– Правда ли, что лейбл Mariinsky – первый российский лейбл, релизы которого номинированы на «Грэмми»? Как вы думаете, почему американская Академия звукозаписи включила продукцию нашего лейбла в шорт-лист?
То, что они вышли в финал, можно считать выдающимся достижением – ведь изначально в каждой номинации часто фигурируют сотни записей
– Первый ли это лейбл из России, участвующий в конкурсе «Грэмми», я не знаю. Но причина, по которой записи представлены в таком количестве номинаций, проста – эти записи великолепны!
– Как вам кажется, имеют ли мариинские релизы реальные шансы на премию? Они ведь номинированы в четырех категориях, так что вполне вероятно, что по крайней мере в одной из них будет одержана победа?
– Шансы, несомненно, велики. Уже одно то, что они вышли в финал, можно считать выдающимся достижением – ведь изначально в каждой номинации часто фигурируют сотни записей.
– Знакомы ли вы с другими релизами, представленными в тех же номинациях, составляющими конкуренцию дискам лейбла Mariinsky? Можно ли как-то прокомментировать интригу этого сезона?
– Один из значимых сюжетов года вот какой: многие из номинированных записей представлены лейблами, принадлежащими оркестрам. LSO live, лейбл Лондонского симфонического оркестра, стал первым оркестровым лейблом, который удостоился номинаций на «Грэмми» и оказался в числе победителей (в 2002 году премией была отмечена запись оперной дилогии Гектора Берлиоза «Троянцы», исполненной под руководством дирижера Колина Дэвиса). А сегодня среди самых лучших релизов уже много таких, которые выпущены лейблами, находящимися в ведении оркестров или конкретных артистов.
– Один из альбомов лейбла Mariinsky, участвующих в конкурсе «Грэмми», – опера Шостаковича «Нос» – номинирован также на премию журнала BBC Music Magazine. Велики ли его шансы здесь?
– Думаю, что опять-таки велики.
– Можно ли ожидать, что в ближайшем будущем присутствие России на ведущих музыкальных конкурсах звукозаписи станет более заметным?
– Успех лейбла Mariinsky связан с глобальным экономическим ростом. Если вы посмотрите, что происходило лет 30 назад, то обнаружите, что тогда премии «Грэмми» давали чуть ли не исключительно американским исполнителям. Сегодня слушатели способны воспринимать и ценить музыку со всего света. Полагаю, что и неакадемических музыкантов из России в будущем ждет аналогичный успех.
– То обстоятельство, что лейбл Mariinsky представляют только записи Шостаковича, обусловлено организационными причинами – в период, подлежавший рассмотрению номинаторов «Грэмми», лейблом не было выпущено других релизов. Но, так или иначе, в финал «Грэмми» вышел именно Шостакович, а не кто-либо из более ранних русских классиков. Можно ли считать этот факт по-своему знаковым?
– Не думаю. Дело именно в том, что только эти записи лейбла соответствовали условиям номинирования по срокам, а также в их высоком качестве.
– А вообще, что бы вы сказали о степени востребованности русской классической музыки на Западе? Скажем, Шостакович популярен так же, как классики XIX века, или кто-то кого-то опережает?
– К русским композиторам XX века, несомненно, интерес больше, но, скажем, Чайковский по-прежнему очень популярен.
– По-вашему, лейбл Mariinsky – перспективный проект?
– Мы работали со множеством других оркестров и оперных компаний, основавших свои собственные лейблы, и считаем, что Mariinsky – один из самых многообещающих. Валерий Гергиев – главный дирижер Лондонского симфонического оркестра, под его руководством проходят записи лейбла LSO live, так что для нас имело всяческий смысл помочь Мариинскому театру, оказав менеджерскую поддержку его лейблу.
– Насколько я знаю, вы не раз бывали в Санкт-Петербурге. Была ли у вас возможность оценить акустику концертного зала Мариинского театра? Каковы ваши впечатления?
– Я считаю, что в этом концертном зале лучшая в мире акустика – лучше, чем в других знаменитых залах мира, будь то Золотой зал Венской филармонии, амстердамский «Консертгебау», нью-йоркский Карнеги-Холл или токийский Сантори-Холл.
– В каталоге лейбла уже значатся записи произведений Чайковского, Рахманинова и Щедрина. По каким принципам отбирается материал для записи?
– Отбором репертуара для лейбла занимается Валерий Гергиев. Он наиболее компетентен в этом деле, так как знает и музыку, и оркестр Мариинского театра гораздо лучше, чем кто-либо другой.
– Что планируется выпустить в ближайшее время?
– В этом году появится еще одна пластинка, на которой будут звучать фортепианные концерты Шостаковича в исполнении Дениса Мацуева. Также планируется выпустить второй диск из серии, посвященной симфониям Шостаковича – на очереди вторая и одиннадцатая. Наконец, ожидается самый крупный релиз – вагнеровский «Парсифаль» с участием Рене Папе, Виолеты Урманы и Гэри Лемана.