Культура

20 октября 2009, 20:50

Что читают на досуге лидеры стран мира

Чтобы книга стала бестселлером, ей достаточно получить лестную или, напротив, негативную рецензию от первого лица. Некоторые главы государств популяризируют чтение другими методами: пишут собственные книги или составляют списки «рекомендаций», ненавязчиво прививая публике собственный вкус. Так в Бараке Обаме родился писатель, у Жискара д’Эстена открылся талант фантаста, а Уго Чавес предложил бороться с капитализмом с помощью Дон Кихота и читать книги по цветам.

Способна ли политика формировать спрос на литературу? Способна ли литература повлиять на их карьеру политиков? И как простая книжка может стать оружием против режима? Эти вопросы саму аудиторию, конечно, мало волнуют. Однако идеальный рецепт инфицирования литературой существует. И зачастую бешеные рейтинги и отличный маркетинг обеспечиваются не звездами шоу-бизнеса, а сильными мира сего.

Попасть в яблочко

В голове не укладывается тот факт, что в Белом доме есть кто-то из мира свободных искусств

В журнале Express указываются некоторые рычаги воздействия на массовую аудиторию сверху, определяющиеся характером аннотации первых лиц государства.

В частности отмечается, что индекс популярности той или иной книги объективно зависит от ее попадания в актуальность, в том числе – политическую. Это условие в массовой литературе работает не только для писателей, но и для пишущих политиков. Так случилось с новым творением экс-президента Франции Жискара д’Эстена «Принцесса и президент». По выражению критиков, д’Эстен не постеснялся выставить себя на посмешище, не постеснялся заработать на памяти принцессы Дианы, которую читатели разглядели в главной героине романа. В итоге книгу бывшего лидера Пятой республики никто из экспертов всерьез не воспринял. Но имя Леди Ди сделало свое дело: роман еще до начала официальных продаж стал бестселлером благодаря предзаказам.

Аналогично ситуация сложилась и с произведением Сары Пэйлин «Going rogue: an American life» («Дорогой жульничества: американская жизнь») – своеобразными мемуарами, где бывшая напарница Маккейна и отставной губернатор Аляски рассказывает, что сделала в жизни, а что могла бы сделать, предпочти Америка на выборах-2008 республиканцев.

Но если Пэйлин и Эстен в своих книгах, строго говоря, размышляют о том, «что было бы, если бы», то мемуары лидера Всемирного уйгурского конгресса Ребии Кадер привлекли публику, прежде всего, острой проблемой этнического конфликта между китайцами и уйгурами. Книга, имеющая английское и немецкое издания, возмутила Поднебесную, но стала хитом продаж летом 2009-го.

Критика сверху

В плане повышения тиражей прямой комплимент от первого лица порой работает не хуже, чем фамилия этого лица на обложке. Но тут авторам остается только ждать и надеяться на фортуну, которую за деньги не купишь. К примеру, в апреле сего года Барак Обама в интервью газете New York Times признался, что ему «осточертели все эти доклады и эссе», и теперь он расслабляется, почитывая роман ирландского писателя Джозефа О’ Нила «Низинная страна», где речь идет, в частности, о событиях 11 сентября. Стоит ли говорить, что после этого заявления книга малоизвестного автора стала бестселлером.

Сам писатель в долгу не остался и похвалил литературный талант Обамы: «Его автобиография очень выделяется на фоне ординарных политических мемуаров. В его случае можно говорить, что это книга писателя. В голове не укладывается тот факт, что в Белом доме есть кто-то из мира свободных искусств».

Еще больше мобилизовать аудиторию может разносная критика из уст держателя власти. Так было с романом Мадам Лафайет «Принцесса Клевская», который Николя Саркози посчитал унылым чтивом, недостойным внимания студентов, метящих в чиновники. На следующий день Франция стала самой читающей страной: «Клевскую» в знак протеста декларировали в общественных местах, устраивались публичные чтения в трамваях, театрах, ресторанах и вокзалах.

Я собственноручно буду сжигать все книги на иврите

А чистосердечное признание экс-премьера Японии Таро Асо в неспособности дешифровать кандзи (вид японской письменности, использующей китайские иероглифы) повысило уровень соответствующей грамотности среди населения. К тому времени родная партия Асо (ЛДПЯ) была весьма непопулярна в народе, и многие японцы вооружились учебниками по кандзи, посмеиваясь над политиком, который, не зная многих иероглифов, смеет называть себя поклонником манги.

Проигравший впоследствии выборы Асо – не единственный пострадавший от неудачной «рецензии». Так, в буквальном смысле «погорел» на литературе министр культуры Египта Фарук Хосни. Слава художника, карьера советника по культуре в Париже и директора египетской академии искусств в Риме, 22-летний стаж почти безупречной работы министра культуры – все это было перечеркнуто одной только фразой, произнесенной им в мае 2008-го: «Я собственноручно буду сжигать все книги на иврите, встреченные мною в египетских библиотеках». Этот антиизраильский запал стоил Хосни поста директора ЮНЕСКО. Но параллельно увеличил интерес к израильской литературе – отдельные правозащитные организации стали рекомендовать ее к чтению «в рамках протеста».

Читай по цветам

Французские СМИ подписали это фото так: «Путин и приглашенные писатели в Пушкинском музее на праздновании его дня рождения» (фото: ИТАР-ТАСС)

Известный еще средневековым монархам подход к популяризации литературы – приглашение ее представителей для беседы. Так поступил и российский премьер Владимир Путин, собравший в день своего 57-летия круглый стол с российскими писателями, дабы обсудить насущные проблемы культуры и образования. В рамках той встречи Путин, в частности, заявил о необходимости финансовой поддержки современной литературы, в том числе толстых журналов, которые, по словам писателя Распутина, пришли в упадок, благо «литература всегда была в жизни нашего народа, нашего общества очень важной составляющей». При этом ряд СМИ высказали предположения, что, учитывая огромную популярность российского премьера, встреча сама по себе поддержит если не литературу в целом, то хотя бы тиражи приглашенных писателей.

Тем более что сами писатели, среди которых были Сергей Лукьяненко, Александр Кабаков, Андрей Битов, преподнесли премьеру в подарок собственные книги, косвенно их таким образом прорекламировав и сделав задел на будущее: вдруг однажды Путин выскажется об одной из них в том же духе, что и Обама о романе Джозефа О’Нила. А то, что подарки президентам отражаются на спросе, доказано практикой.

Чавес, делая подарок Обаме, не учел один факт: испанским президент США не владеет (фото: Reuters)

Так, например, было с подарком Уго Чавеса, который в апреле 2009-го на саммите Америк в Тринидаде преподнес Бараку Обаме книгу «Вскрытые вены Латинской Америки» писателя Эдуардо Галеано. После того, как новость о щедрости Чавеса стала известна, книга Галеано поднялась с 54295-й на 6-ю строчку рейтинга лучших продаж в одном из крупнейших интернет-магазинов, а кроме того, заняла второе место в списке бестселлеров газеты New York Times.

Правда, Чавес, делая подарок Обаме, не учел один факт. Как позднее уточнили в Белом доме, испанским Обама не владеет, а англоязычным переводом правительство Венесуэлы обзавестись не удосужилось. Может, оно и к лучшему: в книге левака Галеано рассказывается о том, как европейские страны и США разграбляли богатства Латинской Америки на протяжении 500 лет.

Примечательно, что тремя годами ранее Чавес ненароком сделал бестселлером еще одну книгу – «Гегемония, или борьба за выживание» Наома Хомски, потрясая ею на трибуне Генеральной Ассамблеи ООН. А в начале 2009 года предложил на родине «революционный план чтения». План – это список ста книг, определяющих самобытность латиноамериканской культуры, бросающей вызов империализму. Тогда же Чавес заявил: «Читать, читать, читать» − это станет нашим слоганом на каждый день». В революционный список вошли 100 произведений, включая манифесты политических лидеров вроде Че Гевары, Фиделя Кастро, Симона Боливара, работы Карла Маркса, стихи Рубена Дарио, Хосе Марти и, разумеется, тексты самого Чавеса. Эти сто книг при финансовой поддержке правительства были напечатаны первым тиражом в 25 тыс. экземпляров каждая, распространены по всей Венесуэле и рекомендованы для изучения в школах.

Забавно, что для удобства распространения и восприятия каждая книга в зависимости от тематики имеет свой цвет. Так, издания красного цвета предлагают тексты «наиболее доступные для понимания», например, письма Симона Боливара к своей «боевой подруге» Мануэле Саенс. Зеленые книги отличаются дидактичностью, они «призваны открыть глаза на капиталистический мир». Наконец, черные ориентированы на изучение «инструментов культурного сопротивления против идеологических атак культуры империалистов».

А вот какой цвет имеют бесплатные экземпляры «Дон Кихота» Сервантеса и «Отверженных» Гюго, также распространяемые венесуэльским правительством, доподлинно неизвестно.

Текст: Олег Куликов

Вам может быть интересно

Дрозденко сообщил об уничтожении четырех БПЛА над Ленинградской областью
Темы дня

Переговоры в Женеве вызвали дрожь в Киеве

Трехсторонние переговоры в Женеве оставили Украину разочарованной: Киеву не удалось выбить для себя никаких послаблений. Кроме того, над Владимиром Зеленским продолжают сгущаться тучи: его активно критикуют внутри страны, а позиции элиты по вопросу мирного урегулирования начинают расходиться. Можно ли считать внезапные проблемы Киева признаками давления со стороны Вашингтона?

Контратаки сжигают последние резервы ВСУ в Запорожье

В то время как на Запорожском направлении российские войска уверенно продвигаются вперед, на отдельных его участках ВСУ предпринимают попытки встречных контратак. Как выглядят эти попытки, насколько они результативны и почему в итоге приведут лишь к сжиганию украинских резервов?

Украина обманула МАГАТЭ о состоянии Южно-Украинской АЭС

Макрон назвал свободу слова «полной чушью»

Подростка из Кривого Рога отправили в детдом после мобилизации отца

Новости

Путин поставил арктические регионы в пример по рождаемости

В арктических регионах зафиксирован коэффициент рождаемости 2,2, к этому должна стремиться вся Россия, заявил президент России Владимир Путин в ходе заседания наблюдательного совета АСИ.

Пропавшие в Петербурге мать и две дочери найдены во Владимирской области

Местонахождение жительницы Петербурга и ее двух дочерей было установлено, все трое были обнаружены живыми и здоровыми во Владимирской области.

Путин заявил о совместном праздновании с Кубой 100-летия Фиделя Кастро

Россия и Куба планируют совместно отметить столетие со дня рождения Фиделя Кастро, сообщил президент РФ Владимир Путин.

Лавров: Россия ведет СВО, если Европа готовит войну, то это будет другая война

На Украине Россия проводит специальную военную операцию, если Европа будет готовить войну против России, у такой войны будут иной характер и средства, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Лавров сообщил об обсуждении с американцами в Женеве «понимания Аляски»

Российская и американская делегации продолжили обсуждать на переговорах в Женеве «понимание Аляски», касаемо первопричин украинского конфликта и их устранения, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Эксперт разъяснил смысл веганского алкоголя

Несмотря на то, что алкоголь делается, как правило, из растительного сырья, в нем могут оказаться продукты животного происхождения, сказал газете ВЗГЛЯД глава Национального союза защиты прав потребителей, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин, комментируя первую в России выдачу веганского сертификата на алкоголь компании из Башкортостана.

Эксперт: Россия не собирается «скомкать» завершение СВО ради сделки

Раннее завершение второго дня переговоров по Украине в Женеве означает, что Киеву нужно принять решение: либо пересматривать переговорную позицию, либо вовсе отказаться от диалога. Такое мнение в разговоре с газетой ВЗГЛЯД высказал политолог Станислав Ткаченко. Ранее Владимир Мединский, возглавляющий российскую делегацию, заявил, что переговоры были тяжелыми, но деловыми.

МОК объяснил, почему не выдал подарочные телефоны россиянам

Международному олимпийскому комитету (МОК) запрещено распространять подарочные телефоны среди спортсменов определенных стран, сообщили в пресс-службе МОК.

Ростехнадзор выдал ЗАЭС лицензию на эксплуатацию второго энергоблока

Ростехнадзор выдал Запорожской АЭС лицензию на эксплуатацию энергоблока №2 сроком на десять лет.

Лавров: Сирия считает российское присутствие в Хмеймиме стабилизатором

По мнению властей Сирии, присутствие России в Хмеймиме и в Тартусе является фактором стабильности, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Захарова сравнила Макрона с Пугачевой за слова о свободе слова

Официальный представитель МИД России Мария Захарова иронично прокомментировала высказывания французского президента Эммануэля Макрона о свободе слова, отметив их схожесть с заявлениями певицы Аллы Пугачевой о браке.

Вучич заявил о готовности Сербии вступить в ЕС без права вето

Президент Сербии Александр Вучич обозначил интерес страны к вступлению в Евросоюз даже на условиях ограниченного членства без права вето.
Мнения

Архиепископ Савва: Суворовский девиз «Мы – русские, с нами Бог» снова звучит громко

Да, мы не ожидали, что нынешний этап многовековой войны так затянется. Но мы обрели и обретаем соборное самостоянье, братство и взаимопомощь. Пусть эти навыки останутся с нами и в мирное время.

Глеб Простаков: Широкая улыбка нефтяного сфинкса

Санкции против российской нефти снимут не из-за «очень хороших отношений» Трампа с Путиным, как любит говорить американский президент, а потому что это будет выгодно при определенных условиях. И в этом динамичном танце интересов победит тот, кто лучше рассчитает ходы.

Тимофей Бордачёв: Момент слабости сделал Запад сговорчивее

Для Запада любое соглашение с теми, кто находится за его пределами, всегда является временным. Поэтому задачей всех остальных стран является воспользоваться в своих интересах моментами слабости США и Европы, заставляющими их на очень короткий срок быть готовыми к уступкам.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов