Международный кинофорум, посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, проходил в Петербурге со 2 по 5 мая. В эти дни в городе было замечено немало медийных лиц: по красной ковровой дорожке кинофорума продефилировали Михаил Пореченков, Светлана Дружинина, Светлана Немоляева и Вера Глаголева. Ведущими церемонии открытия стали москвичи Федор Бондарчук и Анастасия Вертинская. Петербург представили знаменитые режиссеры Алексей Герман (президент форума) и Александр Сокуров. Было даже несколько влиятельных гостей из Голливуда. Например, город на Неве посетил голливудский продюсер Эндрю Вайна, в фильмографии которого «Терминатор», «Рэмбо» и «Крепкий орешек». Вайна удивил всех, признавшись, что когда-то хотел снять фильм про Сталинград, а сейчас планирует снять ремейк «Александра Невского» Сергея Эйзенштейна.
Вайна удивил всех, признавшись, что когда-то хотел снять фильм про Сталинград, а сейчас планирует снять ремейк «Александра Невского» Сергея Эйзенштейна
Компанию ему составила группа представителей таких известных киностудий, как Sony Pictures, XX Century Fox и Metro-Goldwyn-Mayer. «Голливудцы» признались, что хотят активнее работать с Россией.
Но главным иностранным гостем, конечно, был Антонио Бандерас. Приезд сексапильного испанца на фестиваль фильмов о войне поначалу несколько озадачил журналистов. Однако директор Петербургского центра фестивалей и праздников Марина Фокина ответила, что в этом нет ничего удивительного: Антонио Бандерас является известным борцом за мир. На пресс-конференции Бандерас рассказал грустную историю о своих родителях, которые пережили Гражданскую войну в Испании и вторжение армии Муссолини. Позже и вице-губернатор Петербурга Алла Манилова призвала серьезнее относиться к актеру Бандерасу. По ее словам, сейчас он готовится к защите докторской диссертации в сфере кино.
В Северной Пальмире Бандерас быстро обошел несколько самых значимых культурных объектов – Эрмитаж, Спас-на-Крови, музей русской водки. Задержался в музее Достоевского: Антонио – большой поклонник Федора Михайловича.
Примечательно, но слава Никиты Михалкова дошла и до Голливуда. Вспоминая в разговоре с журналистами известных ему российских кинорежиссеров, Бандерас назвал именно Никиту Сергеевича и даже намекнул на возможность реализовать с ним некий совместный проект.
Сам кинофорум проходил в пяти петербургских кинотеатрах, Михайловском театре, а также на трех площадках под открытым небом – в последнем случае фильмы транслировались на больших экранах размером 6 на 8 метров, установленных на площади Искусств, на Дворцовой площади и в Александровском саду.
На фоне Адмиралтейства показывали легендарный черно-белый фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека» (фото: Денис Нижегородцев/ВЗГЛЯД) |
Главное достоинство нынешнего петербургского киносмотра – это демократичность. Билеты на сеансы в кинотеатры раздавались бесплатно, а посмотреть кино на городских площадях могли вообще все желающие – места здесь хватало каждому. Корреспондент газеты ВЗГЛЯД посетил один из таких сеансов вечером 4 мая – в Александровском саду на большом экране на фоне Адмиралтейства показывали легендарный черно-белый фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека». Кино смотрели несколько десятков человек, часть из них стояли, некоторые сидели на лавочках вокруг фонтана. Что бросалось в глаза – зрителями были преимущественно молодые люди − парни и девушки от пятнадцати до тридцати. Вот молодой парнишка подъезжает на велосипеде, ставит ноги на землю, да так и смотрит несколько минут на экран, не моргая. В это время там показывают знаменитый эпизод, когда герой Бондарчука встречается с комендантом фашистского лагеря. Фашист предлагает советскому солдату выпить перед смертью стакан водки и дает кусок хлеба. Но герой Бондарчука отвечает, что после первой не закусывает. Немец наливает второй стакан. После второй советский человек тоже не закусывает. И только после третьего стакана голодный, но гордый солдат Андрей Соколов отрывает маленькую краюшечку от куска хлеба.
Единственной ложкой дегтя в этой, безусловно, прогрессивной идее – показывать хорошее кино под открытым небом – стала погода, которая, к сожалению, подкачала. Во вторник в Петербурге стоял настоящий мороз. Поэтому легко одетые люди при всем желании не могли досмотреть кино до конца. Те же, кто подготовился основательно, принеся из дома теплые пледы, могли проводить у уличных экранов весь вечер.
Всего в рамках кинофорума показали около ста фильмов о войне, как современных, например, «Кукушка», «Франz+Полина», «Полумгла», «Мы из будущего», так и старых, всем известных и любимых – «Женя, Женечка и «Катюша», «Повесть о настоящем человеке», «Они сражались за родину», «Баллада о солдате» и т.д. Ретроспектива охватила даже немые антивоенные фильмы 1920-х годов. Не обошлось и без оскароносного фильма супруги Джеймса Кэмерона Кэтрин Бигелоу «Повелитель бури» про военные действия в Ираке. В общем, программный директор киносмотра Андрей Плахов подобрал кино на любой вкус и цвет.
Громким кинособытием стал показ французской ленты «Шоа» длительностью 9 часов. Как рассказал координатор документальной части программы Константин Шавловский, эта лента уже была признана мировым сообществом самым важным кинопроизведением на тему Холокоста, а теперь ее показали и у нас.
В связи с трагической гибелью самолета польского президента форум приобрел польский акцент. Так, фильмом-открытием решили сделать российско-польскую картину «Только не сейчас» Валерия Пендраковского о любви польской девушки и советского солдата уже в послевоенные годы.
Заметим, что уже через несколько дней, 12 мая стартует Каннский фестиваль. Организаторы петербургского кинодейства старались избежать прямого сравнения с ним, но при этом намекали, что они не прочь перетянуть в Петербург центр киношно-фестивальной жизни через какое-то время… Главным отличием нынешнего кинофорума от Канн, Берлинале и других называется отсутствие соревновательного элемента. В Питере не было жюри, не выставлялись оценки. Но в перспективе не исключается, что в городе на Неве появится свой кинофестиваль (несколько лет назад уже предпринималась такая попытка продюсером Марком Рудинштейном, но ничего не вышло), не уступающий по размаху другим.
На заключительной пресс-конференции вице-губернатор Петербурга Алла Манилова проанонсировала возможный приезд в следующем году Аль Пачино, а также призналась, что ведутся переговоры с продюсером Роберта де Ниро. Во сколько может вылиться бюджету Петербурга приезд этих известных персон, неизвестно. В этом году, по заверениям Маниловой, ни Бандерасу, ни другим известным гостям организаторы денег не платили.
Напоследок приведем слова президента кинофорума Алексея Германа (старшего): «Почему мне это интересно? Потому что я помню свои детство и юность. Сколько было разговоров о кино в нашем доме, и не потому, что мой папа был кинодраматургом. Выходила «Война и мир» Сергея Бондарчука, и все говорили: кто будет играть князя Андрея? Кто будет играть старого князя? Кто станет Пьером Безуховым? Эти темы были частью нашей жизни. Почему это ушло...»
По мнению мэтра, Петербург заслуживает того, чтобы в этом городе проводился свой смотр военных фильмов и свой кинофестиваль, где показывали бы хорошее кино: «Это не может уйти из Ленинграда также, как не могут уйти из Ленинграда книжки… Это необходимое условие существования самого красивого города на земле. Не могут в самом красивом городе на земле ходить глупые люди…»