«На мой вопрос «Я плохо работаю?» – министр ответил, что по работе ко мне замечаний нет, – отмечает Валентин Родионов. – Более того, совсем недавно президент Российской Федерации Дмитрий Медведев своим распоряжением объявил мне благодарность за большой вклад в развитие музейного дела».
Дело в том, что Третьяковка остается самым «ретроградным» из крупнейших музеев страны: все крупные музеи в последние 10 лет включились в «мировую музейную революцию
По его словам, члены директората и ученого совета Третьяковской галереи направили письмо главе Минкультуры с просьбой оставить Родионова на посту директора галереи. «Это письмо, несмотря на истекший месячный срок, осталось без ответа», – отмечается в заявлении, содержание которого передало сегодня агентство «Интерфакс».
Нарушая негласные законы российского чиновничества (вынося на общее обсуждение кулуарные решения), Валентин Родионов невольно бросил перчатку не только нынешнему министру культуры, но и всей практике сложившихся отношений.
Как показал недавний скандал с отставкой Марины Хмельницкой и назначением новым руководителем ГИТИСа Юрия Шерлинга (который продержался в этой должности всего один день), соблюдение юридических и административных норм никогда не было сильной стороной Министерства культуры РФ.
С другой стороны, министр культуры уже и не скрывает, что масштабные перестановки в российской культуре связаны с «естественной сменой поколений» – и, судя по действиям министра, он в некоторых случаях просто хочет этот процесс ускорить.
Менять «поколения» надо – тем более что многие из тех, кто сегодня «руководит культурой», по старой, еще в советские годы сложившейся практике привыкли сидеть на своих местах до глубокой старости или даже до смерти.
Традиция назначать на пост руководителя театра, или учебного заведения, или музея заслуженного, но пожилого артиста или научного работника еще несколько лет назад воспринималась как своеобразная «награда за труды». Об эффективности или коммерческом успехе заведения культуры в таких случаях думали во вторую очередь – и никто старался не нарушать заведенный порядок: так было всем спокойнее.
«Заявление директора Третьяковской галереи Валентина Родионова о том, что его уход с поста руководителя не является добровольным, стало неожиданным для руководства Министерства культуры РФ», – продолжает «Интерфакс».
«Первоначально информация о том, что Родионов покидает свой пост, исходила от пресс-службы Третьяковки. Об этом сам гендиректор галереи сообщил на директорате», – рассказала агентству советник министра культуры РФ Наталья Уварова.
По ее словам, на директорате Родионов сам представил в качестве преемника Ирину Лебедеву.
Министр Авдеев едва ли намерен бросить вызов всей системе отношений в культурной среде. Но, тем не менее, в правильности многих его шагов трудно усомниться: даже если министр хочет назначить на освободившиеся должности «своих людей», что по законам власти вполне естественно, – даже и в этом случае он принесет пользу российской культуре.
Российский культурно-бюрократический аппарат нуждается в ротации точно так же, как и экономическое или силовое ведомство. Другое дело, что свои реформы министр Авдеев проводит по старым, опять же, бюрократическим правилам, которые предполагают следующий порядок.
Чиновник покидает свой пост после согласования или консультаций – но обязательно «по собственному желанию»: российская бюрократия вообще не любит ставить граждан в известность о причинах отставок, а часто и для самого чиновника это наиболее «мягкая» форма ухода из «большой игры».
Что касается Родионова, то претензий к нему накопилась масса; другое дело, что претензии эти носят в большинстве характер эстетический, а не практический. Впрочем, в музейном деле это вещи взаимосвязанные.
Дело в том, что Третьяковка остается самым «ретроградным» из крупнейших музеев страны: все крупные музеи в последние 10 лет включились в «мировую музейную революцию» – осваивали новые формы репрезентации и популяризации культуры: с помощью мультимедийных проектов, открытия новых филиалов (презентующих современное искусство).
Третьяковка не научилась ни с интерактивными форматами работать, ни концептуальные выставки проводить. Все это прошло как бы мимо бывшего директора Третьяковки, который вместо этого в угоду идеологической конъюнктуре отправил в отставку куратора отдела современных течений Третьяковки Андрея Ерофеева – человека, которые почти в одиночку пытался привить галерее современный вкус и актуальность.
Впрочем, не это стало причиной отставки Валентина Родионова. Он пришел в Третьяковку в 1990-е для того, чтобы завершить затянувшуюся реконструкцию галереи, поэтому и поставили на музей не искусствоведа, а архитектора. Словом, причин для благородных проводов Родионова на пенсию было достаточно, однако теперь почему-то Родионов решил отыграть назад и распространил свое заявление.
«Я выражаю надежду, что настоящее заявление положит конец появившейся в СМИ недостоверной информации о моем якобы добровольном уходе на пенсию», – заявляет Родионов.
«Валентин Алексеевич давно знал, что должен уйти на пенсию – у него запенсионный срок. Мы с ним договорились еще в начале года о его выходе на пенсию», – отвечает через прессу Авдеев.
Что, собственно, мы узнали нового? Да ничего. Что чиновника от культуры трудно снять по закону (а юридические основания?), но в то же время не снимать его тоже нельзя, потому что он «не соответствует запросам времени». Это расплывчатое определение не имеет юридической силы, но именно им по большому счету и продиктованы все крупные отставки последнего времени.