Культура

9 июля 2012, 21:16

Прилепин дал мягкую отповедь Быкову

Фото: ast.ru

Современные российские писатели (по крайней мере, те из них, которые не являются газетными критиками) не столь уж часто пишут о творчестве своих коллег-соотечественников. Одно из исключений – Захар Прилепин: эссе о новейшей литературе выходят из-под его пера едва ли не чаще, чем собственно литература.

Жанр вольной писательской статьи о текущих литературных явлениях, в рамках которого сочинитель так или иначе рискует уподобиться критику, – вещь особая. Писать о собратьях по перу – занятие далеко не для всех мастеров слова. Это, на самом деле, совершенно не удивительно, особенно для того, кто слышал некоторое количество искренних непубличных реплик писателей друг о друге. Впрочем, дело не только в профессиональной этике, но и в том, что способность к адекватной и общеинтересной оценке коллег и конкурентов – тоже своего рода дар. Имеющий, заметим, довольно мало общего с даром собственно литературным.

Прилепин-публицист может вдумчиво размышлять, в какой момент лучше было убить Ельцина, или наносить виртуальные удары по челюстям своих буржуазных оппонентов

Для Захара Прилепина разграничений между социально-политической и литературной публицистикой, на первый взгляд, не существует. Выступая в качестве публициста, он чувствует себя совершенно свободно независимо от темы. В частности, о прочитанных книгах он способен высказываться с такой же безапелляционностью, как и о различиях между городом и деревней. Свидетельство тому – новый сборник Прилепина «Книгочет», составленный из критических и окололитературных текстов разного времени.

Тем не менее, этот же самый сборник позволяет увидеть, что все не так просто: прилепинский подход к нехудожественной (или не совсем художественной) прозе на самом деле имеет свои нюансы.

Как и любой, кому дорог левацкий имидж, Прилепин время от времени включает текстовый регистр, отвечающий за социальную злость; в статьях и в эссе, где отсутствуют беллетристические условности, соответствующие места выглядят особенно грозно. Прилепин-публицист, скажем, может вдумчиво размышлять, в какой момент лучше было убить Ельцина (или почему его, так и быть, убивать все же не следовало), или же наносить виртуальные удары по челюстям своих буржуазных оппонентов (которые, впрочем, всегда радушно принимают бунтаря в своих гламурных кущах).

Захару Прилепину одинаково комфортно в роли писателя и критика (фото: ИТАР-ТАСС)

Однако в тех текстах, которые посвящены писателям и их книгам, автор «Саньки», как правило, бывает позитивен, дружелюбен и даже нежен.

Как только внимание Прилепина фокусируется на литературных феноменах, в нем как будто бы засыпает стилизованный нацбол и просыпается конструктивно настроенный читатель.

На самом же деле, в этот момент на первый план просто выходит та ипостась нижегородского прозаика, которая скрыто доминирует в значительной части его творчества: Прилепин-филолог. Который, в свою очередь, временами уступает место вполне академичному историку общественной мысли. Раскованность, характерная для большинства прилепинских текстов, сохраняется, но меняется внутренний модус. Что логично, поскольку в литературных эссе писатель так или иначе говорит о «своих»: либо о друзьях, либо о мэтрах, либо просто о тех, чья деятельность представляет предмет профессионального интереса.

Это, разумеется, не значит, что исчезает возможность острой полемики. Но даже при указании на чью-либо неправоту тональность диалога остается неизменно уважительной, как это происходит, например, в мягкой отповеди Дмитрию Быкову, советующему патриотам «отказаться» от Шолохова и Есенина.

Вот эта самая мягкость (в сочетании с готовностью размышлять о неочевидных вещах) и есть черта, отличающая Прилепина-критика и определяющая манеру, в которой написан «Книгочет». Темы и объекты, попадающие внутрь этой эмоциональной рамки и подвергаемые иронично-благодушному анализу, довольно-таки многочисленны: тут и классическое наследие XX века – Горький, Леонов, Газданов, и характерные современные тренды вроде мужской и женской прозы, и отдельные книги-новинки. Среди которых, между прочим, есть не только художественные, но и критические, и литературоведческие релизы; это делает «Книгочет» работой, так сказать, гиперлитературной.

Что касается идеологического месседжа, то одну из основ его составляет непреклонное оппонирование космополитам и хулителям «совка». Писатели, оставшиеся в России, дали русской словесности больше, чем эмигранты; более того, при взгляде из нынешнего времени советская литература оказывается если не идеалом, то во всяком случае труднодостижимым образцом. Этот лейтмотив «Книгочета» (а следовательно, и прилепинской литературной публицистики вообще – ведь книга, напомним, собрана из разрозненных статей) не удивит тех, кто знаком с воззрениями писателя; удивить может, скорее, полное отсутствие воинственности в соответствующих фразах. То, что в другом контексте выглядело левацкой фрондой, здесь превращается чуть ли не в исследовательский тезис.

Подзаголовок книги – «пособие по новейшей литературе с лирическими и саркастическими отступлениями». В слове «пособие», разумеется, нельзя не расслышать авторскую самоиронию (набор имен и обсуждаемых произведений в «Книгочете» хоть и символичен, но все же произволен и избирателен), а вот с отступлениями как раз все в порядке. Самое важное, как всегда, скрывается в интонации, в спонтанных поворотах мысли, в неслучайных виньетках вроде «о» на конце слова «дедушко», с помощью которого Прилепин дополняет образ почвенного писателя Владимира Личутина.

Если верно, что «брендовый» писатель целенаправленно работает над своим обликом и скрывает лицо под артистической маской (и даже не одной), то, теоретически говоря, должны быть тексты, в которых авторская индивидуальность проявляется как она есть. Литературные заметки, собранные в «Книгочете», – это Прилепин без брутального грима; так он выглядит, честно говоря, естественнее и, страшно сказать, интересней.

Текст: Кирилл Решетников

Вам может быть интересно

В Финляндии одобрили выход из Совета Баренцева/Евроарктического региона
Темы дня

Как Трамп будет разорять Китай

Потери в сотни миллиардов долларов уже в ближайшие месяцы могут ожидать Китай – а все из-за документа, который только что принят в Соединенных Штатах. Теперь все зависит от решения следующей администрации Белого дома и лично Дональда Трампа. О чем идет речь и как Трамп хочет выдавить Китай с американского рынка?

У рубля есть два пути

Курс рубля вернулся к трехзначным значениям по отношению к доллару. И перспективы у российской валюты не радужные, считают эксперты. Почему рубль продолжает слабеть, какой курс будет к концу года и при каких условиях он продолжит слабеть, а при каких – воспрянет духом?

Орбан заявил о конце 500-летнего доминирования западной цивилизации

МУС выдал ордер на арест Нетаньяху

Генерал авиации оценил возможное применение F-16 для удара ракетами Storm Shadow по России

Новости

Путин наградил композитора Крутого орденом

Президент России Владимир Путин наградил композитора Игоря Крутого орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Институт русского языка присудил Пушкину победу над квадробером

В преддверии Дня словарей и энциклопедий Институт Пушкина назвал слово 2024 года – «Пушкин», подчеркнув его актуальность в год 225-летия поэта.

Министр обороны Британии не прокомментировал удары Storm Shadow вглубь России

Министр обороны Британии Джон Хили отказался комментировать удары украинских ракет Storm Shadow вглубь территории России, сославшись на угрозу оперативной безопасности.

В Абхазии выдвинули первого кандидата на выборах президента

Пять общественно-политических организаций Абхазии заявили о поддержке Адгура Ардзинбы на предстоящих выборах президента страны, которые состоятся досрочно.

Сербия обратилась к России за помощью в строительстве нефтепровода

Россия готова помочь Сербии в проекте строительства нефтепровода через Венгрию к «Дружбе», заявил вице-президент «Транснефти» Владимир Каланда.

ВС России выбили ВСУ с северного берега Кураховского водохранилища

Российские войска полностью зачистили северный берег Кураховского водохранилища от украинских сил, что подтверждает заявление советника главы ДНР Игоря Кимаковского.

Соучастника мошенничества против Долиной задержали в Москве

В столице задержан 27-летний житель Республики Татарстан, подозреваемый в участии в многомиллионном мошенничестве против певицы Ларисы Долиной, сообщили в правоохранительных органах.

Биткойн превысил рекордную отметку в 98 тыс. долларов

Стоимость биткойна на платформе Binance достигла нового исторического рекорда, впервые превысив 98 тыс. долларов, что на 5,44% выше предыдущих показателей.

СБУ арестовала несколько семей по подозрению в симпатиях к России

Служба безопасности Украины задержала в Херсоне и других городах подростков и целые семьи, подозреваемых в сотрудничестве с Россией, сообщил начальник управления информационной политики Херсонской области Евгений Брыков.

Канада решила передать Украине новейшую систему ПВО NASAMS

Канадская система противовоздушной обороны NASAMS, закупленная для Украины, вскоре будет доставлена из Польши через границу, сообщил министр обороны Канады Билл Блэр.

Офис Нетаньяху обвинил МУС в войне против Израиля

Выдача МУС ордера на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и бывшего министра обороны Йоава Галанта ставит Международный уголовный суд (МУС) на сторону региональной войны против Израиля, заявил советник офиса премьер-министра Израиля Дмитрий Гендельман.

Украина заявила об ударе МБР по Днепропетровску

По украинскому Днепропетровску нанесен групповой ракетный удар, включая применение межконтинентальной баллистической ракеты МБР, передает Reuters и Financial Times со ссылкой на ПВО Украины.
Мнения

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

Сергей Худиев: Таро – это попытка попасть в духовный мир с черного хода

Попытки залезть в духовный мир с черного хода, узнать будущее, которое принадлежит только Богу – это акт неверия. Хуже того, такие попытки открывают человека для воздействия падших духов. А с чисто мирской точки зрения тарология – это торговля услугами, которые заведомо не могут быть оказаны.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?