Культура

21 сентября 2008, 12:55

Экспрессионизм и Джакометти

Фото: kunsthal.nl

В Музее изобразительных искусств им. Пушкина работает масштабная выставка немецких экспрессионистов из группы «Мост», а в соседнем здании Музея личных коллекций открылась экспозиция скульптур их не менее выдающегося итальянского современника Альберто Джакометти.

Немецкий экспрессионизм – одно из явлений, определяющих лицо европейской культуры первой половины ХХ века. Но, будучи течением мощным и разноплановым, широкой публике оно больше известно по произведениям литературы и кино.

Между тем экспрессионизм начинался как течение в изобразительном искусстве с творчества художников группы «Брюкке» («Мост»).

Крик без крика

В скульптуре «Пара» проявляется характерное для художников тех лет увлечение архаичным африканским искусством

В 1905 году четыре студента-архитектора – Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуф и Макс Пейхштейн – создали объединение, положившее начало экспрессионистскому искусству.

Так уж сложилась собирательская политика русских коллекционеров, что в музеях Москвы и Петербурга практически нет крупных работ художников группы «Мост».

Есть небольшое количество графики, в постоянной экспозиции Музея им. Пушкина и Русского музея можно видеть картины не с самого начала и недолго примыкавшего к течению голландца Кес ван Донгена (но другого периода и иной эстетической направленности).

С основными представителями группы, да еще во всей полноте и многообразии их творчества, выставка, сформированная из коллекции берлинского музея «Брюкке», московскую публику знакомит впервые.

Не надо забывать, что основатели «Моста» были художниками-самоучками, и нет ничего удивительного, что в своих ранних работах они многое заимствовали у своих великих предшественников и старших современников.

Так, даже неспециалист с первого взгляда увидит влияние Ван Гога в «Портрете молодого человека» Эриха Хеккеля (1905), Гогена – в его же картине «Молодой человек и девушка» (1909) или Сезанна в «Пейзаже в окрестностях Дрездена» (1913).

Только если предшественникам-первооткрывателям достались все синяки и шишки, то на долю экспрессионистов выпали прижизненная слава и благополучие.

Закончившиеся, правда, в конце 1930-х, когда нацисты объявили их искусство «дегенеративным», произведения изъяли из музеев, а художников лишили возможности творить, – но это все случилось спустя десятилетия после того, как группа «Мост» прекратила свое существование и ее участники пошли каждый своей дорогой.

Импрессионизм, фовизм, символизм, стиль модерн, а также архаичное искусство Африки, Океании, Древнего Египта – молодые немецкие экспрессионисты были открыты ко всем самым ярким течениям в современном им изобразительном искусстве и черпали вдохновение в традициях иных цивилизаций.

Экспозиция Пушкинского музея позволяет проследить эти влияния. Выставка крупная – представлено 134 работы, – и на ней нашлось место произведениям не только отцов-основателей группы «Мост», но и мастерам, примкнувшим к ней позднее, – Эмилю Нольде, Куно Амье и другим.

А творчество основной четверки представлено не только работами, выполненными в период существования объединения (1905–1915), но и созданными много позже его официального роспуска.

Еще шире жанровое разнообразие: натюрморты, интерьеры, портреты и автопортреты, пейзажи, в том числе городские и деревенские, жанровые сцены.

А также иллюстрации к литературным произведениям (например, к роману Эмиля Золя «Человек-зверь» работы Эрнста Людвига Кирхнера), ну и не самая популярная у других художников-модернистов «трудовая тема» («Итальянские каменщики» и «Рыбацкая лодка» Макса Пехштейна, «Строители около дома» Карла Шмидта-Ротлуфа).

Не обошлось и без религиозных мотивов («Осмеяние Христа» Эмиля Нольде – один из самых ярких и значительных экспонатов выставки).

Разумеется, изображение даже будничных на первый взгляд событий у экспрессионистов далеко от простого копирования реальности. Им важнее всего было выразить собственную эмоцию, а предметы они очень часто старались запечатлеть в движении.

Отсюда яркие, кричащие и далекие от природных цвета, нарушение пропорций тела и классических законов пространственной перспективы.

Кроме живописи, на выставке немало и графических работ, причем особенно интересно сопоставить, как одни и те же сюжеты один и тот же автор решает на полотне и на листе бумаги.

Например, живописный и графический варианты «Девушки перед зеркалом» Карла Шмидта-Ротлуфа. Правда, от посетителя потребуется быть внимательным: живопись выставлена в Белом зале, а графика – на колоннаде.

В отличие от французских импрессионистов или Модильяни, чья монографическая выставка в прошлом году в ГМИИ пользовалась небывалым успехом, имена немецких художников-экспрессионистов широкой публике известны меньше, а их творчество может показаться не таким уж привлекательным неподготовленному зрителю.

Но среди работ, действительно требующих если не интеллектуального, то как минимум определенного душевного настроя, есть и такие, как, скажем, «Влюбленные у садовой ограды» Отто Мюллера (1916), способные растрогать любого посетителя вне зависимости от степени его осведомленности в истории искусства ХХ века.

Сгоревшие спички

Одновременно с зачинателями немецкого модернизма через переулок от основного здания ГМИИ, в Музее личных коллекций, открылась монографическая выставка скульптуры, живописи и графики Альберто Джакометти.

Совпадение интересное еще и потому, что на выставке группы «Мост» можно увидеть исполненный Куно Амье портрет Джованни Джакометти, отца выдающегося скульптора, известного в начале ХХ века живописца.

Выставка, занимающая всего пять сравнительно небольших залов на первом этаже, тем не менее представляет все этапы творчества Альберто Джакометти (1901–1966).

Начиная с раннего, юношеского автопортрета маслом (1920), где заметно влияние постимпрессионистов.

Вообще же Джакометти, оставаясь художником необычайно оригинальным – а характерным образом вытянутые и истонченные формы его скульптур узнаваемы с первого взгляда, – прошел сквозь самые важные художественные течения в европейской культуре первой половины ХХ века.

И везде оставил важный след. Что наиболее важно для нас, это можно проследить по представленным на выставке экспонатам. В работах середины 1920-х годов очевидно влияние кубизма.

В скульптуре «Пара» проявляется характерное для художников тех лет увлечение архаичным африканским искусством. Вторая половина 20-х и начало 30-х проходят под знаком сюрреализма – Джакометти приняли в свой круг Бретон и Дали.

Скульптуру «Смотрящая голова», представляющую собой неправильный четырехугольник с двумя углублениями, горизонтальным и вертикальным, сюрреалисты считали «проекцией из мира подсознательного», а рисунок Джакометти «Острие, направленное в глаз» (1932) как будто прямо навеян сюрреалистическим киношедевром Бунюэля и Дали «Андалусский пес» (1928).

В центре экспозиции – одни из самых известных работ Джакометти, по которым его стиль узнается безошибочно.

Триптих «Большая женщина», «Голова» и «Шагающий человек» (скульптурная группа, установленная на площади перед Chase Manhattan Bank в Нью-Йорке), знаменитая «Женщина-ложка» (1926–1927).

И не менее знаменитая «Колесница» (1950), моделью для которой художнику послужила его жена Аннетта, «Собака» (1951), представительная серия обнаженных (модель – опять-таки Аннетта).

И конечно, более поздние ню, для которых Джакометти позировала проститутка Каролина, с которой он познакомился в 1960-м; навеянная впечатлениями бегства от немецкой оккупационной армии «Рука» (1947); «Маленький бюст на двойном цоколе» (1940–1941), где Джакометти пытался передать эффект удаляющейся фигуры. В связи с чем сам объект получился размером с ноготь, а постамент – вдесятеро крупнее.

Ну и «Лес», состоящий из антропоморфных, но в то же время напоминающих деревья фигур, наклонившихся друг к другу будто бы за разговором, и другие не менее хрестоматийные вещи.

В то же время можно увидеть и раритеты, прежде всего графические. Например, некоторые из 150 листов цикла «Париж без конца» или книжную графику – иллюстрации к поэтическому сборнику Мишеля Лейриса «Живые останки, безымянные», выполненные 30 лет спустя после того, как сюрреалист Лейрис опубликовал в журнале Жоржа Батая программную статью о творчестве Джакометти.

И самый трогательный раздел выставки – работы, посвященные родным. Помимо жены Аннетты моделями для Джакометти служили его брат Диего, ближайший сподвижник художника на протяжении всей жизни (представлены два бюста брата и один живописный портрет), и мать.

Рисунок «Мать за столом. Натюрморт» (1963), как и работа «Человек и солнца» (того же года), исполнен обычной шариковой ручкой, что делает его особенно трогательным.

Взгляд Джакометти на изображаемый предмет его современники-критики характеризовали как «зрение, освобожденное и очищенное от условностей» (Жан Дюпер).

В то же время выставка демонстрирует, что в поле этого очищенного от условностей зрения находились объекты традиционные для художников-классиков: предметы быта, родные и близкие, городские виды.

Сочетание традиционной тематики с неповторимым изобразительным стилем – черта, которая вызывает интерес к творчеству Альберто Джакометти не только у упертых фанатов модернистского искусства, но и у еще более непримиримых любителей искусства традиционного.

Текст: Валентин Колесников

Вам может быть интересно

Авиация пролетела над Красной площадью в ходе парада Победы
Темы дня

Начался парад Победы на Красной площади

Парад в честь 79-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне начался на Красной площади в Москве.

Как советский тыл брал Берлин и спасал немецкое население

В День Победы справедливо говорят о героизме наступавших советских войск – пехоты, ВВС, танкистов и артиллерии, но куда реже упоминают тыловиков. Хотя во время Берлинской операции решающей оказалась роль тыловых служб Красной армии. И благодарить их должны не только советские войска, но и немецкие мирные жители.

Британия применила против России тактику инфантила

Британия высылает военного атташе посольства России, жалуясь на «шпионаж» и даже «поджоги». Этому предшествовал обмен мнениями по линии МИД двух стран, где поднималась тема военных ударов по территории друг друга. Почему британцы в отношении России ведут себя даже более безумно, чем США? И чем им ответит Москва?

Посол России заявил о нелегитимных территориальных претензиях Японии

Стало известно о возвращении миллиардерами активов в Россию

Захарова: Чудовища Байдена оскорбили память миллионов жертв Второй мировой

Новости

ВСУ атаковали нефтебазу под Анапой

Украинские войска атаковали нефтебазу в селе Юровка под Анапой, подавлено около шести беспилотников, но несколько из них упали на территории нефтебазы, сообщил оперштаб Краснодарского края.

Послов недружественных стран не пригласили на парад Победы в Москве

Россия не приглашала на парад Победы послов недружественных стран, но такое решение не касается ветеранских общественных организаций этих государств, сообщила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Медведев опубликовал в поздравлении с Днем Победы кадры поверженных противников

Зампред Совета безопасности России Дмитрий Медведев поздравил россиян с Днем Победы. Поздравлению он добавил архивные и современные видео.

Путин назвал издевательства над историей частью политики западных элит

Президент России Владимир Путин в речи на параде Победы в Москве заявил, что правда о Второй мировой войне мешает тем, кто строит колониальную политику на лжи.

Шольц призвал быть готовыми к затяжному конфликту на Украине

Канцлер Германии Олаф Шольц призвал быть готовыми к тому, что конфликт на Украине затянется, сообщает Tagesschau.

Лукашенко пошутил об их с Путиным внешнем виде после ночных переговоров

Президент Белоруссии Александр Лукашенко на встрече с российским коллегой Владимиром Путиным перед началом парада Победы в Москве пошутил, что они «неплохо выглядят» после ночных переговоров.

Свитер представительницы Украины на Евровидении разгневал поляков

В Польше призывают не отдавать свой голос Украине на Евровидении, поводом послужил видеоролик, на котором представляющая эту страну на конкурсе певица Яна Шамаева (сценический псевдоним Jerry Heil) поет в свитере с надписью Banderaciaga.

Названы стоящие на параде Победы рядом с Путиным ветераны

Рядом с президентом Владимиром Путиным на параде Победы на Красной площади стоят ветераны Великой Отечественной Александра Алешина, участница обороны Москвы, и сражавшийся в Сталинграде и под Ленинградом Евгений Куропатков.

В параде Победы в 2024 году впервые приняли участие бойцы СВО

Участники спецоперации в первый раз приняли участие в параде Победы в Москве 9 мая 2024 года, на брусчатку вышли фронтовики СВО.

Карлсон опубликовал интервью с обвинившей Байдена в домогательствах Тарой Рид

Журналист Такер Карлсон опубликовал интервью с бывшей помощницей Джо Байдена Тарой Рид, которая обвинила нынешнего американского президента в домогательствах; сейчас она живет в России.

Окружение Суровикина опровергло его возвращение из Африки в Россию

Генерал Сергей Суровикин остается в Африке, сообщения о его возвращении в Россию не соответствуют действительности, пишут СМИ со ссылкой на источники из его окружения.

Захарова назвала Зеленского «выродком во всех смыслах этого слова»

Подобные Владимиру Зеленскому люди потеряли связь со своими семьей, культурой и народом, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова, добавив, что считает его «выродком во всех смыслах этого слова».
Мнения

Ирина Алкснис: Русский государственный стиль

Мероприятие в Кремле напомнило миру, что инаугурация – это не триумф одного человека и его власти, а чествование страной своего выбора, дальнейшего пути и собственной судьбы.

Андрей Полонский: А что ты делал во время этой войны?

Волонтеры сумели насытить благородный призыв «своих не бросаем» конкретным человеческим содержанием, за которым в каждом отдельном случае встают глубоко личные истории.

Александр Носович: Молдавия при Санду косплеит Прибалтику

Даже в проплаченном материале президент Молдавии Майя Санду не может достойно ответить на неудобные вопросы. И такой простодушный ответ на вопрос про румынский паспорт: а че, я как все, у нас миллион человек в стране имеют румынский паспорт, ерунда, дело житейское...
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?