Фильм Джейсона Рейтмана, автора нашумевшей инди-драмы «Джуно» и социальной сатиры по Кристоферу Бакли «Здесь курят», выходит в российский прокат по горячим следам нашумевшего фильма-миллиардера «Аватара» и бодрого постмодернистского стеба о великом сыщике с Бейкер-стрит, 221 Б.
По своему настроению и ритму «Мне бы в небо» представляет полную противоположность упомянутым хитам – в этой комедийной драме (которую в англоязычном мире окрестили «драмеди») неспешно и вдумчиво рассказывается о жизни Райана Бинэма (Джордж Клуни), служащего корпорации, который разъезжает по Штатам с лекциями о том, как изменить свою жизнь. Его нанимают как лучшего специалиста по увольнению людей, ставших не нужными.
Его жизнь «в воздухе» – сплошные перелеты, пересадки, джетлаги, номера люкс в отелях, арендованные автомобили, случайные встречи с попутчиками, череда уволенных – устраивает его полностью. Неудивительно, ведь он сам выбрал ее. Он и есть живой пример своих собственных лекций, теории ненужности «человеческого багажа», от которого надо избавляться как от ненужного хлама, ибо таскать на себе бремя «человечности» оказывается слишком тяжелым грузом.
#{movie}
Райан призывает людей освободить свой «чемодан» и путешествовать по жизни налегке, без лишнего багажа, отягощающего и отравляющего человеческое существование, без ноши, без ответственности. Ему так легче работать, ведь именно он говорит сотрудникам: «Вы свободны» (но ни в коем случае не «Вы уволены»!), и жить, так как ему удалось убежать от социума со всеми присущими ему качественными характеристиками, со всем этим джентльменским набором: дом-семья-работа.
Он считает себя свободным и счастливым, его единственная мечта – налетать 10 миллионов миль, что во всем мире удалось сделать только шести человекам. В качестве стажера с ним отправляют молодую карьеристку Натали (Анна Кендрик), которая хочет автоматизировать процесс увольнений, используя Skype, но ей недостает опыта общения с живыми людьми.
Вместе с собой Райан, по примеру «Амели», таскает картонную парочку с лицами своей сестры и ее будущего супруга и фотографирует их на фоне различных достопримечательностей, так как им не хватило денег на то, чтобы лично отправиться в путешествие на свой медовый месяц.
Однажды Райан сталкивается с женщиной с мужским именем Алекс (Вера Фармига), которая отличается от всех его предыдущих знакомств. Она настолько похожа на него самого, что Райан, убежденный нарцисс, теряет голову. И эта любовь разрушает все его философские построения, с которыми он жил почти сорок лет, как домик из пластиковых VIP-карточек, буквально за одну ночь.
Сказать по правде, ничего нового или оригинального режиссер не сообщает. Эта же мысль явственно была видна на просвет еще в предыдущей работе Рейтмана – «Джуно». Только семья может помочь человеку справиться с проблемами, каждому человеку нужен «второй пилот», а деньги – это еще не все, можно купить себе одеяло, но деньги не согреют тебя в постели.
Выдуманный мир бонусов и пластиковых карт, в котором живет Райан, оказывается нереален, мелочен и неважен, но, что самое интересное, режиссер довольно безжалостен к своему герою. Осознав всю иллюзорность своего существования, достигнув своей мечты, выраженной в премиальных милях, Райан не знает, что делать дальше, кроме как жить по инерции, делать то единственное, что умеешь – маячить одинокой звездочкой на борту самолета, совершающего в данный момент рейс.
Вынесенный на постер фильма теглайн – «История мужчины, готового ко всем пересадкам» - обозначая профпригодность героя, как авиатуриста, только подчеркивает его неприспособленность к романтическим переживаниям.
Неоднозначность, открытость финала и в то же время издевательская наглядность морального урока предполагают, что Рейтман не так-то прост, как казалось ранее. Неслучайно многие критики находят в «Мне бы в небо» сходство с работами Билли Уайлдера, а харизматичную игру Джорджа Клуни сравнивают с Кэри Грантом.
Кажется, эта картина – одна из немногих современных работ, которая может если не вписаться в пантеон «золотого Голливуда», то хотя бы постоять рядом с лучшими его образцами в пределах одного абзаца.