11 января на главном телеканале страны стартовал мини-сериал «Школа», снятый молодым и очень перспективным режиссером Валерией Гай Германикой.
Фарисейские утверждения, что в сфере среднего образования проблем не существует, являются деконструктивными для страны, означающими, что перемен в этой области не будет
Авторский проект Германики, которая, как отмечается в аннотации, показала «жизнь школы, какой еще никто не показывал», с первых же серий получил неодобрительные отзывы московских чиновников. На заседании столичного правительства руководитель департамента образования Москвы Ольга Ларионова выступила с критикой телевизионных проектов, подобных сериалу «Школа».
«Мы уже знаем, что в Интернете появились резко отрицательные отзывы и учителей, и родителей, и учеников на эту программу», − сказала она и выступила против показов сериала «Школа».
Действительно, в блогосфере и на сайте самого канала сейчас активно обсуждается сериал, и большинство высказывающихся солидарны с мнением Ларионовой.
«Просмотренные мною полчаса можно свести к тому, что ученики 9-го класса куртуазно матерятся, покуривая на школьном крылечке, и обсуждают подвиг своего одноклассника (которого выгнали из предыдущей школы за то, что от него залетела одноклассница). В этот же момент внучка их классного руководителя склоняет к сексу учителя химии, а учителя в этот момент метят территорию и бухают шампанское», − пишет блогер rocksi.
Учителя, показанные на экране, вызвали вполне однозначную реакцию зрителей − «мерзкие», «тупые», «равнодушные», но страшно то, что некоторым такой сюжет показался не просто правдоподобным, а лично пережитым:
«Школа» почти идентична «Все умрут, а я останусь». Что же касается содержания... Как человек, который из своей школы благополучно выпустился четыре года назад, я смотрела телевизор с таким чувством, с которым смотрят страшные сны: вроде бы это с тобой, а вроде бы уже и нет − проснулся. Рада я, в общем, что мои школьные годы чудесные окончились, потому что картина их весьма отражает», − написал один блогер в сообществе ru_moscow.
Ларионова, ссылаясь на подобную реакцию, напомнила, что в Год учителя, которым в соответствии с указом президента был объявлен 2010 год, «требуется более массированная поддержка учителей в СМИ, а на телевидении неплохо бы, чтобы появилась постоянная передача, рассказывающая о педагогических секретах лучших учителей города, их учениках».
В свою очередь, директор Центра образования «Царицыно» (школа № 548), член Общественной палаты РФ Ефим Рачевский считает, что сериал «Школа» сегодня неактуален, не отражает реальной ситуации и наносит оскорбление учительскому сообществу, хотя сделан талантливо.
#{movie}«Фильм неактуален, ситуация нетипична для 2010 года. Режиссер демонстрирует талант, замечательный оператор. И именно потому, что сделано талантливо, наносится серьезный урон учительскому престижу как таковому. Этот фильм я бы охарактеризовал как грубую карикатуру человека, не знающего современной школы», − сказал Рачевский во вторник.
Он отметил, что в первую очередь говорит о продюсерах, потому что именно они определяли цели и задачи картины.
Как сказал Рачевский, «учителя в этом фильме показаны как стадо полуобученных обезьян, лишенных чувства юмора, которые если смеются, то это верх какого-то идиотизма, не умеющих говорить и читать, дурно одетых», тем самым «престиж учителя низведен до уровня горьковских босяков».
Российские учителя пошли дальше чиновников: возмущенные содержанием сериала, они намерены потребовать компенсацию за моральный ущерб через суд. Об этом в эфире «Русской службы новостей» сообщила председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова: «Есть же федеральная служба по контролю за СМИ. Первый канал – это, извините, достояние страны, и, мне кажется, нужно требовать ответа за некачественную, за лживую работу авторов этого фильма. Здесь нужна компенсация, мы, как представители учителей, учителя, будем требовать компенсации морального ущерба, который наносит этот фильм».
Пресс-служба Первого канала ответила оппонентам, призвав их более тщательно присмотреться к сериалу и не делать поспешных выводов, исходя из первых серий.
«Мы призываем наших оппонентов посмотреть некоторое количество серий фильма и не делать преждевременных выводов, основываясь на первых 26 минутах, а то и на рекламных роликах «Школы», − говорится в комментарии телеканала, который приводит «Интерфакс».
«Что касается озабоченности департамента образования правительства Москвы, то хотелось бы обратить внимание столичных чиновников, что картина является не документальной, а художественной, ее действие происходит не в Москве и не в Санкт-Петербурге. Но вместе с тем может происходить как в обеих столицах, так и в любом другом российском регионе», − отметили в пресс-службе, подчеркнув, что Год учителя − «это, в первую очередь, повод разобраться в проблемах школы, а не скрыть их».
Согласно этому заявлению, демонстрация сериала – это, прежде всего, попытка «обратить внимание на существующую ситуацию. А фарисейские утверждения, что в сфере среднего образования проблем не существует, являются деконструктивными для страны, означающими, что перемен в этой области не будет».
Проблемы в образовании этот сериал вряд ли решит, да и, судя по аннотации, задача у фильма совсем другая. К слову, титулованный режиссер Гай Германика в одном из интервью Russia.ru честно призналась, что училась в школе только до 13 лет, затем перешла на домашнее обучение, тем самым обезопасив себя от ненужного «подавления личности» и «психологических атак». И телевизионная «Школа» для нее, конечно, не стала рупором проблем в системе образования.
Мысль зрителей и Ларионовой о том, что сериал может подорвать авторитет педагогов, тоже весьма сомнительна. Судя по последнему опросу ВЦИОМ, больше всего россияне доверяют именно учителям.
«Продюсерам нравится, как я снимаю подростков. Другой режиссер не может снять так, как я. «Школа» − это о целом мире, о детях, о родителях, об учителях, о взрослении и одиночестве. Об этом закрытом мире, куда чужие не могут попасть. О невозможности найти общий язык с окружающими», − говорит о своем сериале Валерия Гай Германика.