Культура

Илья Попов

«Нам не хватает худсоветов»

22 августа 2011, 16:11

Фото: novchronic.ru

Одним из заметных отраслевых начинаний, последовавших за встречей премьер-министра РФ Владимира Путина с российскими аниматорами, стал конкурс на производство национальных анимационных фильмов, объявленный Фондом кино по поручению правительства. Через несколько дней должен завершиться сбор заявок, оценкой и отбором которых займутся экспертный совет Министерства культуры и созданная при Фонде кино рабочая группа по проектам фильмов для детей и юношества.

Постоянной мерой прямое субсидирование быть не может – оно вряд ли решит все проблемы, если не реализовать полноценную программу развития анимации

О том, как и по каким принципам будет проводиться экспертиза, газете ВЗГЛЯД рассказал председатель этой рабочей группы Илья Попов, продюсер популярного анимационного сериала «Смешарики».

ВЗГЛЯД: Илья, какие критерии предполагается учитывать при отборе анимационных проектов в рамках конкурса?

Илья Попов: Все проекты будут разделены на две базовые категории авторское и зрительское кино. В случае авторского кино в первую очередь оценивается художественный потенциал, и делать это должны те эксперты, которые сами являются представителями творческих коллективов.

Отдельная категория – это дебюты. По ним пока даже нет выработанной позиции, тут речь идет, скорее, о моем частном мнении. Я уверен, что ответственность за работы дебютантов должны нести не только они сами, но и их художественные руководители. Другое дело – мэтры, которых у нас всего несколько и которые не могут реализовать многие свои проекты из-за недостатка финансирования. Если их заявки будут поддержаны, это будет замечательно, но опять же – отбором должны заниматься компетентные люди, то есть, по сути, такие же авторы.

Что же касается зрительского кино, которое сейчас называют коммерческим и которое идет в большей степени не от видения автора, а от запросов аудитории, то здесь все немного по-другому. Обычно это либо полнометражные фильмы, либо анимационные сериалы. С одной стороны, все понимают, что такие проекты – важный элемент становления всей отрасли, с другой – ключевым моментом здесь является то, насколько проект способен на самостоятельное развитие.

ВЗГЛЯД: То есть, в зрительском кино все особенно заинтересованы, но при этом оценивать его планируется более жестко и прагматично?

И.П.: На сегодняшний день некоторые экспертные механизмы еще не выработаны, но я считаю, что стартовым проектам, имеющим перспективы самостоятельного развития, внимание должно уделяться прежде всего. Авторское кино, как и любое некоммерческое искусство, всегда будет требовать субсидиарной поддержки, меценатской или государственной. Коммерческим же проектам необходимо содействовать на стадии старта, но дальше в случае тех из них, которые будут востребованы зрителем, доля государственной поддержки должна постепенно сокращаться. Поэтому важно, чтобы авторы соответствующих заявок четко понимали, что они собираются делать не просто проект ради проекта, а фильм для зрителя. Если в случае авторского кино для оценки результата важны победы на фестивалях, российских и международных, а также мнение профессионального сообщества, то на уровне популярного кино главный фактор – реакция зрителей, их любовь к персонажам. Соответственно, при экспертном рассмотрении зрительского проекта нужно внимательно изучать не только его визуальную или сценарную составляющую, но также прилагаемые маркетинговые планы.

ВЗГЛЯД: Всегда ли можно абсолютно четко провести границу между авторским и зрительским кино?

И.П.: На самом деле, не всегда. В истории анимации бывали случаи, когда авторские эксперименты успешно трансформировались в зрительские проекты, и наоборот, некоторые коммерческие работы, особенно полнометражные, обнаруживали достаточно высокие художественные качества. Но, тем не менее, базовое деление, о котором мы говорим, необходимо для того, чтобы в момент подачи заявки самим авторам было ясно, какого рода проект они делают.

ВЗГЛЯД: Экспертиза будет проводиться, с одной стороны, экспертным советом при Министерстве культуры, с другой – рабочей группой в Фонде кино, которую возглавляете вы. Насколько можно понять, совет при Минкульте будет заниматься преимущественно авторским кино, а ваша группа – преимущественно зрительским?

И.П.: Совершенно верно, в принципе так и планируется. Сейчас процесс только начался, в настоящий момент идет первоначальный сбор заявок, в результате которого мы сможем оценить их количество, объем и характер. Что касается взаимодействия с Минкультом, то в самое ближайшее время соответствующий механизм будет выработан. Надо сказать, что во всей этой конструкции не хватает полноценного художественного совета. Ни при Министерстве культуры, ни при Фонде кино художественного совета как такового нет, более того, эта практика, к сожалению, исчезла довольно давно, и до сих пор не восстановлена.

Я внимательно изучал многое из того, что относится к сравнительно недавнему советскому опыту, и могу сказать, что в те времена были кое-какие установления и инструменты, эффективные и правильные с точки зрения сегодняшнего дня. Один из таких инструментов – так называемая творческая карточка: чем больше положительных отзывов собирали работы того или иного автора, тем активнее поддерживались его следующие проекты, и наоборот.

ВЗГЛЯД: Что за специалисты входят в вашу группу? Это режиссеры? Продюсеры? Критики?

И.П.: Экспертиза будет проводиться по нескольким направлениям: продюсерскому, педагогическому, культурологическому, маркетинговому, а также психологическому – в составе группы работает известный психолог Александр Асмолов. Собственно говоря, к зрительским проектам предъявляются же требования, что и к авторским, но в дополнение к этому есть еще целый ряд критериев, касающихся перспектив принятия картины зрителем.

ВЗГЛЯД: Конкурс проводится в непосредственной связи с тем, что на анимацию выделено крупное дополнительное финансирование по указанию председателя правительства. Как вы считаете, является ли финансовый момент ключевым в решении проблем российских аниматоров?

И.П.: Если говорить о прямых государственных субсидиях, то я не устаю озвучивать свое мнение по данному вопросу в беседах с самыми разными людьми. С одной стороны, эта мера сейчас остро необходима ввиду тяжелого положения в отрасли, ввиду того, что отрасль нуждается в определенном импульсе. С другой стороны, постоянной системной мерой прямое субсидирование быть не может – оно вряд ли решит все проблемы, если не реализовать полноценную программу развития анимации, включающую создание нормальной индустриальной основы. Ведь, скажем, Китай и Корея, чья анимация заметно «рванула» за последние десять лет, обязаны своим успехом именно созданию специальных индустриальных центров. Государство там участвовало не столько в финансировании конкретных проектов, сколько в финансировании производственной базы.

Текст: Кирилл Решетников

Вам может быть интересно

С Украины возвращены 46 жителей Курской области
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Эксперт оценил способность противодействия западных комплексов ПРО «Орешнику»

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Лавров: Зеленский испугался

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Зеленский лишил наград патриарха Кирилла, Матвиенко и Киркорова

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 24 россиян и украинцев, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Патрушев заявил о росте военного присутствия Запада в Арктике

Страны Запада усиливают военное присутствие у границ России в Арктике для укрепления позиций в борьбе за ресурсы, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Лавров обвинил Байдена в попытках осложнить работу администрации Трампа

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что действия администрации Джо Байдена, включая поставки вооружений на Украину, направлены на то, чтобы оставить неблагоприятное наследство для возможной будущей администрации Дональда Трампа.

Минобороны ФРГ подтвердило план на случай войны

Министерство обороны Германии официально подтвердило, что уже несколько лет существует оперативный план, предназначенный для действий в случае вооруженного конфликта.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Выигравшая 100 млн рублей москвичка назвала талисманы для привлечения денег

Жительница Москвы Екатерина П. случайно выиграла 100 млн рублей, покупая мед и лотерейный билет в торговом центре.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?