Эдуардо, Филипп и Кристоф считают танго чем-то большим, чем просто танцевальной музыкой одной из латиноамериканских стран. В доказательство своих убеждений швейцарец, француз и аргентинец записали альбом «La Revancha Del Tango», ставший для массовой аудитории откровением. Жгучий драйв аутентичного танго, как выяснилось, органично сплетается с актуальными электронными битами и диджейскими примочками. Мир захлестнул интерес к новой инкарнации старой музыки, да и к ней самой – в европейских музыкальных магазинах покупатели стали спрашивать записи не только Астора Пьяццоллы, но и куда менее известных в мировом масштабе тангейро: Аннибала Троило, Хуана Хосе Мосалини, Эдоардо Ровиры. Появились и последователи вроде Tango Crash – ничуть не менее интересные. Но у Gotan Project было преимущество первооткрывателей.
Танго никогда никуда не исчезало. Под него люди танцевали все эти годы!
Они не торопились продолжать успешно начатое предприятие, подойдя к работе кропотливо и вдумчиво: за 10 лет – всего три альбома и два больших гастрольных тура… Третий диск «Tango 3.0» вышел буквально на днях — и по горячим следам 10 апреля Gotan Project играют в московском клубе «Б1 Maximum». В преддверии концерта мы набрали парижский номер Кристофа Мюллера. По счастью, он оказался дома.
– Кристоф, какими были для вас эти 10 лет?
– Безумные, безумные годы. Никто не мог предположить такого успеха, когда мы все это начинали… Это было удивительное и прекрасное время.
– Такие музыканты, как Карлос Либедински, Tango Crash и Bajafondo Tango Club, работают, можно сказать, в одном с вами направлении. Вы, получается, его лидеры…
– Да нет, они не идут по нашим следам. Это одно движение, и мы просто принимаем в нем участие. Вообще говоря, это прекрасно, что множество музыкантов из разных стран обращаются к танго! Только вот что я хотел бы подчеркнуть: чтобы быть новым, танго не обязательно должно быть электронным. Вариантов значительно больше одного.
– Но от ответственности за возрождение интереса к культуре аргентинского танго вы не будете открещиваться?
– Ну… Не станем, конечно. Хотя, если честь по чести, то танго никогда никуда не исчезало. Под него, в конце концов, люди танцевали все эти годы! Мы просто показали его тем, кто интересовался совершенно иными музыкальными жанрами – может быть, даже и не знал о нем никогда. Вот это Gotan Project и впрямь сделал, отрицать бессмысленно.
В создании нового альбома «Tango 3.0» поучаствовал футбольный комментатор Виктор Уго Моралес (обложка альбома) |
– Нет, не совсем так. На альбоме «Lunatico», о котором вы сейчас говорили, мы углублялись в жанр, пытаясь такими способами найти самую его суть, сердцевину, а здесь мы попробовали другие варианты. Для меня, например, стал открытием мастер губной гармоники Франко Лусиани – невероятный аргентинский музыкант, которого вне страны почти никто не знает. В композиции «La Gloria» принял участие (пауза)… футбольный комментатор Виктор Уго Моралес – он настоящая звезда в своей области! У нас там даже детский хор есть. Ну и прочие мелкие детали – электроники побольше, и вместе с тем есть настоящие медные духовые, даже тромбоны. Звук при этом, мне кажется, получился посовременнее.
– Какие впечатления у вас остались от предыдущих московских концертов?
– У нас был концерт, помню, в огромном конгресс-холле. Я совершенно ошалел тогда – в помещении таких масштабов я никогда раньше и не бывал, честное слово! Впечатление усиливалось, поскольку рядом была Красная площадь (Кристоф имеет в виду ныне не существующий концертный зал «Россия». – прим. ред.). Так что самое яркое впечатление у меня архитектурное, получается.
– Чего ждать вашим поклонникам от концерта 10 апреля?
– Новой музыки! Конечно же, мы будем исполнять и старые, проверенные хиты, но с «Tango 3.0» мы будем играть очень много — даже то, чего на альбоме нет!
– Это как?!
– Альбом – конструкция не резиновая. В него вошло 11 треков – они притерлись друг к другу, как шестеренки в хорошо работающем механизме. А за пределами его осталось еще пять треков, которые не хуже прочих, – просто не подошли. Нам они нравятся – так почему их не играть?
– Помню, в том самом концерте рядом с Красной площадью видеоарт и вообще визуальная составляющая работала наравне с музыкой. Сейчас будет так же?
– Ну, не совсем так – но будет. Вы же видели наши видеоклипы? По ним видно, что для нас визуальная сторона и правда очень важна. Тем более что мы интересуемся современным искусством, а видеоарт – очень важная его часть. И наша музыка, кстати, весьма кинематографична, если можно так сказать.
– Скажите, а какую музыку вы слушаете ежедневно?
– Мой личный плейлист безумно эклектичен. Я слушаю все на свете! Старую, новую, танцевальную, симфоническую музыку… Новый альбом «Flying Lotus», старые записи великого нью-орлеанца Аллена Туссена, эфиопский джаз… Недавно я вернулся из Перу, привез оттуда местных дисков – ну и конечно же, новые аргентинские релизы. Вот это, скажем так, музыкальный срез последних двух недель.
– В конце прошлого года британская газета The Observer подводила итоги десятилетия. Среди лучших альбомов 2000-х был и ваш диск «La Revancha Del Tango». Рядом с ним были работы Джонни Кэша, Radiohead, Лили Аллен, LCD Soundsystem, Anthony & The Johnsons… Как вам такое соседство?
– Это фантастическая компания! Мы, признаюсь, были удивлены – ведь в итоги обычно всякая ерунда попадает. А тут – что ни альбом, то сокровище. Ну, может, не каждый, но пропорция была выше, чем «каждый второй». Нам было очень лестно попасть в этот список.