Культура

8 февраля 2011, 18:04

Андрей Могучий: Детскую аудиторию побаиваюсь

Фото: пресс-служба Александринского театра

«Текст, который мы ставим, метерлинковским уже не является. Думаю, зрителю это важно знать, чтобы не обмануться в ожиданиях (хотя, думаю, это все равно неизбежно). Мы будем говорить тем языком, который понятен мне и моим детям, – языком поколения мобильных телефонов и Интернета», – рассказал о готовящейся премьере спектакля режиссер Андрей Могучий.

На одной из самых современных и самых старых сцен Петербурга – в Александринке по весне ждут прилета «Синей птицы». Сквозь два огромных окна александринская сцена то прорастает ветвями и корнями, то светится «Утром в сосновом лесу», то холодеет снежным пейзажем, то дымится туманом... А синяя птица – да просто мультяшная птица-синица вспархивает с подоконника то ли просто в питерский двор, то ли в бесконечно большой мир.

Мы, конечно, по природе страшные транжиры: тратим минуты почем зря, не замечаем, пропускаем многое

И колдует над этим театральным чудом чародей-волшебник, один из самых известных петербургских режиссеров Андрей Могучий. Он рассказал газете ВЗГЛЯД, какая сказка случится в совсем не детском, а очень даже серьезном национальном театре.

ВЗГЛЯД: Неужели Андрей Могучий действительно ставит детский спектакль?

Андрей Могучий: Не просто детский, а жестко и определенно – с девяти лет до двенадцати.

ВЗГЛЯД: Взрослым даже не подходить к залу?

А.М.: Да нет, пусть и взрослые приходят. Если захотят. Не будем обижать детей. Помню, как-то я привел своих детей на елку, а меня в зал не пустили. Но дети без меня не захотели идти. Ну и кончилось тем, что я пошел к администратору, потом поругался с директором... Так что праздник «удался». У нас это будет спектакль для совместного, семейного просмотра. Если честно, я вообще впервые работаю на конкретную целевую аудиторию. Причем на ту аудиторию, которой побаиваюсь, потому что понимаю: дети – очень особенные зрители. Так что наше путешествие за синей птицей будет весьма рискованным...

ВЗГЛЯД: А дети в спектакле будут участвовать?

А.М.: В спектакле нет. Но свои мысли, придумки, сочиненные тексты, визуальные решения проверяем на детях – на своих в первую очередь. Я со своими все время советуюсь. Или, правильнее сказать, задаю им вопросы, на которые уже в силу возраста не могу ответить. И Костя Филиппов (сценарист), и Саша Шишкин (художник спектакля), насколько я знаю, поступают так же. А первый импульс к пространственному решению спектакля дал мой сын Ваня, когда я попросил его рассказать, какие образы возникли у него после прочтения «Птицы». Конечно, потом многое изменилось, но первый толчок был именно от него.

Андрей Могучий, как и все авторы спектакля, в процессе его подготовки советовался с детьми (фото: formalnyteatr.ru)

ВЗГЛЯД: У Метерлинка было два варианта пьесы – для детей и для взрослых. Вы, соответственно, берете детский вариант?

А.М.: Текст, который мы ставим, метерлинковским, по сути, уже не является. Мы (наша творческая команда) сочиняем самостоятельную историю вплоть до сюжета. Думаю, зрителю это важно знать до похода в театр, чтобы не обмануться в своих ожиданиях (хотя, думаю, это все равно неизбежно). Текст для меня только основа, повод для путешествия в сторону авторского сценического произведения. В процессе «сочинительства» может меняться все, вплоть до сюжета. Так недавно было в Хельсинки: я там начинал ставить рассказы Чехова, а в результате получился спектакль под названием «Pekka Gusev», действие которого происходит в современной Финляндии. Не я первый, не я, надеюсь, последний... Сейчас мы начинаем с Метерлинка, а что получится – посмотрим...

«Текст поменять» это не цель и не принцип. Я просто иду за внутренним процессом, который меня ведет: начинаешь читать возникают вопросы, а ответы ведут тебя неведомыми тропами, по ним и идешь. Мы будем говорить тем языком, который понятен мне и моим детям, – языком поколения мобильных телефонов и Интернета. Но ценности-то останутся универсальные, непреходящие, метерлинковские. Так что сначала мы ушли от Метерлинка, но, думаю, к нему снова вернемся. Путь получается не менее сложный, чем дорога Тильтиля и Митиль. Сейчас процесс вышел из радостно-безответственного момента «сочинительства» к жесткому материальному воплощению. А это, как всегда, шок, как при настоящем рождении...

ВЗГЛЯД: То есть текст у вас перестает быть чем-то законченным и завершенным для театра?

А.М.: Не знаю, как для всего театра, у меня так получается. Для меня сюжет только начало путешествия. Например, когда ставили «Изотова», Миша Дурненков написал пьесу «как бы для меня» (так мы договорились) Я предложил ему тему, набросал множество сюжетов, мы съездили в Комарово... А через месяц Миша прислал готовую пьесу... Это оказалось совершенно не то, чего я ждал. Потом появился второй вариант, третий... Потом мы начали ставить пьесу, и она снова менялась. В принципе, это может быть безостановочный процесс...

ВЗГЛЯД: Сказка Метерлинка о поисках счастья. Андрей Могучий знает, что это такое, счастье?

А.М.: Наверное, знает... Спасибо моим детям: благодаря им я ощущаю счастье и ценю в этой жизни каждую минуту. Мы, конечно, по природе страшные транжиры: тратим минуты почем зря, не замечаем, пропускаем многое. Но мне кажется, именно дети дарят нам чувство счастья. Смотрю на них и думаю: «Лови момент!» Собственно, из-за них я эту историю с «Синей птицей» и затеял.

ВЗГЛЯД: Вы ставите одновременно спектакли на сцене Александринки и в Формальном театре. Несложно существовать между столь разными театрами?

А.М.: Как ни странно, я чувствую эту разницу все меньше... И вообще говоря, для меня такое режиссерское существование между разными творческими структурами «лабораторной» площадкой Формального театра и структурированной системой национального театра, требующей результативности теперь даже необходимо. Формальный театр – это работа на процесс, Александринка – на результат. Так создается внутреннее напряжение, которое двигает меня вперед в осознании своей профессии. И от этого я получаю настоящее удовольствие.

ВЗГЛЯД: В конце прошлого года прошел второй фестиваль «Театральное пространство Андрея Могучего». Какой формат складывается у этого события?

А.М.: В этом году мы провели один из проектов фестиваля как лабораторию. В одной расселенной коммуналке на Петроградской стороне вместе с Леной Греминой собрали молодых драматургов и режиссеров – многие из них работают с той самой «новой драмой» и предложили им придумать и реализовать 20-минутный сюжет, связанный с этой питерской квартирой. Назвали проект «Место действия в поисках автора». Там были отличные молодые драматурги: Наташа Ворожбит, Ярослава Пулинович, Максим Курочкин, Миша Дурненков, Юра Клавдиев, Дима Юшков, Оля Стрижак – целая плеяда молодых  ребят, которые сейчас активно пишут. Еремин Олег, Боря Павлович, Лера Суркова, Женя Сафонова, Маша Александрова, Сергей Хомченков, Дима Волкострелов, Саша Артемов – режиссеры. Еще были молодые киношники, мультипликаторы, сообщество архитекторов «День за днем», боюсь забыть кого-нибудь. Молодые, внятные, я сам учился у них: и когда объяснить свою позицию по тем или иным вопросам, и когда видел, что и как они сами делают. Меня, например, просто поразил Саша Артемов – он приехал из Ангарска: это очень подлинный человек, и его творчество подлинное. Я, если честно, чувствовал, что просто питаюсь этой энергией, этими идеями – если хотите, «паразитирую» на них.

ВЗГЛЯД: Радует молодое театральное поколение?

А.М.: Нынешнее – да. Вот предыдущее – поколение хипстеров было абсолютно не интересно. Они могли смотреть арт-хаус, снимать на зеркальную камеру, но все это так, поверхностно... Они, «присосавшись» к энергетически емкой культуре предыдущего поколения, сами только «пользовали» эту культуру. Как-то Каравайчук о людях такого типа очень точно сказал: «Стеклянные пиявки. Пьют кровь, не чувствуя при этом ее вкуса. Пусть бы уж пили..., но вкуса не чувствуют!» А сейчас пришло другое поколение. Например, группа художников «Война»: у них есть конкретные цели – они хотят поменять мир и что-то делают для этого. Правда, часто нынешние молодые художники бывают абсолютно несведущи в том, что было сделано до них. Но это ведь можно быстро освоить, догнать, научиться. И они догонят. Зато они идут вглубь, в содержательную сторону. А я просто омолаживаюсь рядом с ними. Вот, может быть, когда откроется Новая сцена Александринки, она станет такой постоянной лабораторией...

ВЗГЛЯД: Андрей, а вы действительно собираетесь поработать в кино?

А.М.: Может быть. Есть всякие версии развития событий... Мне наши спонсоры подарили кинокамеру, и я думаю, что это правильный путь – снимать то, что захочется, без продюсеров. Да и вообще, у меня уже сын – практически дипломированный кинооператор. Третий курс ВГИКа заканчивает.

Справка:

Андрей Могучий режиссер-постановщик Александринского театра, руководитель Формального театра. Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», премии Станиславского, европейской премии «Новая театральная реальность», многих Международных театральных фестивалей. В 2001 году Формальный театр Андрея Могучего получил Fringe First главный приз Эдинбургского фестиваля. На «Золотую маску» 2011 года номинирован спектакль Александринского театра «Изотов» в постановке Андрея Могучего.

Постановки Андрея Могучего: «Лысая певица», «Игра», «Петербург», «Две сестры», «Full for love», «Люди, львы, орлы и куропатки», «ORLANDO FURIOSO», «Гамлет-машина», «Школа для дураков», «Натуральное хозяйство в Шамбале», «Между собакой и волком» Формальный театр. «Кракатук» Цирк на Фонтанке, «PRO Турандот», «Не Гамлет» Приют комедианта, «Пьеса без названия», «ДК Ламанчский» театр-фестиваль «Балтийский дом», «Иваны», «Изотов», «Садоводы» (совместно с Формальным театром) – Александринский театр и др.

Текст: Ирина Тарасова,
Санкт-Петербург

Вам может быть интересно

Белоруссия начала внезапную проверку носителей тактического ядерного оружия
Темы дня

Украина стала наглядным пособием для друзей России

США хотят реализовать в отношении Венесуэлы сценарий Украины. Об этом заявил венесуэльский лидер Николас Мадуро, комментируя состояние отношений с соседней Гайаной. Мадуро не единственный, кто проводит подобные параллели: Украина стала наглядным пособием для друзей России в мире, что очень беспокоит США.

Что угрожает российскому зерновому экспорту

Лидирующие позиции России в мировом экспорте зерновых и пшеницы могут пошатнуться из-за снижения урожая в этом году. Урожай оказался под угрозой, с одной стороны, из-за засушливой весны на юге страны, а с другой стороны – из-за снижения расходов крестьян на защиту посевов, на удобрения и другие технологии. Почему крестьяне резко снизили технологичность посевов в этом году?

Путин призвал Запад отказаться от чванства

ФСБ: Главный организатор теракта в «Крокусе» находится за границей

Британия продолжат покупать переработанную нефть из России

Новости

Перестрелка произошла на границе Киргизии и Таджикистана

Перестрелка между жителями Таджикистана и киргизскими пограничниками произошла на киргизско-таджикском участке госграницы, сообщила пограничная служба киргизского Государственного комитета национальной безопасности.

Электромотоциклы Aurus Merlon впервые показали на инаугурации Путина

Электрические мотоциклы Aurus Merlon впервые показаны широкой публике на инаугурации президента России. Они использовались в кортеже главы государства.

СБУ заявила о задержании якобы готовивших покушение на Зеленского офицеров

Служба безопасности Украины (СБУ) заявила, что ранее удалось задержать двух полковников управления госохраны Украины, которые якобы готовили покушение на президента Владимира Зеленского.

В Берлине запретили российские флаги и георгиевские ленточки на мемориалах

Полиция Берлина запретила на празднованиях Дня Победы на трех крупных советских мемориалах российские флаги, знамена, георгиевские ленты, символы «V», «Z» , военные марши и песни, следует из официального вестника земельного административного ведомства Берлина.

ВСУ потеряли еще один Abrams

Подразделения группировки «Центр» ВС России нанесли поражение ВСУ в районах Ленинского, Новокалиново, Семеновки и Соловьево в ДНР, сообщил официальный представитель Министерства обороны Игорь Конашенков.

Стало известно, какую картину рассматривал Путин перед инаугурацией

Картина, на которую по пути на церемонию инаугурации обратил внимание президент Владимир Путин, называется «Музыкальный натюрморт» студентки Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Дарьи Веселовой, сообщили в пресс-службе академии.

Пашинян пригрозил заблокировать российские телеканалы

Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что российские телеканалы будут отключены, если Москва не выполнит «требования» армянских властей.

Экс-офицер разведки США назвала ложью заявления о «планах» России напасть на НАТО

Американские лидеры либо заблуждаются, либо осознанно лгут, говоря о том, что Россия якобы планирует напасть на НАТО, заявила бывшая сотрудница Разведывательного управления Министерства обороны (РУМО) США Ребекка Коффлер.

Президент Кубы прилетел в Россию

Президент Кубы Мигель Диас-Канель прилетел в Москву, чтобы лично присутствовать 9 мая на параде Победы на Красной площади.

Сбежавший в Белоруссию польский судья заявил об искусственной русофобии в Польше

Желающий получить в Белоруссии политическое убежище судья воеводского административного суда Варшавы Томаш Шмидт рассказал, что жители Польши и Украины хотят мира с Россией и Белоруссией.

В МИД назвали условие ответного удара по военным объектам Британии

Россия в случае реализации угроз Лондона об ударах Киева британским оружием по территории России оставляет за собой право на удар по британским объектам на Украине и за ее пределами, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Немецкая Uniper увидела риск изъятия активов в России

Германский концерн Uniper обеспокоен решением российского суда, которое может позволить «Газпром экспорту» взыскать с Uniper 14,3 млрд евро и изъять его активы в России и за рубежом, говорится в отчете компании.
Мнения

Андрей Медведев: Особая речь Путина

Прямая трансляция благодарственного молебна в ходе инаугурации президента – это ведь не только обозначение курса и смыслов следующих шести лет. Это главная присяга, выше которой нет, Тому, кто спрашивает особым спросом.

Сергей Худиев: Дело доктора Буяновой – важный прецедент

Оскорблять вдову павшего воина было бы совершенно вопиющим, бессовестным поступком – по любым человеческим меркам. Для врача это было бы, к тому же, проявлением полной профнепригодности. Это заслуживало бы увольнения с волчьим билетом. Но тут нам стоит притормозить и задуматься.

Тимофей Бордачёв: Нужно ли отгородиться от Центральной Азии

Страны Центральной Азии – это колоссальный резервуар человеческих ресурсов, отгораживаться от которого, изображая из себя прибалтов, было бы недальновидно. С другой стороны, Центральная Азия подвержена внешнему воздействию экстремистов и спецслужб стран Запада.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?