Культура

21 июля 2010, 15:38

Аньес Варда: Я не знала кино – и была спасена

Фото: Reuters

Аньес Варда причисляют к французской «новой волне», что понятно, но не вполне правдиво. В отличие от Годара, Трюффо и прочих, она не писала в журнал Cahiers du Cinema, не проводила время в знаменитой Синематеке Анри Ланглуа, а в разгар майских событий 1968-го находилась в Лос-Анжелесе, куда после успеха «Шербурских зонтиков» пригласили ее мужа – режиссера Жака Деми. Газете ВЗГЛЯД Варда рассказала о новом фильме «Побережья Аньес» и знакомстве с Джимом Моррисоном.

 – Аньес, вы с мужем Жаком Деми приезжали в Советский Союз в середине 1960-х. Какие воспоминания у вас остались о той поездке?

– Помню, когда мы приехали в Ленинград, нас водили по киностудии «Ленфильм», и я выяснила, что там работают сразу две женщины-режиссера. Я подумала, что это замечательно: на одной киностудии – сразу двое, во Франции ведь их тогда было совсем-совсем мало. То есть коммунистическая система дала им такую возможность – работать в мужской, по представлениям тех лет, профессии. Во Франции на это ушло гораздо больше времени. Хотя сейчас у нас, конечно, тоже много женщин-режиссеров.

Я не считаю, что режиссеру надо искусственно пытаться быть молодым

– И сейчас уже нет смысла так горячо отстаивать идеи феминизма, как вы делали это в своих ранних фильмах?

– Я бы так не сказала. Много ли женщин-режиссеров, например, в Египте? Или в Марокко? Однажды я была в Тунисе, проводила там что-то вроде мастер-класса. В зале присутствовали люди разного пола, но вопросы почему-то задавали исключительно мужчины. Зато потом одна из женщин подошла ко мне и сказала: «Мы очень хотели бы пообщаться. Можно встретиться с вами в кафе вот тут, рядом?» Я ответила: «Да, конечно. А почему вы там, в зале, ничего не говорили?» А она мне: «Потому что когда рядом мужчины, нам лучше молчать». А я считаю, что женщина должна говорить. Особенно если ей есть что сказать. Это в некотором роде и есть феминизм.

– Как вы относитесь к принятому во Франции запрету на ношение в общественных местах паранджи?

– Если кто-то приезжает во Францию и идет во французскую школу, мне кажется, ему не следует открыто демонстрировать какие-то признаки своей религии. Речь о любом вероисповедании: я не думаю, что кто-то должен ходить с огромным крестом на груди, носить кипу или прятать лицо. Это вопрос культуры.

– Расскажите, как начиналась ваша режиссерская карьера?

– Я работала фотографом. И в какой-то момент решила, что этого недостаточно. Тогда казалось, что за кинематографом – будущее. В нем было движение, там можно было говорить. Но поскольку я не получала никакого специального образования и даже никогда не была ассистентом режиссера, я просто запустила свой собственный проект, который оказался совершенно не похож на то, что происходило тогда в кино. Иногда я говорю себе: Боже, какое счастье, что я никогда ничего не заканчивала и нигде ничему не училась! Если бы я тогда увидела все эти шедевры, которые увидела уже позже: Пудовкина, Ренуара, Уэллса, – может быть, я бы и не посмела. Я была бы смущена и напугана, была бы уверена, что ни за что не смогу создать что-то подобное. Но я не знала кино – и была спасена. К тому моменту, когда я решила снять свою первую картину, я видела всего семь или восемь фильмов.

– Вы используете новые технологии? В какую вообще сторону, как вам кажется, движется сейчас кино?

– Это сложный вопрос. У меня есть друг, который создал себе аватара в игре Second Life. В какой-то момент он так тесно связал свою жизнь с этим персонажем, что стал терять связь с реальностью. Я знаю много людей, который сидят в Facebook*, в Twitter, общаются в других социальных сетях, и я понимаю, что за этим будущее. Проводятся фестивали фильмов, снятых на мобильный телефон. В самом понятии режиссерской профессии произошли изменения, и их я вижу очень хорошо. Есть непрофессионалы, которые делают потрясающее кино, и есть люди с высшим образованием, которые вроде бы знают об этой работе все, но при этом снимают совершенно неинтересные фильмы. Я не очень адаптирована к этому будущему, к тому же в моем возрасте вряд ли надо пытаться догнать все уходящие поезда. Разумеется, я пользуюсь компьютером, хожу на разные профессиональные сайты. И теперь монтажные программы во многом заменили мне монтажный стол с пленкой. Это интересная эволюция, но надо очень четко решить, до какого предела можно развивать новые технологии, оставаясь при этом собой. Я не считаю, что режиссеру надо искусственно пытаться быть молодым. Известно, что самая активная аудитория современных кинотеатров – люди в возрасте от 15 до 24 лет. Когда я делала «Побережья Аньес», я очень боялась, что смотреть этот фильм будут только 60-летние, а всем прочим этот мой фильм-автопортрет будет неинтересен. Но на первом же показе в зал пришла публика разного возраста, в том числе и совсем юная. Может, они пришли просто из любопытства. Но мне было очень приятно.

Я люблю снимать рыбаков, прохожих, соседей. У обычных людей потрясающие лица и потрясающие истории

– Вы как-то планируете свою работу?

