Культура

21 июля 2010, 15:38

Аньес Варда: Я не знала кино – и была спасена

Фото: Reuters

Аньес Варда причисляют к французской «новой волне», что понятно, но не вполне правдиво. В отличие от Годара, Трюффо и прочих, она не писала в журнал Cahiers du Cinema, не проводила время в знаменитой Синематеке Анри Ланглуа, а в разгар майских событий 1968-го находилась в Лос-Анжелесе, куда после успеха «Шербурских зонтиков» пригласили ее мужа – режиссера Жака Деми. Газете ВЗГЛЯД Варда рассказала о новом фильме «Побережья Аньес» и знакомстве с Джимом Моррисоном.

 – Аньес, вы с мужем Жаком Деми приезжали в Советский Союз в середине 1960-х. Какие воспоминания у вас остались о той поездке?

– Помню, когда мы приехали в Ленинград, нас водили по киностудии «Ленфильм», и я выяснила, что там работают сразу две женщины-режиссера. Я подумала, что это замечательно: на одной киностудии – сразу двое, во Франции ведь их тогда было совсем-совсем мало. То есть коммунистическая система дала им такую возможность – работать в мужской, по представлениям тех лет, профессии. Во Франции на это ушло гораздо больше времени. Хотя сейчас у нас, конечно, тоже много женщин-режиссеров.

Я не считаю, что режиссеру надо искусственно пытаться быть молодым

– И сейчас уже нет смысла так горячо отстаивать идеи феминизма, как вы делали это в своих ранних фильмах?

– Я бы так не сказала. Много ли женщин-режиссеров, например, в Египте? Или в Марокко? Однажды я была в Тунисе, проводила там что-то вроде мастер-класса. В зале присутствовали люди разного пола, но вопросы почему-то задавали исключительно мужчины. Зато потом одна из женщин подошла ко мне и сказала: «Мы очень хотели бы пообщаться. Можно встретиться с вами в кафе вот тут, рядом?» Я ответила: «Да, конечно. А почему вы там, в зале, ничего не говорили?» А она мне: «Потому что когда рядом мужчины, нам лучше молчать». А я считаю, что женщина должна говорить. Особенно если ей есть что сказать. Это в некотором роде и есть феминизм.

– Как вы относитесь к принятому во Франции запрету на ношение в общественных местах паранджи?

– Если кто-то приезжает во Францию и идет во французскую школу, мне кажется, ему не следует открыто демонстрировать какие-то признаки своей религии. Речь о любом вероисповедании: я не думаю, что кто-то должен ходить с огромным крестом на груди, носить кипу или прятать лицо. Это вопрос культуры.

– Расскажите, как начиналась ваша режиссерская карьера?

– Я работала фотографом. И в какой-то момент решила, что этого недостаточно. Тогда казалось, что за кинематографом – будущее. В нем было движение, там можно было говорить. Но поскольку я не получала никакого специального образования и даже никогда не была ассистентом режиссера, я просто запустила свой собственный проект, который оказался совершенно не похож на то, что происходило тогда в кино. Иногда я говорю себе: Боже, какое счастье, что я никогда ничего не заканчивала и нигде ничему не училась! Если бы я тогда увидела все эти шедевры, которые увидела уже позже: Пудовкина, Ренуара, Уэллса, – может быть, я бы и не посмела. Я была бы смущена и напугана, была бы уверена, что ни за что не смогу создать что-то подобное. Но я не знала кино – и была спасена. К тому моменту, когда я решила снять свою первую картину, я видела всего семь или восемь фильмов.

– Вы используете новые технологии? В какую вообще сторону, как вам кажется, движется сейчас кино?

– Это сложный вопрос. У меня есть друг, который создал себе аватара в игре Second Life. В какой-то момент он так тесно связал свою жизнь с этим персонажем, что стал терять связь с реальностью. Я знаю много людей, который сидят в Facebook*, в Twitter, общаются в других социальных сетях, и я понимаю, что за этим будущее. Проводятся фестивали фильмов, снятых на мобильный телефон. В самом понятии режиссерской профессии произошли изменения, и их я вижу очень хорошо. Есть непрофессионалы, которые делают потрясающее кино, и есть люди с высшим образованием, которые вроде бы знают об этой работе все, но при этом снимают совершенно неинтересные фильмы. Я не очень адаптирована к этому будущему, к тому же в моем возрасте вряд ли надо пытаться догнать все уходящие поезда. Разумеется, я пользуюсь компьютером, хожу на разные профессиональные сайты. И теперь монтажные программы во многом заменили мне монтажный стол с пленкой. Это интересная эволюция, но надо очень четко решить, до какого предела можно развивать новые технологии, оставаясь при этом собой. Я не считаю, что режиссеру надо искусственно пытаться быть молодым. Известно, что самая активная аудитория современных кинотеатров – люди в возрасте от 15 до 24 лет. Когда я делала «Побережья Аньес», я очень боялась, что смотреть этот фильм будут только 60-летние, а всем прочим этот мой фильм-автопортрет будет неинтересен. Но на первом же показе в зал пришла публика разного возраста, в том числе и совсем юная. Может, они пришли просто из любопытства. Но мне было очень приятно.

Я люблю снимать рыбаков, прохожих, соседей. У обычных людей потрясающие лица и потрясающие истории

– Вы как-то планируете свою работу?

– У меня никогда в жизни не было никакой программы и никакого четкого плана. Я знаю режиссеров, которые говорят: «В этом году я снимаю такой-то фильм, а в следующем – вот такой». Разумеется, между возникновением идеи и ее воплощением в кино проходит много времени. Например, фильм «Побережья Аньес» я задумала, когда мне было 78 лет. Я сказала себе: «Скоро мне 80 – круглая дата». Это много, мне все время казалось, что эта цифра меня к чему-то обязывает. И чтобы побороть эти эмоции, я сняла фильм. Кстати, картину мы закончили уже после моего дня рождения, так что подарка к юбилею так и не получилось. А вообще, каждый свой фильм я снимала как последний. Сейчас я делаю видео для инсталляций и работаю над сериалом для французского телевидения. В нем будет много живописных изображений – я всегда любила живопись и современное искусство, и мне кажется, что его недостаточно сегодня на телевидении. Там будет пять серий по 30 минут, и в каждой серии минут 10–15 будет занимать рассказ о каком-то живописном полотне или инсталляции.

– Почему вы так не любите снимать звезд?

– Потому что я люблю снимать рыбаков, прохожих, соседей. У обычных людей потрясающие лица и потрясающие истории. Но иногда обычное становится необычным. Во время работы в Голливуде Жак (Деми) должен был снимать для студии Columbia фильм с Анук Эме и искал ей партнера. И вот мы находим симпатичного молодого человека, который всем нравится, проводим пробы. Юноша неизвестный, зарабатывал мало. Но когда его кандидатуру представили студии, там сказали, что он не подходит: «У этого бездарного типа вообще нет будущего в кино». Это был Харрисон Форд. Много лет спустя я приехала к нему с камерой и попросила: «Подтверди, что это правда!» Эти кадры я потом включила в фильм «Побережья Аньес».

– А Джима Моррисона вы часто вспоминаете?

– Давно меня не спрашивали про Джима Моррисона... И вот тут опять началось. Накануне нашей встречи я пошла погулять в маленький садик с фонтанчиком, и там были три молодых человека, которые подошли ко мне и спросили: «Правда, что вы знали Джима Моррисона?» Ну что я могла ответить? «Да, это правда». Я прекрасно понимаю, что Джим – идол, герой целой эпохи. Когда я с ним познакомилась, он учился в киношколе. Мы с моим мужем Жаком Деми тогда жили в Лос-Анджелесе, а молодое американское кино очень интересовалось тем, что происходило во Франции.

Иногда Моррисон заходил к нам в гости, мы были на первом его концерте, а потом и на многих других его выступлениях... Между нами сразу возникла симпатия, мы вели умные беседы, много говорили о литературе – Джим ведь очень любил литературу. На сцене он, конечно, был совсем другим – совершенно безумным. Я смотрела фильм Оливера Стоуна «The Doors» – это хорошее кино, но Стоун изобразил Моррисона человеком, у которого вся жизнь – один большой спектакль, он постоянно играет, как на сцене, так и в жизни, и всего пара шагов отделяет его от сумасшествия. Все это в нем действительно было, но это лишь часть его жизни как рок-звезды, а мы с Жаком запомнили Джима совсем другим – очень спокойным, тихим, рассудительным. Его постоянно преследовали папарацци, и он страшно от всего этого уставал, поэтому я так ни разу и не решилась спросить разрешения сфотографировать его. Когда он умер, я об этом очень жалела.

– В вашей фильмографии нет ни одной экранизации – это удивительно, учитывая то, что примерно половина современных сценариев основаны на книгах, комиксах или уже снятых картинах. Вам никогда не хотелось экранизировать любимое произведение?

– Я действительно никогда не делала экранизаций. Но я никогда и не вдохновлялась литературой. Удовольствие от чтение – это просто удовольствие от чтения. Вдохновение я всегда черпала из обычных вещей, которые я наблюдала, чувств, которые испытывала, из каких-то маленьких открытий, которые совершала. Сюжеты всегда сами возникали в моем воображении. А из чтения литературы, даже очень хорошей, вдохновение не рождается, уж извините.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

Текст: Ксения Реутова

Вам может быть интересно

Три дрона ВСУ уничтожены на подлете к Москве силами ПВО
Темы дня

Мерц стал худшим канцлером Германии после Гитлера

Нынешний канцлер ФРГ стал самым ненавидимым главой германского правительства за всю историю социологических замеров. И при этом – самым обидчивым: Фридрих Мерц активно судится с обычными гражданами, критикующими политику «маленького нациста». Чем дольше это продолжается, тем меньше у немцев шансов на возвращение к нормальной жизни.

