По предложению директора МАГАТЭ, задачей банка будет обеспечение ядерным топливом атомных электростанций третьих стран. В таком случае, по предположению Мухаммеда эль-Барадея, для неядерных государств отпадет необходимость создания собственных мощностей по обогащению урана и плутония, а также необходимость обладания полным циклом производства расщепляющихся материалов. Глава МАГАТЭ сообщил, что подобный Всемирный банк ядерного топлива может быть создан уже в будущем году. Находясь с визитом в США, Мухаммед эль-Барадей отметил, что Вашингтон и Москва позитивно откликнутся на данную инициативу.
Молчание Росатома
США уже сейчас готовы предоставить в фонд банка 17 тонн оружейного урана
Однако, несмотря на оптимистичные заявления нобелевского лауреата, до создания такой организации пройдет несколько больше года.
Так, по словам руководителя Федерального агентства по атомной энергии РФ Александра Румянцева, Россия пока лишь проявляет «большой интерес к идее интернационализации ядерного топливного цикла» и готова принять активное участие в ее реализации. Пока это участие выражается, по словам эль-Барадея, в «готовности Москвы передать некоторое количество ядерного топлива» для новой программы.
В самом Федеральном агентстве журналисту ВЗГЛЯД отказались уточнить, о каком количестве расщепляющегося материала идет речь. Более того, по словам собеседника, пока даже не назначен ответственный руководитель программы с нашей стороны и всю достоверную информацию уполномочен давать лишь отсутствующий в Москве глава агентства.
Очевидно, что подобный «заговор молчания» связан с работой двусторонней комиссии. К 10 декабря глава Росатома и министр энергетики США представят президентам своих стран доклад о сотрудничестве в области ядерной безопасности.
Меньше секретов делают из своего участия в банке американцы. Так, по словам заместителя госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Роберта Джозефа, США уже сейчас готовы предоставить в фонд банка 17 тонн оружейного урана, из которого после переработки можно произвести 290 тонн топлива для АЭС (ТАЭС). По оценке Джозефа, стоимость тонны ТАЭС приближается к 100 тыс. долларов. Американская открытость носит несколько пропагандистский характер: Вашингтон не забыл заявить, что уран получен из боеголовок ракет МХ, снятых недавно с вооружения. Росатом пока заявляет о готовности переработать 500 тонн урана в 8,5 тысяч тонн ТАЭС к 2013 году. То есть примерно по 62,5 тонны урана в год, или 1066 тонн ТАЭС. Таким образом, в год Россия могла бы зарабатывать порядка 110 млн. долларов, или 860 млн. долларов к 2013 году.
Неясные функции
Глава Международного агентства по атомной энергии Мухаммед эль-Барадей (фото REUTERS) |
Однако, как представляется, стороны пока не пришли к единому мнению и о том, кто будет физически контролировать запасы ТАЭС. Так, глава МАГАТЭ, выступая 9 ноября на конференции, устроенной Фондом Карнеги, вскользь упомянул о строительстве нескольких централизованных хранилищ, откуда горючее, как с обычной оптовой базы, будет отпускаться покупателям.
Иного взгляда придерживаются американцы. Тот же Роберт Джозеф, например, пояснил, что пока такой банк будет в основном иметь «виртуальный характер» и сводиться к выдаче гарантий на поставки третьим странам, поскольку ни сейчас, ни в обозримом будущем на мировом рынке нехватки топлива для АЭС не предполагается.
Тем не менее замгоссекретаря США согласился теоретически допустить, что когда-нибудь нехватка все же возникнет. В таком случае, по его словам, странам – получателям топлива нужно поверить обещаниям государств, его производящим, не оставить их на голодном энергетическом пайке. «Мы готовы дать самые крепкие и надежные гарантии», – подчеркнул Джозеф, не вдаваясь в детали таких гарантий.
Таким образом, пока неизвестно, что будет представлять собой новая организация. Неясна ее структура, загадочны и функции. Говоря о ней, американцы избегают употребления слова «банк» (в определении «кредитно-финансовая организация»), говоря о «фонде» – организации распределительной. Возможно, что ситуация прояснится 10 декабря, после чего можно будет оценить и ее функции, и те дивиденды, которые она принесет каждой из сторон.