– У меня никогда в жизни не было никакой программы и никакого четкого плана. Я знаю режиссеров, которые говорят: «В этом году я снимаю такой-то фильм, а в следующем – вот такой». Разумеется, между возникновением идеи и ее воплощением в кино проходит много времени. Например, фильм «Побережья Аньес» я задумала, когда мне было 78 лет. Я сказала себе: «Скоро мне 80 – круглая дата». Это много, мне все время казалось, что эта цифра меня к чему-то обязывает. И чтобы побороть эти эмоции, я сняла фильм. Кстати, картину мы закончили уже после моего дня рождения, так что подарка к юбилею так и не получилось. А вообще, каждый свой фильм я снимала как последний. Сейчас я делаю видео для инсталляций и работаю над сериалом для французского телевидения. В нем будет много живописных изображений – я всегда любила живопись и современное искусство, и мне кажется, что его недостаточно сегодня на телевидении. Там будет пять серий по 30 минут, и в каждой серии минут 10–15 будет занимать рассказ о каком-то живописном полотне или инсталляции.

– Почему вы так не любите снимать звезд?

– Потому что я люблю снимать рыбаков, прохожих, соседей. У обычных людей потрясающие лица и потрясающие истории. Но иногда обычное становится необычным. Во время работы в Голливуде Жак (Деми) должен был снимать для студии Columbia фильм с Анук Эме и искал ей партнера. И вот мы находим симпатичного молодого человека, который всем нравится, проводим пробы. Юноша неизвестный, зарабатывал мало. Но когда его кандидатуру представили студии, там сказали, что он не подходит: «У этого бездарного типа вообще нет будущего в кино». Это был Харрисон Форд. Много лет спустя я приехала к нему с камерой и попросила: «Подтверди, что это правда!» Эти кадры я потом включила в фильм «Побережья Аньес».

– А Джима Моррисона вы часто вспоминаете?

– Давно меня не спрашивали про Джима Моррисона... И вот тут опять началось. Накануне нашей встречи я пошла погулять в маленький садик с фонтанчиком, и там были три молодых человека, которые подошли ко мне и спросили: «Правда, что вы знали Джима Моррисона?» Ну что я могла ответить? «Да, это правда». Я прекрасно понимаю, что Джим – идол, герой целой эпохи. Когда я с ним познакомилась, он учился в киношколе. Мы с моим мужем Жаком Деми тогда жили в Лос-Анджелесе, а молодое американское кино очень интересовалось тем, что происходило во Франции.

Иногда Моррисон заходил к нам в гости, мы были на первом его концерте, а потом и на многих других его выступлениях... Между нами сразу возникла симпатия, мы вели умные беседы, много говорили о литературе – Джим ведь очень любил литературу. На сцене он, конечно, был совсем другим – совершенно безумным. Я смотрела фильм Оливера Стоуна «The Doors» – это хорошее кино, но Стоун изобразил Моррисона человеком, у которого вся жизнь – один большой спектакль, он постоянно играет, как на сцене, так и в жизни, и всего пара шагов отделяет его от сумасшествия. Все это в нем действительно было, но это лишь часть его жизни как рок-звезды, а мы с Жаком запомнили Джима совсем другим – очень спокойным, тихим, рассудительным. Его постоянно преследовали папарацци, и он страшно от всего этого уставал, поэтому я так ни разу и не решилась спросить разрешения сфотографировать его. Когда он умер, я об этом очень жалела.

– В вашей фильмографии нет ни одной экранизации – это удивительно, учитывая то, что примерно половина современных сценариев основаны на книгах, комиксах или уже снятых картинах. Вам никогда не хотелось экранизировать любимое произведение?

– Я действительно никогда не делала экранизаций. Но я никогда и не вдохновлялась литературой. Удовольствие от чтение – это просто удовольствие от чтения. Вдохновение я всегда черпала из обычных вещей, которые я наблюдала, чувств, которые испытывала, из каких-то маленьких открытий, которые совершала. Сюжеты всегда сами возникали в моем воображении. А из чтения литературы, даже очень хорошей, вдохновение не рождается, уж извините.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

Текст: Ксения Реутова

Вам может быть интересно

ТАСС: Из ВСУ за год дезертировали или ушли в самоволку более 200 тыс. человек
Темы дня

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Россия избавится от «заборостроительных» университетов

«Освобождение от самых халтурных вузов». Такими словами эксперты описывают смысл новой системы оценки высшего образования, подготовленной в России. О чем именно идет речь и почему данная реформа имеет значение не только для учебных заведений, но и для всей экономики страны?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Росстат сообщил о росте реальных зарплат в стране

Средний уровень начисленных зарплат в России по данным Росстата достиг почти 100 тыс. рублей в октябре, что на 6,1% превышает показатель прошлого года.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Роспотребнадзор выдал предписание об изъятии напитка Aloe Vera из продажи

Реализация партии напитка Aloe Vera приостановлена после проверки, выявившей возможную опасность для потребителей продукции с датой изготовления 11 августа 2025 года.

В России начались переговоры по созданию исламского банка

В России обсуждается открытие первого исламского банка, потенциал которого может достичь не менее 1 трлн рублей.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Эксперт: Российская оборонка посрамила все негативные прогнозы на Западе

Работа российского оборонно-промышленного комплекса заслуживает самой высокой оценки, наши инженеры за годы СВО посрамили все негативные прогнозы на Западе, сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. В пятницу Владимир Путин провел совещание по обсуждению параметров проекта государственной программы вооружения на 2027-2036 годы.

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков сообщил о существенном прогрессе в переговорах Москвы и Вашингтона по вопросу урегулирования конфликта на Украине.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

Путин в Совбезе обсудил развитие ИИ для обороны страны

На совещании Совбеза президент России Владимир Путин поднял вопрос развития искусственного интеллекта (ИИ) для нужд обороны и безопасности.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов