Культура

3 сентября 2008, 09:05

Лорд Малквист и мистер Мун мертвы

Фото: Retna

Прежде чем Бернард Шоу прославился своими остроумными комедиями, он выпустил что-то около полудюжины романов. Ныне эти романы давно забыты, а пьесы, по крайней мере некоторые из них, пользуются популярностью до сих пор.

Том Стоппард – крупнейший из современных драматургов как англоязычного, так и всего остального мира – тоже начинал как прозаик. Правда, ограничился единственным опытом в жанре романа.

Его пьесы переводятся в России давно, и большинство из них – «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», «Аркадия», «Входит свободный человек» – имеет пусть не слишком успешную, но богатую сценическую историю.

Громкой премьерой минувшего сезона стала постановка в Молодежном театре трилогии Стоппарда «Берег утопии». К выпуску спектакля были приурочены многочисленные сопутствующие мероприятия: ретроспектива фильмов по сценариям Стоппарда (а помимо оригинальных пьес Стоппард адаптировал для кино множество литературных произведений – от Набокова до Джона Ле Карре – и работал с такими режиссерами, как Фассбиндер и Спилберг), выход новых сборников его драматических произведений, включая самые недавние пьесы – «Индийскую тушь» и «Изобретение любви», даже культурно-светская акция по «очистке» памятника героям «Берега утопии» Герцену и Огареву на Воробьевых горах от мусора и непристойных надписей, а сам Стоппард ездил в Москву регулярно, как на работу.

Спустя год после шумной премьеры выход в свет первого русского перевода единственного романа Стоппарда «Лорд Малквист и мистер Мун» оказался, к сожалению, событием малозаметным.

Бомба замедленного действия

От дяди у него осталась бомба с часовым механизмом, которую он намерен взорвать в надежде, что взрыв хоть как-то заставит человечество остановиться в безумном беге и оглядеться вокруг

Свой первый и последний крупный прозаический опус Стоппард выпустил в 1966 году. А действие, несмотря на всю его фантасмагоричность, привязано к очень конкретной дате – 30 января 1965 года.

В этот день, день похорон бывшего премьер-министра Великобритании сэра Уинстона Черчилля, точнее, между днем его смерти и похоронами, разворачиваются события книги.

То есть «Лорд Малквист и мистер Мун» внешне – написанный на злобу дня роман-фельетон или памфлет, а такого рода сочинения чаще всего остаются в своем времени и позднее воспринимаются в лучшем случае как памятник своей эпохе, если вообще кому-то оказываются интересны в будущем.

С другой стороны, в романе, как позднее в своих куда более знаменитых и положа руку на сердце более совершенных драматических произведениях, Стоппард затрагивает проблемы, которые со временем не только не утрачивают актуальности, но и, напротив, лишь обостряются.

В книге действуют разоренный лорд с замашками аристократа XVIII века, два ковбоя, готовых перестрелять друг друга из кольтов за сердце дамы, ирландец верхом на осле, называющий себя Воскресшим Христом, чернокожий возничий по фамилии О'Хара и некоторые другие не менее эксцентричные персонажи, которых писатель без лишних объяснений, одной лишь своей авторской свободой фантазии сводит на несколько январских дней 1965 года в центре Лондона.

Главный герой романа, мистер Мун, – ученый-дилетант, задумавший создать фундаментальный труд по всемирной истории, но не способный даже записать за своим нанимателем, графом Малквистом, максимы и мысли для будущих воспоминаний о нем.

Но главное – он не в силах переносить абсурдность бытия, и, не зная, как остановить нарастающее безумие, он задумывает что-то вроде террористического акта.

От дяди у него осталась бомба с часовым механизмом, которую он намерен взорвать в надежде, что взрыв хоть как-то заставит человечество остановиться в безумном беге и оглядеться вокруг.

Распалась связь времен

В привычных категориях «Лорда Малквиста и мистера Муна» следует числить по разряду черного юмора. Приключения персонажей сопровождаются невероятными погонями и перестрелками, многочисленными супружескими изменами вплоть до того, что лорд и его «секретарь» обмениваются женами, и, конечно, оставляют по себе горы трупов как основных, так и второстепенных персонажей: кто гибнет от выпущенной из ковбойского кольта пули, кто под колесами кареты лорда Малквиста – «последнего частного экипажа в Лондоне».

Кроме того, по городу разгуливает любимец лорда, голодный лев Ролло, который, правда, предпочитает питаться фламинго из сада Ее Величества. Несмотря на легкость стоппардовского стиля, разобраться в перипетиях сюжета подчас непросто не только для читателя, но даже для самого мистера Муна, ученого, которому по штату положено искать логику в поступательном движении истории.

Однако его попытки уложить в голове происходящие в романе события в логическую последовательность выглядят следующим образом: «Итак: оладьи с Малквистом, в карету, сбиваем женщину, лошади несут, перед «Ритцем» видим пьяную Лауру, как оказывается, в одной туфле и Ролло, прибываем домой, ковбой натирает жене задницу, еще один ковбой, перестрелка, входит Воскресший Христос, ковбои отбывают, потасовка в спальне, падение в ванну, приходит генерал, Джейн и Малквист отбывают, Мари мертва, генерал получает по кумполу, бомба тикает, бомба тикает».

Абсурдность этого краткого авторского изложения сюжета вполне адекватно отражает содержание и взаимосвязь событий романа. Единственной последней реальностью оказывается бомба. Взорвать ее недотепа-историк, конечно, не решится, но и без него найдется кому это сделать, а Мун окажется лишь жертвой.

Тем не менее событие, взрывающее романный мир Стоппарда, уже произошло до начала действия. Смерть Черчилля и церемония его проводов в последний путь, в которую постоянно вмешиваются невольно персонажи книги, и есть этот «взрыв».

Конечно, символический.

Но для Стоппарда уход из жизни человека, олицетворявшего не просто «старую добрую Англию», империю – владычицу морей, над которой никогда не заходит солнце, но и весь прежний мир, тоже полный трагедий, но понятный и объяснимый, становится «точкой возврата» новейшей истории, за которой в удел человеку остается лишь неуверенность в настоящем, непредсказуемость даже самого ближайшего будущего.

И в этой точке прошлое смешивается с будущим, вынося благодаря воображению писателя на первый план персонажей разных эпох и культур в самых невозможных сочетаниях.

Что делать?

Стоппард ездил в Москву регулярно, как на работу (фото: publicradio.org)
Констатация тотального торжества абсурда, однако это общее место для литературы ХХ века, и вряд ли еще один ее образец заслуживал бы внимания (будь ее автором сам Стоппард), если бы к ней не прилагались пусть ироничные, но все же рецепты, ответы на сформулированный еще Чернышевским (впоследствии, кстати, оказавшимся одним из героев «Берега утопии» Стоппарда) вопрос «Что делать?».

Пока некоторые персонажи романа напиваются до бесчувствия и устраивают публичные разборки со стрельбой, заглавные герои – лорд Малквист и мистер Мун – пытаются сформулировать свою программу действий.

Для графа Малквиста ответ на этот вопрос прост: «Раз нет надежды на порядок, элегантно отдалимся от хаоса».

Стиль – единственное, во что верит лорд. Он блюдет «стиль», не думая о том, что разорен, что мир вокруг меняется и что сам он – комичный анахронизм. Мистеру Муну же требуется наполнить стиль хоть каким-то содержанием, потому ему приходится труднее, чем графу.

У него, конечно, есть бомба, и он до последнего надеется ее взорвать, но даже в правильности этого своего решения до конца не уверен, ведет сам с собой внутренний диалог: «Но, дружище, мы же не можем все швырять бомбы из-за того, что становится все меньше контроля над все большим и большим количеством людей, а мир сводится к перемещению денег, которые твой разум не в силах отследить, или к другому неврозу, которым ты, по-видимому, страдаешь... А что мне делать?.. Написать письмо в «Таймс»?..»

В таком сочетании тотальной иронии с вниманием к самым фундаментальным историческим и метафизическим проблемам Стоппард в англоязычной литературе, конечно, не первопроходец.

Чтобы не копать слишком далеко, достаточно обозначить его непосредственного предшественника – Честертона. Стилистическое и отчасти сюжетное сходство «Лорда Малквиста и мистера Муна» с «Перелетным кабаком», «Возвращением Дон Кихота» и «Человеком, который был Четвергом» вполне очевидно.

Как и общее для обоих писателей ощущение абсурдности земного бытия, которое выразил Честертон в поэтическом вступлении к роману «Человек, который был Четвергом»:

Клубились тучи, ветер выл и мир дышал распадом
В те дни, когда мы вышли в путь с неомраченным взглядом.
Наука славила свой нуль, искусством правил бред;
Лишь мы смеялись как могли по молодости лет.

А благодаря этому сходству очевидны и различия. Для католика Честертона, который, подобно Черчиллю, чьи торжественные похороны смачно описывает Стоппард, был одним из последних обломков старой культуры, Воскресший Христос в любых, самых невероятных фантазиях оставался тем краеугольным камнем, на котором стоял мир его книг, и когда наука и искусство не могли уже противостоять «распаду мира», у него оставалась вера, пусть и облаченная в шутовской колпак:

Пусть были мы глупы, слабы перед напором тьмы –
Но черному Ваалу не поклонились мы.
Ребячеством увлечены, мы строили с тобой
Валы и башни из песка, чтоб задержать прибой.
Мы скоморошили вовсю и, видно, неспроста:
Когда молчат колокола, звенит колпак шута.

Для интеллектуала другой эпохи Тома Стоппарда Воскресший Христос уже такой же травестированный персонаж, как все прочие персонажи романа, включая почившего Уинстона Черчилля, как Ленин и Джойс из его пьесы «Травести», как Герцен и Огарев из «Берега утопии», как Розенкранц и Гильденстерн, наконец.

А Розенкранц и Гильденстерн – мертвы: одноименная пьеса Стоппарда увидела свет сразу вслед за «Лордом Малквистом и мистером Муном», в 1967-м.

В культуре, где упразднены любые иерархии, от социальных до стилистических, все былые кумиры травестированы и бубенцы на шутовском колпаке не заменят колокольный набат.

В лучшем случае могут немного поднять настроение. У Стоппарда, в отличие от Честертона, нет абсолютной опоры, не подверженной распаду, а в отсутствии такой опоры шутовство, сколь угодно интеллектуальное, остается не более чем шутовством:

– Но если все случайно, то какой в этом смысл?

– А какой в этом смысл, если все неизбежно?

Попытки реконструировать прежнюю иерархию или установить новую с помощью бомбы предпринимаются год от года все чаще, «элегантно отдалиться от хаоса» все сложнее.

Сейчас, когда спустя сорок с лишним лет после выхода на английском роман Стоппарда опубликован по-русски, актуальность сомнений, изводивших его героя, возросла многократно, а убедительных ответов на старые вопросы по-прежнему нет.

Текст: Валентин Колесников

Вам может быть интересно

НАБУ и САП разоблачили группу ОПГ депутатов Рады
Темы дня

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Военный эксперт Кнутов объяснил массированный удар возмездия по Украине

Политолог отреагировал на разоблачение ОПГ депутатов в Верховной раде

Боец MMA Монсон пожаловался на ненавистный российский обычай

Новости

Депутат японского парламента Судзуки понял в Москве, в чем сила России

Во время визита в Москву, где японский парламентарий встретился с замглавы МИД России Андреем Руденко, господин Мунэо был очарован праздничной иллюминацией и торжественной атмосферой, которая была создана в центре столицы.

Захарова прокомментировала видео празднования Рождества на Украине

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала видео, на котором в день празднования Рождества на Украине участники в языческих костюмах признались, что не знают, кто такой Иисус Христос.

Воспитанник футбольного ЦСКА Адамс получил огнестрельное ранение в Подмосковье

В Звенигороде в Московской области был госпитализирован воспитанник футбольного ЦСКА Лионель Адамс после конфликта с применением огнестрельного оружия, пишут СМИ.

Дизайнер рассказал о смене стиля одежды Зеленского

Глава киевского режима Владимир Зеленский изменил свой гардероб в 2024 году по предложению своей жены, сообщило чешское издание iRozhlas со ссылкой на украинского дизайнера Виктора Анисимова.

Российские силовики узнали, чей ноутбук нашли при взятии штаба ВСУ в Гуляйполе

Служебный ноутбук с личными данными младшего лейтенанта ВСУ был обнаружен в оставленном подразделением блиндаже вместе с документацией и оборудованием, рассказали в российских силовых структурах.

Украинские солдаты в Косовцево встретили штурм российских войск за чаем

Украинские солдаты были застигнуты врасплох российскими штурмовиками во время чаепития в одном из домов в поселке Косовцево Запорожской области.

Военный эксперт рассказал о роли в РДК ликвидированного Капустина

Основатель запрещенного в РФ «Русского добровольческого корпуса» (РДК) Денис Капустин был ликвидирован в результате атаки дрона-камикадзе, но он являлся медийной фигурой и не был реальным руководителем РДК, сказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Михаил Онуфриенко. Капустин был уничтожен на Запорожском направлении в ночь на субботу.

В Италии оценили ущерб от запрета импорта сантехники в Россию

Итальянские предприятия могут ежегодно недополучать порядка 140 млн евро из-за запрета на экспорт сантехники в Россию, существенно пострадают малые и средние компании, заявил президент Итало-Российской торговой палаты Винченцо Трани.

Дипломат предупредил о последствиях демонтажа Латвией железной дороги в Россию

Временный поверенный в делах России в Риге Дмитрий Касаткин заявил, что демонтаж железной дороги из Латвии в Россию ударит по латвийским доходам и отразится на дефицитном бюджете республики.

Google сообщила провайдерам о вывозе старых серверов из России

Компания Google направила российским интернет-провайдерам письмо с уведомлением о выводе из эксплуатации серверов Dell R720, использовавшихся в системе Google Global Cache (GGC).

Российский командир рассказал об уничтожении «мелких шаек» ВСУ в Купянске

Российские военные продолжают уничтожать небольшие группы противника на улицах Купянска.

Трамп накануне встречи с Зеленским заявил об одном важном условии

Накануне встречи с главой киевского режима Владимиром Зеленским, который представит новый мирный план из 20 пунктов, американский лидер Дональд Трамп заявил в интервью Politico заявил, что его визави ничего не получит без одобрения главы Белого дома.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов