |
Вообще Алешин считает важнейшей задачей государства протекционизм, а важнейшим инструментом развития легкового автомобилестроения – инвестиционную политику со стороны государства, которая, в частности, должна заключаться в особом внимании к исследовательским работам.
Глава Роспрома высказался за изменение постановления правительства «О промышленной сборке в РФ». Он требует выровнять условия производства для отечественных и зарубежных производителей. Сейчас иномарки имеют некоторые преимущества. Алешин также отметил, что государство давно не инвестировало в смежные отрасли, в работы двойного применения.
При этом Алешин отметил, что на АвтоВАЗе «достаточно внушительное социальное обременение, которое завод оплачивает в одностороннем порядке». Поэтому глава Роспрома вышел с предложением передать эту сферу на муниципальный уровень.
Также Алешин рассказал, что рассматривается предложение о конвертации задолженности в инвестиции. В частности, Роспром рассчитывает на реализацию совместной с Внешторгбанком программы кредитования покупки автомобилей, что будет стимулировать спрос на них.
В свою очередь, член совета директоров АвтоВАЗа старший вице-президент Внешторгбанка Василий Титов заявил на пресс-конференции, что банк рассматривает АвтоВАЗ как стратегического партнера в финансовом секторе и готовит специальную программу сотрудничества – от организации правильного финансирования поставок до мер стимулирования сбыта. Именно в этой связи он продолжил мысль Бориса Алешина и добавил, что банк ВТБ-24 одной из своих задач видит развитие программы кредитования покупок автомобиля «Лада».
Репрессивные действия
Заместитель генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Владимир Артяков (фото ИТАР-ТАСС) |
В четверг акционеры АвтоВАЗа на внеочередном собрании досрочно прекратили полномочия прежнего совета директоров и избрали его новый состав, в него, как и в прежний, вошли 12 человек.
В новый совет вошли глава Роспрома Борис Алешин, два представителя Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Рособоронэкспорт» – Артяков и Есиповский, старшие вице-президенты Внешторгбанка Андрей Пучков, Валерий Лукьяненко и Василий Титов. Эти шесть членов совета директоров фактически представляют интересы государства. Председателем совета директоров избран Артяков, а первое заседание совета назначило гендиректором Есиповского.
Ранее пост председателя совета директоров АвтоВАЗа занимал Владимир Каданников, президентом – генеральным директором компании был Виталий Вильчик.
Как сказал Артяков, «Вильчика необходимо использовать на заводе и вопрос его конкретного трудоустройства будет решаться отдельно». «Время покажет, кто и как будет меняться», – отметил он, добавив, что преемственность будет сохранена. По словам Есиповского, новое руководство с уважением относится к существующему менеджменту и «репрессивных действий» в отношении него не обсуждалось.
Хотя многие наблюдатели сделали вывод о национализации предприятия, Алешин опроверг слухи о покупке Рособоронэкспортом или другими госструктурами акций АвтоВАЗа. Он отметил, что государство лишь предоставило АвтоВАЗу менеджмент, добавив, что у Рособоронэкспорта он успешный.
Он подчеркнул, что вопрос о национализации АвтоВАЗа и сопутствующих производств не стоит. «Перспективы завода большие, – сказал Артяков. – Кто и как будет покупать [акции предприятия], я не стал бы обсуждать, надо понять, какой подход будет выстраиваться с точки зрения реализации развития компании».
Между тем Алешин, говоря о структуре собственности АвтоВАЗа, заметил, что, по его мнению, перекрестная система владения не очень удачная. Компанию, сказал Алешин, надо приводить в порядок, то есть выстроить нормальную корпорацию с последующим выводом активов на мировой фондовый рынок.
По последним опубликованным АвтоВАЗом данным, 32,35% уставного капитала принадлежит АО «АВВА», 20,24% – ЗАО «ЦО АФК», 2,69% – ЗАО «ИФК».
АвтоВАЗу принадлежит 85,9% акций ОАО «АВВА», 50% акций «ЦО АФК», 51% – ЗАО «ИФК». Еще 10% акций «ЦО АФК» принадлежит ОАО «АВВА», Внешэкономбанку принадлежит чуть более 7% акций, около 16% – физическим лицам, 1,5% акций находятся в федеральной собственности. Контрольный пакет компании фактически принадлежит его дочерним предприятиям.