Фестиваль открылся документальным фильмом Маргариты Химено «Gogol Bordello Non-Stop», посвященным цыганской панк-группе Gogol Bordello. Этот мультинациональный коллектив состоит сплошь из эмигрантов, и только в последнее время его лидера – Евгения Гудзя – заметили на высоком уровне.
Мадонна сняла о группе фильм «Грязь и мудрость», а вчерашний выходец из советской Украины попал на страницы модных журналов
Мадонна сняла фильм «Грязь и мудрость» с Гудзем в главной роли, а вчерашний выходец из советской Украины попал на страницы журналов с рекламой брендовых вещей. По словам Антона Мазурова (вице-президент компании), в фильме ясно показано «то глубокое место, из которого Гудзю удалось выбраться». Показано, не спорим, однако уж чересчур скомкано и путано даже для документального биографа.
Сама Маргарита Химено познакомилась с Гудзем в 2000 году и с тех пор в течение пяти лет неотрывно «преследовала» группу с ручной камерой, чтобы запечатлеть угар концертных выступлений и послеконцертного «расслабона». Проблема фильма в том, что он рассчитан только на фанатов группы и всего этого gypsy-punk феномена (например, Manu Chao, Fanfare Ciocarla и местами Beirut). Обычный зритель может оживиться, услышав главную тему мультсериала «Ну, погоди!», которую распевают участники группы перед каждым выступлением.
Показ следующей картины «DIG!» перенесся в клуб «Дума». Выпускница Йеля Одри Тимонер провела семь лет, документируя карьеры двух инди-коллективов The Brian Jonestown Massacre и The Dandy Warhols. Но это не просто фиксирование тех или иных событий, у режиссера была цель – показать, насколько целостными музыканты могут остаться, если они станут популярными. Коммерческое признание VS искусство. The Brian Jonestown Massacre изо всех сил противостояли системе музыкальной индустрии, распространяли свои записи бесплатно и гордо отказывали мейджорам.
The Dandy Warhols, наоборот, сразу же согласились на все: контракт с лейблом Capitol, съемки клипа у модного фотографа Дэвида ля Шапеля, как результат, мировая известность. Впрочем, к моменту окончания съемок фильма и The Brian Jonestown Massacre вовсю начали гастролировать по Австралии и США. Таким образом, противостояние «настоящего искусства» и «бездушного механизма поп-культуры» само собой сошло на нет. Даже если этого не было в планах режиссера.
Фильм Джулиана Темпла («Пуля», «Земные девушки легко доступны») «Гластонбери» посвящен одноименному одному из крупнейших и уважаемых музыкальных фестивалей в мире. Интересно, что проект картины родился в 2002 году, когда будущее фестиваля было весьма туманным. 138-минутная хроника Гласто пестрит знаменитостями: Бьорк, Ник Кейв, Дэвид Боуи, Стивен Патрик Моррисси, Джарвис Кокер, U2, The Chemical Brothers… Перечислять можно еще долго – четыре десятка лет существования и 900 часов отснятого материала. Зритель как будто переносится в этот заповедный уголок, где только музыка правит балом. Плюс ко всему он не только видит концерты, но и проходит за кулисы.
«Made in Jamaica» Жерома Лаперрузаса подробно и убедительно рассказывает о зарождении и развитии стилей регги и дэнсхолл. Не обходится без упоминания о Бобе Марли, Ли «Скретче» Перри, Грегори Айзексе, Toots & The Maytals и менее популярных героях. По касательной упоминается о дабе, но в основном рассказывается о позитивной идеологии регги: «Sun is Shining», «No Woman No Cry» и так далее. Впрочем, поднимаются и «чернушные» социальные темы: бедность, насилие, угнетение прав женщин, пост-колониализм. Общее впечатление, скорее, положительное.
«Нью-йоркская куколка» Грега Уайтли рассказывает об Артуре Кейне (The New York Dolls). Сейчас бывший фронтмен «Куколок» ведет степенную размеренную жизнь мормона. В фильме он с максимальной искренностью рассказывает о своем прошлом, о разборках внутри группы и о старости. Есть ли жизнь после воды, огня и медных труб? Кейн отвечает положительно, но следовать его примеру отчего-то не хочется.
«Скотт Уокер: человек XXX столетия» рассказывает о самом таинственном и притягательном рок-аутсайдере, его экспериментах со звуком, с формой и содержанием, о стремлении от поп-музыки в духе Жака Бреля к шумовому авангарду. Этот фильм, пожалуй, единственное в своем роде по-человечески теплое интервью, данное известным затворником прессе. А еще фильм ценен тем, что изображает творческий процесс – от альфы до омеги. И это зрелище поувлекательнее иных блокбастеров.
«Страммер: будущее неизвестно» – второй фильм Джулиана Темпла в программе фестиваля. Он повествует о Джо Страммере, основателе легендарной панк-группы The Clash. В картину включены редкие интервью музыканта, умершего в 2002 году от сердечного приступа, а также беседы режиссера с участниками The Clash, продюсером Риком Рубином. Даже равнодушные к панк-року зрители не смогут не проникнуться искренней симпатией к этому герою, что, безусловно, является заслугой Темпла.
«Мастера вопля» делает попытку объять необъятную исландскую сцену, выпячивая на первый план и без того популярных Sigur Ros, Mum, Mugison и Бьорк. Режиссер Александер в промежутках между выступлениями артистов вставляет в фильм захватывающие дух съемки снежных исландских пейзажей, но на объяснение самобытности исландской музыки эти открыточные виды не катят.
Модный фотограф Стивен Себринг проделал колоссальную работу в своей ленте «Патти Смит: сон о жизни». В течение 11 лет он перемещался по миру вместе с этой многогранной и не всегда приятной в общении удивительной артисткой. Получившийся в итоге фильм больше всего претендует на то, чтобы обладать художественной ценностью. Это откровенное исследование культа Патти Смит, все еще продолжающей выступать и записывать альбомы, в то время как большинство артистов, начинавших с ней в одно время, давно уже отошли от дел. Все о «крестной матери панк-рока» – из первых рук.
«Joy Divison» от Гранта Джи, автора нелицеприятного высказывания о поклонниках группы Radiohead «Meeting People Is Easy», являлся, пожалуй, самым главным «угощением» фестиваля. (Несмотря даже на то что он уже был выпущен в прокат буквально месяц назад). Грант Джи скрупулезно подошел к делу, неудивительно, что фильм, в отличие от «Контроля» Антона Корбайна, одобрили участники New Order. Ему удалось не только раскрутить членов группы на почти что скандальные откровения, но и собрать максимальное количество доступной информации (сбором материалов занимался журналист-архивист Джон Сэведж).
Самое, впрочем, главное достоинство биографии – акцент на постиндустриальном мрачном Манчестере. Joy Division не могли появиться на Ямайке, в Лос-Анджелесе, они – дети большого города – играли музыку своей эпохи. Тем более интересно, что сейчас, в конце первого десятилетия XXI века, эти песни, этот лязгающий суицидальный звук становятся все более популярными.