Культура

30 сентября 2009, 14:48

Третья биеннале: планктон клюнул на искусство

Фото: artinvestment.ru

Нынешняя биеннале позиционируется как главное событие в области современного искусства: в проекте принимают участие около 80 западных и российских художников из более чем 25 стран. Все это, однако, срочно нуждается в массовом зрителе, без которого такие масштабные проекты вряд ли в Москве приживутся. Пока же посмотреть есть на что: тут и художник-шизофреник Лобанов с его «И. В. Сталин на трактор машина», и трэш-арт – картины, исполненные из мусора, и унитаз, напевающий песню «Ямщик».

Количество и качество публики на биеннале за пять лет почти не изменилось: студенты, журналисты, изредка попадается недобитый кризисом офисный планктон и молодые мамаши с детьми. Между тем именно на привлечение двух последних категорий и рассчитана, в первую очередь, биеннале, если говорить со всем присущим цинизмом. Современное искусство еще менее, чем любое другое, способно смириться с забвением или равнодушием: нет интереса – нет денег, нет денег – нет искусства, и можете быть уверены, что если его не будет в Москве, то будет где-нибудь в другом месте. Дилемма сегодня простая: либо мероприятия, подобные биеннале, через пару лет станут подлинно массовыми, либо сойдут на нет. Готова ли массовая аудитория к такому развлечению?

Поэт Рубинштейн воспел туалет в хрущевской малогабаритной квартире, чуть ли не единственное место уединения для советского человека

Судя по ценовой политике, цель биеннале по-прежнему – заманить на выставку как можно больше «не своих», не «специалистов», а тех, кто и делает обычно кассу: массу, обывателей. Билет в культурный центр «Гараж» – главную площадку биеннале – стоит 50–100 рублей. В идеале же требуется вал публики, борозды в асфальте, которые протопчут туристы к кассам, крики «У кого лишний билетик?» и массовая истерия.

По крайней мере, в этом году биеннале стала респектабельным мероприятием. Сюда уже не стыдно сходить с семьей в выходные, сюда не стыдно привести гостей или родственников. Никогда в прошлые годы так много не говорили о кураторе биеннале: его имя – Жан Юбер Мартен – теперь знают благодаря СМИ даже обычные посетители. Одно время он возглавлял парижский Музей искусства Африки и Океании, а в 2000 году был куратором Лионской биеннале современного искусства. Московская биеннале стала для Мартена своего рода квинтэссенцией всех его предыдущих кураторских проектов. По мнению известного искусствоведа Екатерины Деготь, главный вопрос, который ставит Мартен, можно сформулировать и так: а правомочно ли вообще понятие «современное искусство»?

Вопреки традиции Мартен пригласил для участия в нынешней биеннале не молодых художников, а классиков. Между тем в России их почти не знают: это мастера из Индии, Китая, Африки, Австралии — коренные представители континентов, которые, по словам куратора, работают «внутри сообществ и традиций». Произведения некоторых художников, например афробританского скульптора Инка Шонибара, создающего манекены в костюмах денди XVIII века, сшитых из узорчатых африканских тканей, или швейцарского художника-изобретателя Романа Сингера, показаны в Москве впервые. Но многие другие уже неплохо знакомы московской публике — это Марина Абрамович и Эрвин Вурм, Тони Крэгг и Вим Дельвуа, Вик Мюнис и Аниш Капур. Заслуга Мартена еще и в том, что в соединении огромного количества объектов и художников, представленных в залах «Гаража», теперь прослеживается определенная логика и последовательность.

Например, трэш-арт, картины, исполненные при помощи мусора и пищевых отходов, соседствуют с десятком ржавых мусорных баков, внутри которых притаился целый игрушечный мегаполис: изящный, холодный, блестящий, устремленный вверх и лишенный каких-либо признаков жизни. Тема «художник как аутсайдер» ведет нас от экспозиции группы «Синие носы», посвященной неизвестному широкой публике художнику Букашкину к творчеству художника-шизофреника Александра Лобанова, который знаменит картиной «В. И. Ленин на охотники» (подпись именно такая, но имеется в виду, конечно, «на охоте»). А между этими двумя залами – творчество Павла Пепперштейна, которое одновременно связано и с темой «город будущего», и с темой шизофрении как сознательного творческого метода.

Тема биеннале — «Против исключения»: она подчеркнуто интернациональна, объединяет широкий спектр художников, методов и техник. В отличие от прошлых, менее политизирована и в большей степени предлагает игру, забаву, развлечение и легкое опьянение, чем вдумчивое разгадывание зашифрованных сообщений. «Гараж» – это стоит отметить – хитро, продуманно заманивает в свои сети массовую аудиторию, приучает ходить «на искусство». Между тем любителям искусства гораздо привычней на «Винзаводе» или «Красном Октябре».

На «Винзаводе» выделяется проект Александра Бродского «Ночь перед наступлением», расположенный в шестом корпусе – самом сложном пространстве выставочного комплекса. В узких нишах и в огромных отсеках, на лестницах расположился целый военный лагерь из какого-то древнего века: в общих потемках одинаковые фигурки сосредоточенно смотрят на огонь.

Тему «город будущего» продолжает и ржавая, накренившаяся от старости Эйфелева башня (Давид Тер-Оганян) в галерее Марата Гельмана*, а также проекты мастерской ван Лисхаут «Город рабов» и Cradle to cradle. Ван Лисхаут сначала сам по себе, а теперь в качестве основателя мастерской разрабатывает проекты, находящиеся на границе дизайна, архитектуры и утопии. «Город рабов» – некий безотходный город будущего, где сжигаемые мертвые дают энергию для жизни живых.

Что до «Красного октября», наиболее примечательная выставка на территории бывшего завода – «Русское бедное», ранее представленная в Пермском музее современного искусства. Это масштабный проект 36 российских художников, среди которых Николай Полисский, Ольга и Александр Флоренские, Валерий Кошляков, Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский, Александр Бродский, Петр Белый, Владимир Архипов и другие. Основой выставки стали произведения художников, применяющих самые простые, «бедные» материалы: работы из картона, старых досок, резины, железа, угля, кафельной плитки, полиэтилена и даже мыла.

Завораживающе смотрится, например, книжная этажерка, произведенная «митьками» из грубо оструганных досок и заполненная деревянными же брусками прямоугольной формы, напоминающими книги. Символом же «Русского бедного» может служить изящный толчок масштабом 1:25, в точности повторяющий оригинал: изнутри доносится чей-то бас, мычащий нечто на мотив песни «Ямщик». Это – своего рода метафора сосредоточенности, внутренней углубленности, присущая русскому сознанию. Поэт Рубинштейн в одном из своих эссе воспел туалет в хрущевской малогабаритной квартире, который был в 1970-е чуть ли не единственным местом уединения для советского человека. Уличный толчок, тот самый, который – «удобства во дворе», на даче или приусадебном участке, служил не меньшим источником вдохновения в советские годы: прошло время, и ему заслуженно воздвигнут памятник.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Текст: Василий Геросин

Вам может быть интересно

Атакованный ВСУ танкер Kairos терпит бедствие у берегов Болгарии
Темы дня

Дружба России и Индии вновь выдержала натиск Запада

Индия и Россия показали Западу преимущество взаимного уважения перед односторонним диктатом: в Нью-Дели завершился двухдневный визит Владимира Путина, в ходе которого он встретился с премьером страны Нарендрой Моди. Итогом саммита стало большое количество документов, затрагивающих сотрудничество как в энергетике, так и в сфере ВПК. Как прошедший визит отразится на будущих контактах России и Индии?

Как российские войска вбивают клин между Краматорском и Константиновкой

Угрозу ключевой трассе снабжения группировки противника в Константиновке удалось создать российским Вооруженным силам. Направление, долгое время выглядевшее замороженным, внезапно пришло в движение. О чем идет речь и какие угрозы это создает для всей украинской обороны на данном участке?

Опубликовано вегетарианское меню на приеме в честь Путина в Индии

Долина пообещала в полном объеме вернуть деньги за спорную квартиру

Экс-жена Иванова рассказала, как отговаривала его работать в Минобороны

Новости

Венгрия заблокировала план Еврокомиссии по займу для Киева

Венгрия на заседании послов Евросоюза заблокировала вариант финансирования Украины за счет выпуска евробондов на сумму 90 млрд евро, сообщило европейское издание Politico.

Глава Тобольска: Блогеры привлекли в город рестораторов и девелоперов

У каждого города есть своя идентичность, и этот ресурс можно эффективно использовать для привлечения инвестиций, сказал газете ВЗГЛЯД глава Тобольска Петр Вагин. Ранее в Москве стартовал форум-выставка муниципальных практик «Большие решения малой родины».

G7 и ЕС намерены запретить России перевозить нефть по морю

G7 и Евросоюз обсуждают идею заменить существующий потолок цен на российскую нефть полным запретом на перевозку нефтепродуктов морским транспортом, пишет агентство Reuters

Минцифры сообщило о постепенном отказе от смс-входа на «Госуслуги»

Министерство цифрового развития объявило о решении постепенно прекращать использование смс-кодов для подтверждения входа на портал «Госуслуги» с мобильных устройств.

Кадыров обещал ВСУ ответ за атаку беспилотника на «Грозный-Сити»

Глава Чечни Рамзан Кадыров прокомментировал атаку украинского беспилотника по комплексу «Грозный-Сити», заверив, что пострадавших нет и здание оперативно восстановят.

Вэнс опроверг слухи о разводе после появления жены без кольца

Вице-президент США Джей Ди Ванс прокомментировал появление жены Уши без обручального кольца, подчеркнув, что семейные отношения не испытывают трудностей, сообщает New York Post.

Всемирный банк назвал должников России

За 2024 год внешние долги других государств перед Россией выросли на 2,6 млрд долларов и достигли 33,1 млрд.

Очистные сооружения Иркутска построили с учетом изменившегося состава стоков

Модернизированные очистные сооружения Иркутска теперь способны отделять опасные примеси, которых не существовало в советские годы. Об этом в кулуарах награждения победителей конкурса «Лучшая муниципальная практика» заявил мэр города Руслан Болотов.

Медведев предложил США отправить подлодки к берегам Франции

Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев саркастически отреагировал на критику со стороны французского президента Эммануэля Макрона в адрес США, прозвучавшую во время телеконференции европейских лидеров.

Ушаков назвал возможного автора мирного плана по Украине

Основные положения возможного мирного плана по урегулированию конфликта на Украине может создать именно предприниматель Джаред Кушнер, сообщил помощник президента России Юрий Ушаков.

Путин сфотографировался с сотрудниками гостиницы в Дели

Сотрудники гостиницы в Дели, где остановился президент России Владимир Путин, попросили его сфотографироваться.

Ставка за четыре билета на «Щелкунчика» в Большом театре достигла 800 тыс. рублей

Максимальная ставка за комплект билетов на балет «Щелкунчик», который состоится 31 декабря в Большом театре, достигла 800 тыс. рублей при начальной стоимости в 200 тыс. рублей.
Мнения

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

Игорь Караулов: К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов