Именно «Операция «Валькирия» изначально и должна была открывать Берлинале, но затем организаторы все же отдали предпочтение новому фильму Тома Тыквера «Интернэшнл» – мировая премьера всегда лучше, чем картина, которая уже вышла в прокат.
Ленту Тыквера на первых показах, впрочем, встретили довольно вяло – не было даже обычных в таких случаях жидких аплодисментов
Ленту Тыквера на первых показах, впрочем, встретили довольно вяло – не было даже обычных в таких случаях жидких аплодисментов, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД из Берлина.
По жанру это политический триллер: Клайв Оуэн играет агента Интерпола по имени Лу Сэлинджер, который одержим идеей вывести на чистую воду один из самых крупных в мире банков, занимающийся помимо коммерческих операций еще и поставками оружия в «горячие точки». Слово «одержимость» в данном случае ключевое – «Интернэшнл» старательно (иногда даже излишне старательно) подражает голливудской классике 70-х.
Помогает герою Оуэна американский юрист в исполнении Наоми Уоттс, причем даже намека на любовную искру в картине не возникает: здесь все ходят с такими выражениями лиц, будто только что узнали о надвигающемся конце света.
Герои перемещаются из Берлина в Лион, из Лиона – в Нью-Йорка, из Нью-Йорка – в Милан, из Милана – в Стамбул и на фоне всем известных достопримечательностей (в столице Германии это почему-то главный железнодорожный вокзал, в Милане – площадь Пьяцца-Дуомо, в Стамбуле – Цистерна Йеребатан и Гранд-базар) шепотом ведут переговоры то о передаче денег, то о передаче оружия, то о передаче информации.
В пресс-релизах фильм подавали как чуть ли не первую картину о кризисе – но вот как раз актуальности в ленте Тыквера и нет. Это изящная стилизация, притворяющаяся то «Тремя днями Кондора», то новой серией бондианы: Оуэн в очередной раз подтверждает, что из него получился бы отличный агент 007, а сцена в Музее Гуггенхайма достойна того, чтобы пополнить топ лучших киноперестрелок всех времен.
Что же касается содержания, то тут вышел пшик: в идее всемирного заговора элит, в общем, нет ничего нового, «Интернэшнл» от прочих фильмов, исследующих ту же тему, отличается только тем, что речь тут идет в первую очередь о коррупции в финансовой системе, а уже потом – о политике.
На пресс-конференции Тыквер сравнил агента Лу Сэлинджера с красноволосой Лолой из «Беги, Лола, беги». В этом, конечно, есть резон – оба одержимы идеей изменить мир, но энергии и жизни в его картине десятилетней давности было гораздо, гораздо больше.
Немецких журналистов больше всего интересовал вопрос, намерен ли режиссер вернуться к работе в Германии, но Тыквер ловко ушел от этого вопроса, заявив, что ему, по большому счету, все равно, где работать, лишь бы было интересно.
Первая красная дорожка Берлинале собрала рекордное количество звезд – правда, в основном местных: актеры, режиссеры, телезвезды, эстрадные исполнители… За дресс-кодом в Берлине следят не очень строго: во-первых, фестиваль проходит зимой, так что дорожка часто бывает засыпана снегом, во-вторых, здесь все очень гордятся своей независимостью и неформальностью.
После того как все немецкие селебритис прошли в зал, на дорожке появилась председатель жюри Тильда Суинтон в длинном бледно-розовом платье – и сразу стало понятно, кто тут по-настоящему правит балом, а кто просто кривляется перед камерами.
Кстати, на посещаемость фестиваля не влияют ни список звездных гостей, ни финансовые коллизии: на площади перед главной фестивальной площадкой – кинотеатром «Берлинале-Паласт» – всегда толпится народ, а очереди у касс, в которых продаются билеты, выстраиваются с восьми утра. Московскому фестивалю, например, о такой популярности остается только мечтать.