Культура

21 сентября 2008, 12:55

Экспрессионизм и Джакометти

Фото: kunsthal.nl

В Музее изобразительных искусств им. Пушкина работает масштабная выставка немецких экспрессионистов из группы «Мост», а в соседнем здании Музея личных коллекций открылась экспозиция скульптур их не менее выдающегося итальянского современника Альберто Джакометти.

Немецкий экспрессионизм – одно из явлений, определяющих лицо европейской культуры первой половины ХХ века. Но, будучи течением мощным и разноплановым, широкой публике оно больше известно по произведениям литературы и кино.

Между тем экспрессионизм начинался как течение в изобразительном искусстве с творчества художников группы «Брюкке» («Мост»).

Крик без крика

В скульптуре «Пара» проявляется характерное для художников тех лет увлечение архаичным африканским искусством

В 1905 году четыре студента-архитектора – Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуф и Макс Пейхштейн – создали объединение, положившее начало экспрессионистскому искусству.

Так уж сложилась собирательская политика русских коллекционеров, что в музеях Москвы и Петербурга практически нет крупных работ художников группы «Мост».

Есть небольшое количество графики, в постоянной экспозиции Музея им. Пушкина и Русского музея можно видеть картины не с самого начала и недолго примыкавшего к течению голландца Кес ван Донгена (но другого периода и иной эстетической направленности).

С основными представителями группы, да еще во всей полноте и многообразии их творчества, выставка, сформированная из коллекции берлинского музея «Брюкке», московскую публику знакомит впервые.

Не надо забывать, что основатели «Моста» были художниками-самоучками, и нет ничего удивительного, что в своих ранних работах они многое заимствовали у своих великих предшественников и старших современников.

Так, даже неспециалист с первого взгляда увидит влияние Ван Гога в «Портрете молодого человека» Эриха Хеккеля (1905), Гогена – в его же картине «Молодой человек и девушка» (1909) или Сезанна в «Пейзаже в окрестностях Дрездена» (1913).

Только если предшественникам-первооткрывателям достались все синяки и шишки, то на долю экспрессионистов выпали прижизненная слава и благополучие.

Закончившиеся, правда, в конце 1930-х, когда нацисты объявили их искусство «дегенеративным», произведения изъяли из музеев, а художников лишили возможности творить, – но это все случилось спустя десятилетия после того, как группа «Мост» прекратила свое существование и ее участники пошли каждый своей дорогой.

Импрессионизм, фовизм, символизм, стиль модерн, а также архаичное искусство Африки, Океании, Древнего Египта – молодые немецкие экспрессионисты были открыты ко всем самым ярким течениям в современном им изобразительном искусстве и черпали вдохновение в традициях иных цивилизаций.

Экспозиция Пушкинского музея позволяет проследить эти влияния. Выставка крупная – представлено 134 работы, – и на ней нашлось место произведениям не только отцов-основателей группы «Мост», но и мастерам, примкнувшим к ней позднее, – Эмилю Нольде, Куно Амье и другим.

А творчество основной четверки представлено не только работами, выполненными в период существования объединения (1905–1915), но и созданными много позже его официального роспуска.

Еще шире жанровое разнообразие: натюрморты, интерьеры, портреты и автопортреты, пейзажи, в том числе городские и деревенские, жанровые сцены.

А также иллюстрации к литературным произведениям (например, к роману Эмиля Золя «Человек-зверь» работы Эрнста Людвига Кирхнера), ну и не самая популярная у других художников-модернистов «трудовая тема» («Итальянские каменщики» и «Рыбацкая лодка» Макса Пехштейна, «Строители около дома» Карла Шмидта-Ротлуфа).

Не обошлось и без религиозных мотивов («Осмеяние Христа» Эмиля Нольде – один из самых ярких и значительных экспонатов выставки).

Разумеется, изображение даже будничных на первый взгляд событий у экспрессионистов далеко от простого копирования реальности. Им важнее всего было выразить собственную эмоцию, а предметы они очень часто старались запечатлеть в движении.

Отсюда яркие, кричащие и далекие от природных цвета, нарушение пропорций тела и классических законов пространственной перспективы.

Кроме живописи, на выставке немало и графических работ, причем особенно интересно сопоставить, как одни и те же сюжеты один и тот же автор решает на полотне и на листе бумаги.

Например, живописный и графический варианты «Девушки перед зеркалом» Карла Шмидта-Ротлуфа. Правда, от посетителя потребуется быть внимательным: живопись выставлена в Белом зале, а графика – на колоннаде.

В отличие от французских импрессионистов или Модильяни, чья монографическая выставка в прошлом году в ГМИИ пользовалась небывалым успехом, имена немецких художников-экспрессионистов широкой публике известны меньше, а их творчество может показаться не таким уж привлекательным неподготовленному зрителю.

Но среди работ, действительно требующих если не интеллектуального, то как минимум определенного душевного настроя, есть и такие, как, скажем, «Влюбленные у садовой ограды» Отто Мюллера (1916), способные растрогать любого посетителя вне зависимости от степени его осведомленности в истории искусства ХХ века.

Сгоревшие спички

Одновременно с зачинателями немецкого модернизма через переулок от основного здания ГМИИ, в Музее личных коллекций, открылась монографическая выставка скульптуры, живописи и графики Альберто Джакометти.

Совпадение интересное еще и потому, что на выставке группы «Мост» можно увидеть исполненный Куно Амье портрет Джованни Джакометти, отца выдающегося скульптора, известного в начале ХХ века живописца.

Выставка, занимающая всего пять сравнительно небольших залов на первом этаже, тем не менее представляет все этапы творчества Альберто Джакометти (1901–1966).

Начиная с раннего, юношеского автопортрета маслом (1920), где заметно влияние постимпрессионистов.

Вообще же Джакометти, оставаясь художником необычайно оригинальным – а характерным образом вытянутые и истонченные формы его скульптур узнаваемы с первого взгляда, – прошел сквозь самые важные художественные течения в европейской культуре первой половины ХХ века.

И везде оставил важный след. Что наиболее важно для нас, это можно проследить по представленным на выставке экспонатам. В работах середины 1920-х годов очевидно влияние кубизма.

В скульптуре «Пара» проявляется характерное для художников тех лет увлечение архаичным африканским искусством. Вторая половина 20-х и начало 30-х проходят под знаком сюрреализма – Джакометти приняли в свой круг Бретон и Дали.

Скульптуру «Смотрящая голова», представляющую собой неправильный четырехугольник с двумя углублениями, горизонтальным и вертикальным, сюрреалисты считали «проекцией из мира подсознательного», а рисунок Джакометти «Острие, направленное в глаз» (1932) как будто прямо навеян сюрреалистическим киношедевром Бунюэля и Дали «Андалусский пес» (1928).

В центре экспозиции – одни из самых известных работ Джакометти, по которым его стиль узнается безошибочно.

Триптих «Большая женщина», «Голова» и «Шагающий человек» (скульптурная группа, установленная на площади перед Chase Manhattan Bank в Нью-Йорке), знаменитая «Женщина-ложка» (1926–1927).

И не менее знаменитая «Колесница» (1950), моделью для которой художнику послужила его жена Аннетта, «Собака» (1951), представительная серия обнаженных (модель – опять-таки Аннетта).

И конечно, более поздние ню, для которых Джакометти позировала проститутка Каролина, с которой он познакомился в 1960-м; навеянная впечатлениями бегства от немецкой оккупационной армии «Рука» (1947); «Маленький бюст на двойном цоколе» (1940–1941), где Джакометти пытался передать эффект удаляющейся фигуры. В связи с чем сам объект получился размером с ноготь, а постамент – вдесятеро крупнее.

Ну и «Лес», состоящий из антропоморфных, но в то же время напоминающих деревья фигур, наклонившихся друг к другу будто бы за разговором, и другие не менее хрестоматийные вещи.

В то же время можно увидеть и раритеты, прежде всего графические. Например, некоторые из 150 листов цикла «Париж без конца» или книжную графику – иллюстрации к поэтическому сборнику Мишеля Лейриса «Живые останки, безымянные», выполненные 30 лет спустя после того, как сюрреалист Лейрис опубликовал в журнале Жоржа Батая программную статью о творчестве Джакометти.

И самый трогательный раздел выставки – работы, посвященные родным. Помимо жены Аннетты моделями для Джакометти служили его брат Диего, ближайший сподвижник художника на протяжении всей жизни (представлены два бюста брата и один живописный портрет), и мать.

Рисунок «Мать за столом. Натюрморт» (1963), как и работа «Человек и солнца» (того же года), исполнен обычной шариковой ручкой, что делает его особенно трогательным.

Взгляд Джакометти на изображаемый предмет его современники-критики характеризовали как «зрение, освобожденное и очищенное от условностей» (Жан Дюпер).

В то же время выставка демонстрирует, что в поле этого очищенного от условностей зрения находились объекты традиционные для художников-классиков: предметы быта, родные и близкие, городские виды.

Сочетание традиционной тематики с неповторимым изобразительным стилем – черта, которая вызывает интерес к творчеству Альберто Джакометти не только у упертых фанатов модернистского искусства, но и у еще более непримиримых любителей искусства традиционного.

Текст: Валентин Колесников

Вам может быть интересно

Глава Минтранса заявил о чуде в обслуживании иностранных самолетов
Темы дня

«Дело Эпштейна» ведет Трампа к полезным для России решениям

Минюст США опубликовал новую порцию рассекреченных документов по «делу Эпштейна». При этом то, что подчиненные Дональда Трампа пытались скрыть, внезапно стало общедоступным из-за технической ошибки. Все это грозит кончиться для Трампа плохо. А для России, скорее хорошо.

«План Зеленского» оказался вбросом и имитацией

«Кремль воспримет украинскую версию как издевательство или вброс». Такими словами эксперты комментируют очередной «мирный план», представленный главой киевского режима Зеленским. Что содержит этот документ и почему он не может являться реальной основой для урегулирования украинского кризиса?

Назван самый эффективный истребитель на СВО

ГУР Минобороны Украины начало кампанию против Генштаба ВСУ

Адвокат Лурье сообщила об одной обязанности Долиной при выселении из квартиры

Новости

Алжир потребовал от Франции извинений и возврата казны

Алжир начинает использовать судебно-правовые механизмы против Франции, чтобы добиться признания преступного характера политики колониализма и возврата разграбленного имущества, заявил депутат Национальной народной ассамблеи (парламента) от партии «Движение общества за мир» Слиман Заркани.

SkyNews: Конфликт между Европой и США обострился из-за онлайн-цензуры

Белый дом ввёл визовые ограничения для пяти известных европейских чиновников, включая автора Digital Services Act, посчитав новый закон угрозой свободе слова и интересам американских компаний, сообщает Sky News.

Насри Асфура победил Насраллу на выборах в Гондурасе

Консервативный кандидат Насри Асфура одержал победу на президентских выборах в Гондурасе, сообщили СМИ.

Польша запретила въезд россиянам с загранпаспортами старого образца

Граждане России с заграничными паспортами без биометрического чипа с 1 апреля не смогут пересечь границу Польши, следует из документа Еврокомиссии.

Синоптик сообщил о морозах в Москве на Новый год

В новогоднюю ночь в столице ожидается по-настоящему зимняя погода с морозами до минус 13 и снежным покровом до 15 см, сообщил ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец.

В Москве автомобиль сбил бывшего помощника Горбачева

В центре Москвы автомобиль Mercedes сбил политолога Бориса Славина, бывшего помощника Михаила Горбачева, он находится в реанимации, сообщил его сын.

Раскрыта личность погибшего вместе с сотрудниками ДПС при взрыве в Москве

Устроившим взрыв на Елецкой улице в столице, при котором погибли два сотрудника ДПС, оказался 24-летний Павел Голубенко, сообщают СМИ.

При обстреле гуманитарного конвоя из Дагестана в приграничье погибли три человека

В приграничных районах был обстрелян гуманитарный конвой из Дагестана, в результате чего погибли три человека, сообщил глава региона Сергей Меликов.

Дуров пошутил о сексуальной ориентации Макрона

Основатель мессенджера Telegram Павел Дуров пошутил о сексуальной ориентации президента Франции Эммануэля Макрона.

Постпред США при НАТО заявил о согласовании гарантий безопасности Украине

Основное внимание переговоров между США и Киевом уделяется вопросам разделения территорий, поскольку гарантии безопасности уже практически согласованы, заявил постоянный представитель США при НАТО Мэтью Уитакер.

Долина попросила о возможности временно пожить в проданной квартире

Певица Лариса Долина обратилась с просьбой остаться в купленной Полиной Лурье квартире в Хамовниках на несколько месяцев, сообщила адвокат покупательницы Светлана Свириденко.

Под Дамаском задержали одного из главарей «Исламского государства»

Задержание одного из главарей запрещенной в России группировки «Исламское государство» (признано террористическим) Таха аль-Зуби в пригороде Дамаска прошло в ходе спецоперации с участием международной коалиции.
Мнения

Владимир Можегов: Брюссельская ведьма крадет Рождество

Из официальных поздравлений ушло слово «Рождество», а на уличных билбордах вместо привычного «Счастливого Рождества!» парижанам желают «Весёлых праздников». Кроме того, опасаясь реакции мусульман, в Париже в этом году отменили массовые рождественские мероприятия.

Юрий Мавашев: Откажется ли Турция от российских «Триумфов»

Может показаться, что военно-техническое сотрудничество между Турцией и Россией переживает закат, и в нынешних международно-политических реалиях невозможно. Однако не все так однозначно.

Ольга Андреева: Русский народ возвращается

Советская этнография была вынуждена выполнять политический госзаказ – показывать процветание колхозных деревень и национальное многообразие СССР. Само словосочетание «русский народ» воспринималось как подозрительно шовинистическое.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов