Культура

Илья Попов

«Нам не хватает худсоветов»

22 августа 2011, 16:11

Фото: novchronic.ru

Одним из заметных отраслевых начинаний, последовавших за встречей премьер-министра РФ Владимира Путина с российскими аниматорами, стал конкурс на производство национальных анимационных фильмов, объявленный Фондом кино по поручению правительства. Через несколько дней должен завершиться сбор заявок, оценкой и отбором которых займутся экспертный совет Министерства культуры и созданная при Фонде кино рабочая группа по проектам фильмов для детей и юношества.

Постоянной мерой прямое субсидирование быть не может – оно вряд ли решит все проблемы, если не реализовать полноценную программу развития анимации

О том, как и по каким принципам будет проводиться экспертиза, газете ВЗГЛЯД рассказал председатель этой рабочей группы Илья Попов, продюсер популярного анимационного сериала «Смешарики».

ВЗГЛЯД: Илья, какие критерии предполагается учитывать при отборе анимационных проектов в рамках конкурса?

Илья Попов: Все проекты будут разделены на две базовые категории авторское и зрительское кино. В случае авторского кино в первую очередь оценивается художественный потенциал, и делать это должны те эксперты, которые сами являются представителями творческих коллективов.

Отдельная категория – это дебюты. По ним пока даже нет выработанной позиции, тут речь идет, скорее, о моем частном мнении. Я уверен, что ответственность за работы дебютантов должны нести не только они сами, но и их художественные руководители. Другое дело – мэтры, которых у нас всего несколько и которые не могут реализовать многие свои проекты из-за недостатка финансирования. Если их заявки будут поддержаны, это будет замечательно, но опять же – отбором должны заниматься компетентные люди, то есть, по сути, такие же авторы.

Что же касается зрительского кино, которое сейчас называют коммерческим и которое идет в большей степени не от видения автора, а от запросов аудитории, то здесь все немного по-другому. Обычно это либо полнометражные фильмы, либо анимационные сериалы. С одной стороны, все понимают, что такие проекты – важный элемент становления всей отрасли, с другой – ключевым моментом здесь является то, насколько проект способен на самостоятельное развитие.

ВЗГЛЯД: То есть, в зрительском кино все особенно заинтересованы, но при этом оценивать его планируется более жестко и прагматично?

И.П.: На сегодняшний день некоторые экспертные механизмы еще не выработаны, но я считаю, что стартовым проектам, имеющим перспективы самостоятельного развития, внимание должно уделяться прежде всего. Авторское кино, как и любое некоммерческое искусство, всегда будет требовать субсидиарной поддержки, меценатской или государственной. Коммерческим же проектам необходимо содействовать на стадии старта, но дальше в случае тех из них, которые будут востребованы зрителем, доля государственной поддержки должна постепенно сокращаться. Поэтому важно, чтобы авторы соответствующих заявок четко понимали, что они собираются делать не просто проект ради проекта, а фильм для зрителя. Если в случае авторского кино для оценки результата важны победы на фестивалях, российских и международных, а также мнение профессионального сообщества, то на уровне популярного кино главный фактор – реакция зрителей, их любовь к персонажам. Соответственно, при экспертном рассмотрении зрительского проекта нужно внимательно изучать не только его визуальную или сценарную составляющую, но также прилагаемые маркетинговые планы.

ВЗГЛЯД: Всегда ли можно абсолютно четко провести границу между авторским и зрительским кино?

И.П.: На самом деле, не всегда. В истории анимации бывали случаи, когда авторские эксперименты успешно трансформировались в зрительские проекты, и наоборот, некоторые коммерческие работы, особенно полнометражные, обнаруживали достаточно высокие художественные качества. Но, тем не менее, базовое деление, о котором мы говорим, необходимо для того, чтобы в момент подачи заявки самим авторам было ясно, какого рода проект они делают.

ВЗГЛЯД: Экспертиза будет проводиться, с одной стороны, экспертным советом при Министерстве культуры, с другой – рабочей группой в Фонде кино, которую возглавляете вы. Насколько можно понять, совет при Минкульте будет заниматься преимущественно авторским кино, а ваша группа – преимущественно зрительским?

И.П.: Совершенно верно, в принципе так и планируется. Сейчас процесс только начался, в настоящий момент идет первоначальный сбор заявок, в результате которого мы сможем оценить их количество, объем и характер. Что касается взаимодействия с Минкультом, то в самое ближайшее время соответствующий механизм будет выработан. Надо сказать, что во всей этой конструкции не хватает полноценного художественного совета. Ни при Министерстве культуры, ни при Фонде кино художественного совета как такового нет, более того, эта практика, к сожалению, исчезла довольно давно, и до сих пор не восстановлена.

Я внимательно изучал многое из того, что относится к сравнительно недавнему советскому опыту, и могу сказать, что в те времена были кое-какие установления и инструменты, эффективные и правильные с точки зрения сегодняшнего дня. Один из таких инструментов – так называемая творческая карточка: чем больше положительных отзывов собирали работы того или иного автора, тем активнее поддерживались его следующие проекты, и наоборот.

ВЗГЛЯД: Что за специалисты входят в вашу группу? Это режиссеры? Продюсеры? Критики?

И.П.: Экспертиза будет проводиться по нескольким направлениям: продюсерскому, педагогическому, культурологическому, маркетинговому, а также психологическому – в составе группы работает известный психолог Александр Асмолов. Собственно говоря, к зрительским проектам предъявляются же требования, что и к авторским, но в дополнение к этому есть еще целый ряд критериев, касающихся перспектив принятия картины зрителем.

ВЗГЛЯД: Конкурс проводится в непосредственной связи с тем, что на анимацию выделено крупное дополнительное финансирование по указанию председателя правительства. Как вы считаете, является ли финансовый момент ключевым в решении проблем российских аниматоров?

И.П.: Если говорить о прямых государственных субсидиях, то я не устаю озвучивать свое мнение по данному вопросу в беседах с самыми разными людьми. С одной стороны, эта мера сейчас остро необходима ввиду тяжелого положения в отрасли, ввиду того, что отрасль нуждается в определенном импульсе. С другой стороны, постоянной системной мерой прямое субсидирование быть не может – оно вряд ли решит все проблемы, если не реализовать полноценную программу развития анимации, включающую создание нормальной индустриальной основы. Ведь, скажем, Китай и Корея, чья анимация заметно «рванула» за последние десять лет, обязаны своим успехом именно созданию специальных индустриальных центров. Государство там участвовало не столько в финансировании конкретных проектов, сколько в финансировании производственной базы.

Текст: Кирилл Решетников

Вам может быть интересно

Зеленский ветировал законопроект о родственниках в России
Темы дня

Мятеж на далеком острове добивает остатки французской империи

Настоящий бунт вот уже несколько дней происходит в одной из самых далеких от Парижа территорий Франции - острове под названием Новая Каледония. Регион охватили погромы и убийства, и завязано происходящее, как признают даже в Париже, на французском колониализме. Кто и почему устроил мятеж и почему Париж считает, что за всем этим стоит другая страна?

«Русская угроза» и ядерное оружие США вызвали массовый психоз в Швеции

«Удивительно, насколько напуганным стал шведский народ. Швеция сейчас оккупируется США. Спокойно, тихо и по договору». Такими словами шведская пресса описывает психологическое состояние местного населения. Шведы массово скупают радиостанции и фонарики, а молодежь отказывается идти в армию. А все из-за риторики о предстоящей войне с Россией и возможном размещении в стране американского ядерного оружия.

Маск высказался о визите Путина в Китай

Зеленский допустил потерю Украиной Харькова

В России задумали наладить производство китайских автомобилей

Новости

У Крыма уничтожено 11 безэкипажных катеров ВСУ

Авиация российского Военно-морского флота уничтожила 11 украинских безэкипажных катеров в Черном море, сообщило Минобороны России.

Избранный президент Словакии рассказал о состоянии Фицо

Состояние премьер-министра Словакии Роберта Фицо, на которого было совершено покушение, остается очень тяжелым, заявил журналистам избранный президент республики Петер Пеллегрини после посещения главы правительства в больнице города Банска-Бистрица.

Опубликовано видео «самоликвидации» ВСУ на «Хамви» при побеге из Волчанска

Военкоры опубликовали видео «самоликвидации» украинских военных на американском бронеавтомобиле HMMWV, при побеге из Волчанска в Харьковской области их настиг российский дрон.

Стало известно, когда Шор получил российский паспорт

Оппозиционный молдавский политик Илан Шор с 1 января этого года является гражданином России, сообщил глава Национального центрального бюро Интерпола в Молдавии Виорел Центиу.

Кабмин назвал последствия майских заморозков для посевов

В результате майских заморозков посевы погибли на территории порядка 830 тыс. га, в общем масштабе это около 1% от всей площади, сообщило правительство России.

Россия и Китай расширят масштаб совместных учений

Россия и Китай будут углублять взаимодействие в военной области, расширять масштабы совместных учений и боевой подготовки, говорится в совместном заявлении, опубликованного на сайте Кремля.

Украина отвергла китайский план урегулирования конфликта

Кроме предлагаемой Владимиром Зеленским «формулы мира» никаких других планов урегулирования украинского конфликта – ни китайских, ни каких-либо других – быть не может, заявил замглавы офиса президента Украины Игорь Жовква.

Россия готова к поставкам двигателей для совместного с КНР самолета

Россия намерена рассмотреть поставки различных компонентов для совместного с Китаем проекта по созданию дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета, сообщил первый вице-премьер РФ Денис Мантуров.

Крупную ОПГ по организации нелегальной миграции раскрыли в Петербурге

В северной столице сотрудники полиции выявили крупную преступную группу, занимавшуюся легализацией мигрантов, сообщила пресс-служба ГУ МВД России по Петербургу и Ленинградской области.

Украинских военнообязанных решили промаркировать штрих-кодами

На Украине мужчинам, которые в соответствии с новым законом о мобилизации обновят свои военно-учетные данные, будет присвоен штрих-код, сообщили местные СМИ.

В МВД Эстонии потребовали признать еретиком патриарха Кирилла

Глава МВД Эстонии Лаури Ляэнеметс потребовал от Эстонской православной церкви признать еретиком Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сообщает телерадиовещательная компания ERR.

«Искандер» уничтожил командный пункт бригады ВСУ в Харьковской области

Расчет оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Искандер» Вооруженных сил (ВС) РФ полностью уничтожил командный пункт бригады Вооруженных сил Украины (ВСУ) в Харьковской области, сообщили в Минобороны России.
Мнения

Борис Акимов: Нам нужна диктатура эстетики

В Российской империи был свой крепко сбитый стиль. Авангард постреволюционной России – сильнейший и узнаваемый стиль страны, мощнейшее эстетическое высказывание на тему коммунистических смыслов. У сталинского СССР тоже был свой метаязык, который ни с чем не спутаешь. А что такое эстетика современной России?

Владимир Можегов: Фильм «Гражданская война» готовит Америку к революции

Кто главный адресат сегодняшнего послания? Бунтующие пропалестинские левые? Может быть, исламисты, которые должны будут присоединиться к ним на следующем этапе бунта? Ясно лишь, что установки «Гражданской войны» гораздо более зловещи, нежели установки «Джокера».

Ирина Алкснис: Фронт рождает новую элиту

Россия возвращается к проверенному подходу – люди, прошедшие испытание войной, являются ценным источником кадров для важных сфер общественной и государственной жизни.
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?