Демократка нанесла удар по Трампу в сердце республиканского штата

На выборах мэра Майами, где почти 30 лет правили республиканцы, победила демократка Эйлин Хиггинс. Это придало оппонентам Дональда Трампа больше уверенности перед новым электоральным циклом. Как говорят эксперты, новые победы кандидатов от Демпартии окончательно превратят президента США в «хромую утку». За счет чего Хиггинс добилась такого результата и можно ли говорить о возрождении популярности демократов в Штатах?

Нарышкин в журнале «Разведчик» описал новые формы ведения войны с применением ИИ

Решение России заставило Финляндию предложить особую экономическую зону на границе

Сцены с Долиной сохранили в новогодней комедии «Невероятные приключения Шурика»

Новости

Посол Ирана сообщил о планах встречи Путина и Пезешкиана в Ашхабаде

Глава МИД Ирана Аббас Аракчи на следующей неделе посетит Москву, сообщил посол Ирана в России Казем Джалали.

Зеленский анонсировал новые переговоры с США

Президент Украины Владимир Зеленский анонсировал переговоры с американской стороной, посвященные обсуждению документа о послевоенном восстановлении и экономическом развитии страны.

Коломойский сообщил о покушении на Миндича

Украинский бизнесмен Игорь Коломойский (внесен в России в перечень экстремистов и террористов) заявил о покушении на своего близкого друга и «кошелька» Владимира Зеленского Тимура Миндича.

Президент «АвтоВАЗа» заявил о чрезмерном демпинге китайских авто на рынке

Демпинг со стороны китайских автопроизводителей на российском рынке превзошел все мыслимые границы, заявил президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов

В Госдуме предложили создать российский аналог Roblox

Российские власти обсуждают запуск собственной альтернативы Roblox с усиленной модерацией и государственным контролем для защиты детей от опасного контента.

Путин присвоил звания «гвардейский» двум полкам

Два воинских подразделения ВС России стали гвардейскими за проявленный героизм и мужество в ходе боевых действий. соответствующий указ подписал президент РФ Владимир Путин.

ФРС США снизила ставку федрезерва до 3,5 – 3,75% годовых

Федеральная резервная система (ФРС) США в третий раз объявила о снижении ставки, указав диапазон в 25 базисных пунктов, сказано в заявлении регулятора.

Во Франции арестовано имущество Google по иску его российской дочерней компании

Суд Парижа вынес приказ об аресте 100% акций Google France. Документ подлежит немедленному исполнению и связан с предстоящим рассмотрением заявления российского ООО «Гугл» в отношении Google International LLC.

В Госдуме предложили создать систему постоянного контроля за расходами чиновников

В Госдуму внесен пакет законопроектов, направленных на изменение законодательства в сфере борьбы с коррупцией. Главная цель инициативы заключается в создании современной и эффективной системы постоянного контроля за доходами, расходами и имуществом должностных лиц.

Минздрав зарегистрировал новый препарат для лечения рака легкого

В России появился отечественный препарат для иммунотерапии рака легкого, который позволит существенно сократить расходы на лечение пациентов, сообщают информагентства.

НАТО впервые применила «летающие радары» у арктических границ России

Начальник пограничного управления ФСБ России по Петербургу и Ленинградской области Владимир Корецкий сообщил о начале применения странами НАТО самолетов дальнего радиолокационного обнаружения для разведки у северных границ России.

Литва потребовала от Белоруссии вернуть грузовики

Дипломатическое ведомство Литвы передало Минску официальный протест в связи с задержанием литовских грузовиков и требованием вернуть имущество компаний Евросоюза.
Мнения

Игорь Мальцев: Евросоюз должен быть разрушен

Лучшее, что получилось у Евросоюза – это Шенгенское соглашение, которое когда-то значительно облегчило жизнь обычных людей. А больше – ничего. Все остальное – боль и катастрофа.

Сергей Худиев: Спирализм – новая религия поклонения искусственному интеллекту

Пользователи ищут у программ мистических откровений, надежды, помощи и утешения. Это новая форма очень старого явления, известного с тех времен, когда о компьютерах никто и не помышлял – идолопоклонства, обожествление людьми чего-то, что они сами и создали.

Тимофей Бордачёв: США унижают Европу на пользу России

Сегодняшние унижения со стороны США станут для поколения европейских политиков, с которым Россия будет иметь дело в будущем, такой же важной школой жизни, какой Вторая мировая война была для тех, кто мог налаживать диалог с СССР во второй половине XX века.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов