Культура

11 февраля 2011, 12:38

Полина Волошина: Мне неинтересна другая Маруся

Фото: с личной странички на сервисе moikrug.ru

«Мне казалось, моя аудитория более девчачья, и мне казалось, что мальчики будут воспринимать книгу хуже. Но ситуация оказалась обратной: больше вопросов было от мальчиков. Они были более доброжелательно настроены, любопытны», – описала в интервью газете ВЗГЛЯД автор «Маруси» Полина Волошина свои впечатления от виртуальной встречи с читателями.

В четверг вечером автор одной из самых продаваемых книг «Маруся» Полина Волошина впервые вышла на связь с читателями. В ходе двухчасовой конференции на сайте проекта «Этногенез» фанаты книги задали сотни вопросов, оперативно получая ответы автора.

Я не очень верила в фанатов, а в недоброжелателей как раз верила. Все-таки я создала героев, которые не вписываются в нормальные каноны

Газета ВЗГЛЯД сразу после конференции попросила Полину Волошину рассказать о своих впечатлениях.

ВЗГЛЯД: Полина, вы только что завершили общение с читателями в формате онлайн-конференции. Насколько свеж для вас этот опыт? Можете описать впечатления?

Полина Волошина: Я еще не пришла в себя: было очень тяжело. Вопросы писали так быстро, что когда я печатала ответ, мне приходилось смотреть на экран: часто, пока я писала, у меня текст пропадал из-за обновления страницы. Так что я была настолько сконцентрирована на технической части, что успевала прочитать только вопросы, расположенные в самом верху страницы, и захватывала, по моим ощущениям, только каждый десятый.

ВЗГЛЯД: Какие-то вопросы запомнились особенно?

П. В.: Наверное, нет. Их было так много, у меня все слилось в какую-то кашу. Я даже не могла различить, где спрашивали про личное, а где – про книгу. Обычно тебе задают вопрос, ты отвечаешь, а тут они идут потоком, часто повторяются, иной раз непонятно, о чем спрашивают.

Но в целом стало ясно, что основная масса ждет продолжения. Всем интересно, что будет с главной героиней Марусей, что станет с другими персонажами книг. Были очень интересные вопросы о том, какие появятся новые предметы, новые способности, герои.

Всех очень интересовал вопрос, не загнется ли сам проект, не пропадет ли, точно ли хватит авторов и идей. То есть все хотят читать дальше. Они забавно прокомментировали эту свою готовность, написав, что, возможно, дочитывать эти книги будут уже их внуки.

ВЗГЛЯД: А были на конференции вопросы, которые вас удивили, застали врасплох?

П. В.: Читатели воспринимают нас, авторов серии, как некий единый организм. У них ощущение, что все книжки мы придумываем все вместе.

Для них было удивительно, когда они спрашивали про каких-то персонажей, а я не могла сказать что-то конкретное. Потому что, допустим, персонажей придумывала я, потом их использовали другие авторы, вставляли туда новые факты биографии, черты характера. В итоге некоторые персонажи менялись настолько, что они уже не совсем мои, даже если я знаю, что про них написали другие авторы.

ВЗГЛЯД: Может быть, кто-то из читателей подсказал идеи, которые вы захотели бы реализовать?

П. В.: Было интересно, что какие-то вещи они предугадывают. У каждого автора, который работает в «Этногенезе», есть разные невоплощенные идеи, и когда я спрашивала, что люди думают о каких-то новых свойствах, они угадывали то, что мы придумали.

 

Новая «Маруся» издана в стереообложке (фото: Владимир Шпрингель/ВЗГЛЯД)

ВЗГЛЯД: Когда вы писали книгу, представляли себе будущего читателя?

П. В.:Я более или менее представляла себя подростковую аудиторию, то есть должны были быть школьники, и скорее девочки, потому что мне кажется, что мальчики в таком возрасте читают немного другие книги.

Это точно не взрослая книга, потому что для взрослых она может показаться слишком, может быть, простой и какой-то глупой и несерьезной – от фантастики взрослые читатели ждут, мне кажется, чего-то более глубокого.

И это не детская книга, а именно подростковая. Мне самой было интересно решить эту задачу, потому что книг, которые затрагивают такой возраст – в промежутке между детской и взрослой аудиторией, – очень мало.

ВЗГЛЯД: После общения с читателями можете сказать, насколько реальная аудитория соответствует той, что вы себе представляли?

П. В.: Мне казалось, моя аудитория более девчачья, и мне казалось, что мальчики будут воспринимать книгу хуже. Но по вопросам, которые я сейчас увидела, ситуация оказалась обратной: больше вопросов, как мне показалось, было от мальчиков, и мальчики были более доброжелательно настроены, любопытны. А девочки как раз были какими-то более едкими, и от них вопросов было меньше. Так что аудитория оказалась более мужской, чем я предполагала.

ВЗГЛЯД: Отзывы читателей, их реакция, вопросы, которые вам задавали на конференции, как-то повлияют на то, что вы будете дальше писать?

П. В.: Думаю, читателям, которые пришли ко мне на конференцию, нравится мое видение Маруси и других героев, и мне тоже продолжать интересно писать в том же духе, в том же стиле. На конференции я сказала, что мне неинтересна другая Маруся, мне интересно писать именно про этих персонажей, в этом возрасте, с такими характерами и в этих временных рамках. Думаю, я буду писать то же самое в плане самой атмосферы, и если она им нравится сейчас, то понравится и дальше.

ВЗГЛЯД: При написании третьей части учитывали отклики на первые книги?

П. В.: Я их не читала. Вообще не читала отклики ни на первую часть, ни на вторую.

ВЗГЛЯД: Почему?

П. В.: Я не хотела этого знать. По той же причине я стараюсь не читать другие книги: все это очень на меня влияет. Я люблю, когда у меня есть своя выстроенная картина мира, которая меня ориентирует и в которой я ориентируюсь, про нее я стараюсь рассказывать другим людям.

Я не хотела читать откликов, чтобы не начать подстраиваться под кого-то. Иначе я сама себя запутаю, начну бояться, пытаться всем угодить. Это приводит в тупик.

ВЗГЛЯД: Когда вы писали книгу, ожидали, что она станет бестселлером, вызовет столько откликов?

П. В.: Когда вышла первая книга, была мощная рекламная поддержка, и когда я услышала, что она стала бестселлером, у меня к этому возникло, если честно, несколько скептическое отношение. Разумеется, когда какой-то продукт так рекламируется, его купят. Но мне казалось, что «все купили» не означает, что полюбили.

Для меня было приятной неожиданностью, когда по прошествии двух лет, дописав третью «Марусю», я стала читать отзывы, письма фанатов и увидела, что огромное количество людей любят книгу, знают ее наизусть. Это была моя первая книга, я не была уверена, что продукт получится настолько интересным.

ВЗГЛЯД: Вы пишете в своем блоге, что у книги есть как фанаты, так и недоброжелатели. Появление последних стало для вас неожиданностью?

П. В.: Я не очень верила в фанатов, а в недоброжелателей как раз верила. Все-таки я создала достаточно обаятельных героев-подростков, которые при этом не вписываются в нормальные каноны – не любят учиться, не боятся выглядеть эгоистичными, трусливыми, то есть у них нет положительных качеств, которые должны быть у героя именно в смысле понятия «герой». Они обычные подростки, и мне как раз хотелось достучаться до подростков, мне хотелось, чтобы книга была честной по отношению к ним.

ВЗГЛЯД: Этот подход оправдал себя?

П. В.: Мне кажется, что в итоге это сработало, но есть люди, которые считают, что я совершаю преступление, фактически я целому поколению подаю плохой пример для подражания.

ВЗГЛЯД: Вам есть что возразить на эту критику?

П. В.: В моих книгах нет хороших и плохих, как раз это многих и раздражает. Каждый персонаж иногда совершает очень хорошие поступки, а порой проявляет слабости и недостатки. Мне кажется, что главное, чего мне хотелось добиться и что, видимо, получилось, – это честность. Главные герои, по крайней мере подростки, – не подлецы. В итоге остается ощущение, что они, в общем-то, хорошие и любят друг друга, даже если скрывают это.

ВЗГЛЯД: Эта конференция укрепила вас в вашей позиции?

П. В.: Да. Главное, что я увидела, – есть много людей, которым понравились мои герои. И я не думаю, что это были те подростки, которые через неоднозначных героев получили подтверждение, что можно паршиво себя вести. Скорее они поняли, что можно быть героем, обладая слабостями и совершая ошибки. И это нормально.

ВЗГЛЯД: Насколько эффективным вы нашли такой формат встречи автора с читателями?

П. В.: Было очень интересно: получается экспресс-метод, ты не успеваешь подготовиться и отвечаешь честно – просто потому, что нет времени придумывать оправдания за какие-то ляпы. Более обстоятельную конференцию, наверное, надо проводить на форуме, с подборкой вопросов, чтобы обстоятельно, в течение дня на них отвечать. Здесь же была интересна ситуация живого общения.

Текст: Анастасия Петрова

Вам может быть интересно

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине
Темы дня

Россия избавится от «заборостроительных» университетов

«Освобождение от самых халтурных вузов». Такими словами эксперты описывают смысл новой системы оценки высшего образования, подготовленной в России. О чем именно идет речь и почему данная реформа имеет значение не только для учебных заведений, но и для всей экономики страны?

Как будут освобождаться оставшиеся города Донбасса

«Вскрытием этого "крепкого орешка" предстоит заниматься нашей армии в следующем году. Если, конечно, Владимир Зеленский добровольно не выведет войска из ДНР», – так эксперты описывают задачу ВС России в районе Дружковско-Краматорско-Славянской агломерации. Какие цели преследует противник и как будет выглядеть освобождение последних вражеских «фортеций» в ДНР?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Росстат сообщил о росте реальных зарплат в стране

Средний уровень начисленных зарплат в России по данным Росстата достиг почти 100 тыс. рублей в октябре, что на 6,1% превышает показатель прошлого года.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Китай предостерег Японию от милитаризации

Япония отказывается от курса мирного развития и все больше уходит в сторону милитаризации, заявил официальный представитель МИД КНР Линь Цзянь на брифинге.

Банк России представил обновленную тысячерублевку

Новые банкноты номиналом 1000 рублей появятся в обращении постепенно, этот процесс может занять от одного года до полутора лет, сообщил заместитель председателя Банка России Сергей Белов.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Путин заявил о кратном увеличении производства востребованных вооружений

Производство наиболее востребованной в ходе СВО продукции, включая боеприпасы и бронетехнику, с 2022 года увеличилось кратно в 2025 году, заявил президент Владимир Путин на совещании по рассмотрению основных параметров проекта государственной программы вооружения.

Генсек НАТО не увидел причин для ЕС создавать независимую от США оборону

Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте сообщил, что не видит повода для того, чтобы Евросоюз становился оборонительно независимым от США.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

Новая госпрограмма вооружения включила ИИ в приоритетные направления

В материалах к совещанию президента раскрыты планы по массовому внедрению искусственного интеллекта в новые системы вооружения и военной техники.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов