В жизни каждой кобелирующей личности наступает момент, когда желание жениться и завести детей становится вполне осознанным. Просмотр комедии «О чем говорят мужчины» способен отбить данное желание напрочь − милым дамам стоит это учитывать.
Это достойный ответ всемирно известным «Монологам вагины
Быт, о который разбилась любовная лодка, был предметом шуток от адамовых времен, что-то свежее на эту тему сказать сложно. Однако новый проект «Квартета И» держится особняком и от ситуационных романтических комедий, и от российских комедий вообще: его юмор основан не столько на модном сейчас гротеске, пародиях и даже шутках как таковых, сколько на простом перечислении тонко подмеченных штампов. Так уж вышло, что привычки многих женщин ласково одобрять партнеров аляповатыми прозвищами (вроде «небритый чебурашка») или присылать на третьем году разрыва SMS типа «Выпал первый снег» уморительно смешны просто по факту их констатации. Так в споре метафор в очередной раз победила жизнь.
На фоне общей разлюли-малины, устроенной выходцами из КВН, и комедий положения, щедро импортируемых с Запада, подобный юмор приятно тонок, кроме того, самобытен: взяв за основу местный культурный код, местный быт, местную ментальность и игру местных слов, участники квартета намеренно сузили круг потенциальных зрителей. Чтобы оценить данный фильм по достоинству, необходимо иметь как минимум самоиронию и российское подданство. На этом же строил свою сатиру Довлатов, и хотя сценаристы «Квартета И» − это далеко не Довлатов, сама допустимость подобного сравнения говорит в пользу того, что «О чем говорят мужчины» − продукт качественный, забавный, неглупый и достойный внимания.
#{image=342047}Не портит его даже откровенно дурацкая завязка: четверо закадычных друзей сбегают от женщин, детей и офисных кресел, дабы поехать в Одессу… на концерт группы «Би-2» (столь жаркую любовь 40-летних к заслуженному коллективу можно объяснить только лобовым продакт-плейсментом нового альбома группы – благодарностью квартета за недурственный саундтрек). Дорожные споры – последнее дело, но именно им предается компания на протяжении всего пути до мамы-города. Вкупе с байками, жалобами и мечтаниями они и составляют мясо фильма, нанизываемое на ходульный сюжет, как на шампур.
Говорят персонажи, понятно, о женщинах – женах и любовницах. Бесстыдно вываливают на зрителей прекрасного пола все то, что принято относить к «мужским секретам». Издеваются над бигуди, необоснованными сценами ревности, вопросами класса «а зачем ехать к тебе домой в 11 ночи?». Оправдывают промискуитет. Неизменно завершают приступы ехидства фразой «именно поэтому я и не женат». Словом, расширяют доказательную базу фемин, твердо уверенных, что «все мужчины – свиньи».
#{movie}Однако посыл всех этих диалогов зримо сложнее, чем бородатый анекдот про идеальную женщину – «слепо-глухо-немую хозяйку винного магазина». За нарочитым лозунгом «все бабы – дуры» отчетливо виден пресловутый «кризис среднего возраста» − время грустных рефлексий, ревизии юношеских мечтаний и атаки беса на ребро. По совокупности все это – легкомысленный, но достойный ответ всемирно известным «Монологам вагины» Ив Энцлер, манифесту воинствующего феминизма. Достойный в первую очередь потому, что с самоиронией у квартета, в отличие от Энцлер, порядок, да и фетишизации сугубо мужского органа им удалось удачно избежать (пошлятина если и присутствует, то в гомеопатических дозах).
При желании «О чем говорят мужчины» также можно воспринимать как манифест – манифест подчеркнуто нормальных мужиков «сильно за 30», представляющих средний класс. По крайней мере, набор ценностей соответствующий: дорогой алкоголь, хорошая машина, разговоры с друзьями за жизнь и богини в бикини у кромки теплого моря. Подчеркнутую их нормальность подтверждает и ирония в адрес интеллектуальных снобов – любителей ресторанов, в меню коих французские слова пишутся русскими буквами, и завсегдатаев музеев современного искусства Гуггенхайма, где можно приобщиться к концептуальным кучам мусора, разноцветным треугольникам и раздавленным катком зеленым плюшевым собачкам, символизирующим бесправие женщин в исламском мире.
По большому счету данная лента – первая в истории российского кино шпилька начитанному по верхам «элитному небыдлу». Другой вопрос, что если условным устрицам в мармеладе логично противопоставляется банальный шашлык, разгромно выигрывающий и по цене, и по вкусу, то концептуальному искусству – те же «Би-2», что куда как менее очевидно.
Впрочем, культурологическая линия в картине побочна, основное время, как и было сказано, отводится демонизации обрыдших супружниц (вкупе с капризными детьми) и оправданию права мужчин на лево: женщинам предлагается смириться и принять, что любовь к жене – это одно, а интрижки на стороне – совсем другое, мол, колбасу я тоже люблю, но это еще не измена. В эпоху борьбы российского чиновничества за семейные ценности все это выглядит вопиющей наглостью, и комментарии из Госдумы, готов спорить, воспоследуют − осудят и создателей, и примкнувших, вспомнят про «моральный облик» − мало не покажется. Считайте, что данную комедию мы тут нахваливаем на свой страх и риск.
«Квартет И» явно учел ошибки «Дня радио»: дотошно пересняв все сцены спектакля на кинопленку, его создатели, видимо, забыли, что передать обаяние театра посредством экрана затруднительно (по факту зрителю предлагался полуфабрикат на новом носителе). В этом смысле «О чем говорят мужчины» − полная противоположность «Дню»: материал проходного (на фоне других хитов) и сильно затянутого спектакля «Разговоры мужчин среднего возраста», с одной стороны, сократили, с другой − снабдили добавочной стоимостью – буффонадными сценами, призванными доказать, что отказаться от секса с Жанной Фриске (самое забавное камео фильма) в пользу супружеской верности может только дурак, а секс с лучшей подругой жены на брачном ложе достоин поощрения как экономия семейного бюджета (отели нынче дороги).
Разумеется, воспринимать всё это серьезно нельзя. Просто потому, что большая часть участников квартета счастливо женаты (включая Александра Демидова, персонаж которого весь фильм утверждает обратное), и соответствующих намеков в картине немало. Положа руку на сердце, весь треп главных героев о пользе измен – лишь сублимация, важная часть отдыха в мужской компании, отдушина для женатиков, которые сами же и признают – им уже нельзя в Бельдяжки.
То есть ложки при желании найти можно. Но осадок в виде тезиса «хорошую вещь браком не назовут» все-таки остался.