Культура

30 сентября 2009, 14:48

Третья биеннале: планктон клюнул на искусство

Фото: artinvestment.ru

Нынешняя биеннале позиционируется как главное событие в области современного искусства: в проекте принимают участие около 80 западных и российских художников из более чем 25 стран. Все это, однако, срочно нуждается в массовом зрителе, без которого такие масштабные проекты вряд ли в Москве приживутся. Пока же посмотреть есть на что: тут и художник-шизофреник Лобанов с его «И. В. Сталин на трактор машина», и трэш-арт – картины, исполненные из мусора, и унитаз, напевающий песню «Ямщик».

Количество и качество публики на биеннале за пять лет почти не изменилось: студенты, журналисты, изредка попадается недобитый кризисом офисный планктон и молодые мамаши с детьми. Между тем именно на привлечение двух последних категорий и рассчитана, в первую очередь, биеннале, если говорить со всем присущим цинизмом. Современное искусство еще менее, чем любое другое, способно смириться с забвением или равнодушием: нет интереса – нет денег, нет денег – нет искусства, и можете быть уверены, что если его не будет в Москве, то будет где-нибудь в другом месте. Дилемма сегодня простая: либо мероприятия, подобные биеннале, через пару лет станут подлинно массовыми, либо сойдут на нет. Готова ли массовая аудитория к такому развлечению?

Поэт Рубинштейн воспел туалет в хрущевской малогабаритной квартире, чуть ли не единственное место уединения для советского человека

Судя по ценовой политике, цель биеннале по-прежнему – заманить на выставку как можно больше «не своих», не «специалистов», а тех, кто и делает обычно кассу: массу, обывателей. Билет в культурный центр «Гараж» – главную площадку биеннале – стоит 50–100 рублей. В идеале же требуется вал публики, борозды в асфальте, которые протопчут туристы к кассам, крики «У кого лишний билетик?» и массовая истерия.

По крайней мере, в этом году биеннале стала респектабельным мероприятием. Сюда уже не стыдно сходить с семьей в выходные, сюда не стыдно привести гостей или родственников. Никогда в прошлые годы так много не говорили о кураторе биеннале: его имя – Жан Юбер Мартен – теперь знают благодаря СМИ даже обычные посетители. Одно время он возглавлял парижский Музей искусства Африки и Океании, а в 2000 году был куратором Лионской биеннале современного искусства. Московская биеннале стала для Мартена своего рода квинтэссенцией всех его предыдущих кураторских проектов. По мнению известного искусствоведа Екатерины Деготь, главный вопрос, который ставит Мартен, можно сформулировать и так: а правомочно ли вообще понятие «современное искусство»?

Вопреки традиции Мартен пригласил для участия в нынешней биеннале не молодых художников, а классиков. Между тем в России их почти не знают: это мастера из Индии, Китая, Африки, Австралии — коренные представители континентов, которые, по словам куратора, работают «внутри сообществ и традиций». Произведения некоторых художников, например афробританского скульптора Инка Шонибара, создающего манекены в костюмах денди XVIII века, сшитых из узорчатых африканских тканей, или швейцарского художника-изобретателя Романа Сингера, показаны в Москве впервые. Но многие другие уже неплохо знакомы московской публике — это Марина Абрамович и Эрвин Вурм, Тони Крэгг и Вим Дельвуа, Вик Мюнис и Аниш Капур. Заслуга Мартена еще и в том, что в соединении огромного количества объектов и художников, представленных в залах «Гаража», теперь прослеживается определенная логика и последовательность.

Например, трэш-арт, картины, исполненные при помощи мусора и пищевых отходов, соседствуют с десятком ржавых мусорных баков, внутри которых притаился целый игрушечный мегаполис: изящный, холодный, блестящий, устремленный вверх и лишенный каких-либо признаков жизни. Тема «художник как аутсайдер» ведет нас от экспозиции группы «Синие носы», посвященной неизвестному широкой публике художнику Букашкину к творчеству художника-шизофреника Александра Лобанова, который знаменит картиной «В. И. Ленин на охотники» (подпись именно такая, но имеется в виду, конечно, «на охоте»). А между этими двумя залами – творчество Павла Пепперштейна, которое одновременно связано и с темой «город будущего», и с темой шизофрении как сознательного творческого метода.

Тема биеннале — «Против исключения»: она подчеркнуто интернациональна, объединяет широкий спектр художников, методов и техник. В отличие от прошлых, менее политизирована и в большей степени предлагает игру, забаву, развлечение и легкое опьянение, чем вдумчивое разгадывание зашифрованных сообщений. «Гараж» – это стоит отметить – хитро, продуманно заманивает в свои сети массовую аудиторию, приучает ходить «на искусство». Между тем любителям искусства гораздо привычней на «Винзаводе» или «Красном Октябре».

На «Винзаводе» выделяется проект Александра Бродского «Ночь перед наступлением», расположенный в шестом корпусе – самом сложном пространстве выставочного комплекса. В узких нишах и в огромных отсеках, на лестницах расположился целый военный лагерь из какого-то древнего века: в общих потемках одинаковые фигурки сосредоточенно смотрят на огонь.

Тему «город будущего» продолжает и ржавая, накренившаяся от старости Эйфелева башня (Давид Тер-Оганян) в галерее Марата Гельмана*, а также проекты мастерской ван Лисхаут «Город рабов» и Cradle to cradle. Ван Лисхаут сначала сам по себе, а теперь в качестве основателя мастерской разрабатывает проекты, находящиеся на границе дизайна, архитектуры и утопии. «Город рабов» – некий безотходный город будущего, где сжигаемые мертвые дают энергию для жизни живых.

Что до «Красного октября», наиболее примечательная выставка на территории бывшего завода – «Русское бедное», ранее представленная в Пермском музее современного искусства. Это масштабный проект 36 российских художников, среди которых Николай Полисский, Ольга и Александр Флоренские, Валерий Кошляков, Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский, Александр Бродский, Петр Белый, Владимир Архипов и другие. Основой выставки стали произведения художников, применяющих самые простые, «бедные» материалы: работы из картона, старых досок, резины, железа, угля, кафельной плитки, полиэтилена и даже мыла.

Завораживающе смотрится, например, книжная этажерка, произведенная «митьками» из грубо оструганных досок и заполненная деревянными же брусками прямоугольной формы, напоминающими книги. Символом же «Русского бедного» может служить изящный толчок масштабом 1:25, в точности повторяющий оригинал: изнутри доносится чей-то бас, мычащий нечто на мотив песни «Ямщик». Это – своего рода метафора сосредоточенности, внутренней углубленности, присущая русскому сознанию. Поэт Рубинштейн в одном из своих эссе воспел туалет в хрущевской малогабаритной квартире, который был в 1970-е чуть ли не единственным местом уединения для советского человека. Уличный толчок, тот самый, который – «удобства во дворе», на даче или приусадебном участке, служил не меньшим источником вдохновения в советские годы: прошло время, и ему заслуженно воздвигнут памятник.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Текст: Василий Геросин

Вам может быть интересно

Российские войска взяли в полуохват Часов Яр на Донбассе
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?