Культура

15 июля 2008, 09:00

Лидия Боброва: «Страшно далеко кино от народа»

Фото: kinoros.ru

В начале 90-х Лидия Боброва просто ворвалась в кинематограф, хотя, казалось бы, абсолютно все, начиная с жанра ее работ – полных народных мотивов и духовных исканий, – предрекало ей неудачу. Дипломная работа «Ой, вы, гуси…» вдруг получила призы за лучший дебют на «Кинотавре» и ММКФ. Потом были «В той стране» и «Бабуся», пользовавшиеся небывалым для современного отечественного кино успехом за пределами МКАД.

В мае полная ретроспектива Лидии Бобровой прошла на телеканале «Культура». Как все это оказалось возможно – с непрофессиональными актерами и скудным бюджетом? Корреспондент газеты ВЗГЛЯД Ксения Щербино решила это выяснить.

Ощущение неестественности убивает настоящее кино

– Лидия Алексеевна, как вам удается снимать столь человечное кино в наши жестокие дни? Откуда вы берете свои сюжеты, своих персонажей?
– Не знаю. Сюжеты и персонажи приходят ко мне из жизни. Я описываю ту жизнь, которой живут мои родственники, мои знакомые, – я же сама из русской глубинки, родилась и выросла там. А трогают они людей потому, что ведь это их жизнь описана...

– Как вы находите своих исполнителей?
– Мне их жизнь посылает. Кого-то нахожу по фотографиям – ту же Нину Шубину, сыгравшую бабусю в одноименном фильме. Митьку из «Ой, вы, гуси…» – тоже по фотографии из альбома. С кем-то встречалась в жизни.

Я просто чувствую – не умом, а сердцем, – что этот человек может сыграть в моем фильме. Умом тут не рассчитаешь. Когда я выбираю умом, то ошибаюсь.

– А сложно бывает уговорить ваших героев сниматься?
– По-разному. Герой фильма «В той стране» – Дмитрий Клопов – сначала не соглашался, потом прочел сценарий и пришел ко мне со словами: «Да, все так. Это правда» – и стал сниматься.

С Ниной Шубиной, исполнявшей роль бабуси, было сложнее. Она боялась, что у нее не получится, что она не сможет. Это же заглавная роль, высокая степень ответственности. Пришлось подключать к делу детей, и так, совместными силами, уговорили.

– Вы часто работали с непрофессиональными актерами. А не боялись, что у них не получится, что они не справятся с ролью? Все же непрофессионалы...
– Нет, не боялась. У меня как-то складывалась другая ситуация – не справлялись профессионалы высокого класса, настоящие театральные артисты. Не справлялись настолько очевидно, что приходилось переснимать материал. А вот с непрофессионалами такой ситуации никогда не возникало.

– Вам важно, чтобы актеры полностью подчинялись вам, или, наоборот, вы даете им волю, чтобы они сами творили характер персонажа?
– Очень неоднозначный вопрос. Это моя самая большая мечта – встретить на съемках таких профессионалов, чтобы развивали роль, чтобы предлагали что-то свое, какие-то интересные творческие решения, актерские находки.

Но, к сожалению, когда даешь волю актерам – как и в том случае, что я вам уже рассказала, когда нам пришлось переснимать, – видишь, что получается «кино». Я имею в виду «кино» как игру, актерство, а не жизнь.

Ничего хорошего нет, когда на экране люди кривляются, как в театре. Я считаю, что мои фильмы – кинематограф другого рода. В нем самое главное – ощущение подлинности, реальности, жизни. И для меня хороший актер тот, кто сможет воплотить эти принципы подлинности, настоящего, а не игры.

– А каковы для вас основные черты вашего кинематографа? Вот, например, вы назвали подлинность.
– Да, конечно, подлинность, жизненность. Правда времени, правда о людях и современной жизни, ощущение народности – ведь мои фильмы для народа и про народ.

Еще один из важных моментов – совмещение профессионалов и непрофессионалов в кадре так, чтобы ощущение этой подлинности не пропадало. А на это, к сожалению, способен далеко не каждый даже самый замечательный, профессиональный актер. А ощущение неестественности убивает настоящее кино.

– Существует разделение на «авторское» и «массовое» кино, мол, авторское – интеллектуальное, заумное, а массовое – это всем понятное, с простенькой сюжетной линией, какому каждый может посочувствовать, т.е. кино для простого народа. Вы согласитесь?
– Безусловно, такое разделение существует. Но могу вам сказать из собственного опыта, что мои фильмы демонстрировались в залах с разной аудиторией. Его смотрели и жители деревень, и городская интеллигенция, и зарубежные зрители – например, в Музее современного искусства в Нью-Йорке, где их видели самые интеллектуальные круги.

И у всех была одна реакция. Поэтому я думаю, что мои фильмы – они для всех.

– В ваших фильмах поражает определенная мифологичная, духовная структура. В той же «Бабусе» – тема жертвы и жертвенности....
– Я бы, скорее, сказала, тема справедливости и совести...

– Хорошо, тема нравственного выбора, голоса совести. Как вы считаете, в современном мире возможно ли, чтобы такое кино как-то повлияло на зрителя? Заставило его задуматься, пересмотреть собственное отношение?
– Я знаю по себе: этот фильм меня саму изменил в нравственном отношении. А еще я видела реакцию самой разной публики, ко мне подходили потрясенные зрители, мне присылали удивительные просветленные письма. Я верю, что можно заставить задуматься, измениться.

Как мне кажется, мы часто говорим: «Бог – это любовь», но забываем, что Бог – это еще и совесть. И пока мы этого не поймем, ничто в нашей стране не изменится. Любовь и совесть – это нераздельные вещи. Это то, что нам всем нужно понять.

Русский православный человек всегда поступал по совести. Если же он нарушал моральные законы, совесть не давала ему жить. К сожалению, мы сейчас как-то забыли об этом...

– А что вы думаете о современном кинематографе?
– Смешно, но придется ответить слегка искаженной цитатой из Ленина: «Страшно далек кинематограф от нашего народа». Кому нужны те фильмы, которые сейчас снимают? Не народу, это точно.

– Почему же их тогда снимают?
– А вот этот вопрос лучше задать кинематографистам – одному, другому, третьему режиссеру.

Почему у нас сейчас снимают либо высокоинтеллектуальное кино, либо про очередные бандитские разборки, убийства, трупы? Неужели это – Россия? Наш народ? Почему снимают такое?

На это вопрос я могу ответить только за себя. За других – нет. Сколько можно снимать такие фильмы, где наши русские люди либо дебилы, не имеющие никакой надежды на интеллектуальное возрождение, либо неизлечимые алкоголики? Но ведь страна живет, страна возрождается, самолеты летают, поезда ходят, хлеб растет...

Кто-то же растит этот хлеб? Водит эти самолеты? Неужели все эти братки и проститутки, о которых так любят сейчас снимать кино? Почему бы не рассказать об этих людях?

Вот вопрос, который давно не дает мне покоя. С какой радостью я смотрю советские фильмы. И ведь не только я одна. Может быть, нам пора как-то оглянуться назад и взять оттуда, а не копировать, не идти по стопам Голливуда? Не это путь России в культуре. Русская культура всегда была более духовна, для нее всегда были ключевыми понятиями любовь и совесть. Да вспомните того же Достоевского – для него эти понятия нераздельны.

Где это сейчас в нашем кино?

– Но ведь продюсеры оправдывают это тем, что они снимают кино для народа.
– Только народу это не нужно. Народ отторгает такой кинематограф. Я возила свои фильмы и по городам, и по деревням, где сохранились кинопроекторы. Народный вопль и стон стоял уже тогда, несколько лет назад: «Мы хотим наше кино! Сколько можно кормить нас зарубежной дешевкой?»

Для кого это тогда снимается? Я надеюсь, я очень верю, что возрождение случится и в нашем кинематографе, возвращение к духовным истокам.

– Но все говорят, что на духовное кино сейчас не найти денег...
– Я не верю в это. Во-первых, сколько сейчас денег тратится на кинематограф? Я не буду называть, мы все и так знаем, но какие колоссальные деньги ушли на некоторые наши проекты!

Во-вторых, свои три фильма я снимала только на государственные деньги, которые выделяло сначала Госкино, потом Федеральное агентство по кинематографии. Да, это маленькие деньги.

Да, у нас не было спонсоров, только на последнюю картину, «Бабусю», французы выделили некоторые суммы, правда незначительные. И люди, и актеры, и съемочная группа, с которой я работала, получали мизерные зарплаты, но мы же все-таки сняли.

Может быть, мне повезло, что в моей жизни всегда находились люди. Особо хочется назвать Александра Алексеевича Голутву, потом Сергея Владимировича Лазарука, которые находили и давали мне средства продолжать работу.

– А для вас важно официальное признание? Премии, критика?
– Сначала о премиях. Для меня была очень важна Государственная премия России за фильм «В той стране» – она означала, что это картина не ради амбиций, не из тщеславия, а та, которая нужна стране.

И это очень значимо для меня, равно как и награды на Шукшинских фестивалях за фильмы «Бабуся» и «В той стране». Для меня это главное признание, лучший приз. Я ведь всегда старалась следовать традициям Василия Макаровича. А критики...

После «Бабуси» для меня они просто перестали существовать. Они расходятся с народом. Я же снимаю фильмы не ради кучки людей. Есть, наверное, два-три кинокритика, которые пишут по делу, чье мнение для меня, может быть, еще интересно.

Все остальные просто не соответствуют реальности. Есть три отдельных понятия – «критики», «кино», «зритель», и критики не связаны с остальными двумя, они оторваны от жизни народа.

Например, про фильм «В той стране» они говорили, что это кино никому не будет нужно, ни у нас, ни за рубежом. А меня с этим фильмом приглашали и в Берлин, и нашу страну я всю с ним объездила.

И что, оказались ли правы критики? Я не для них снимаю – для народа. У меня даже компания называется «Народный фильм».

– А над каким проектом вы работаете сейчас?
– Это очень важно для меня. Над фильмом по рассказам Шукшина. Я считаю, если бы не было Василия Макаровича, не было бы и меня как кинематографиста.

Текст: Ксения Щербино

Вам может быть интересно

Арестованный в США россиянин Винник заключил сделку о признании вины
Темы дня

Россия нанесла удар в Африке по военному престижу США

Американские военные покидают Нигер, их там заменят россияне. На этой неделе контингенты двух стран пересеклись на авиабазе США в Ниамее. Что стало причиной подобного развития событий, в чем заключается особенность американской авиабазы в Нигере и как подобное соседство россиян и американцев отразится на ситуации в этой африканской стране?

Выборы заставляют Париж и Лондон рисковать на Украине

Лондон намерен предложить Киеву столетнее сотрудничество и счел приемлемым удары британским оружием по российской территории. На этом фоне Париж вновь допустил отправку военного контингента на Украину. В Лондоне с этой идеей не согласны, но продолжают сообща работать над созданием новой Антанты. Что это означает для России?

Европа потребовала отчетности от Украины за потраченные деньги

Кандидат в президенты Литвы признал Крым российским

Украинских военных лишили возможности закладывать ломбардам тепловизоры и дроны

Новости

Стали известны детали 14-го пакета антироссийских санкций ЕС

Министр финансов Латвии Арвил Ашераденс в пятницу раскрыл подробности нового 14-го пакета санкций Евросоюза против России.

Зеленский признал расширение наступления ВС России

Украинской армии нужно быть готовой к новому этапу боевых действий, ВС России готовят расширение наступления, заявил украинский президент Владимир Зеленский в пятницу на встрече с пограничниками в городе Хмельницком.

МИД пообещал Дании жесткий ответ за ограничения прохода танкеров с нефтью

Москва даст ответ, если Дания ограничит проход танкеров с российской нефтью через балтийские проливы, заявила официальный представитель МИД Мария Захарова.

Командующий ВС Эстонии предложил странам НАТО заблокировать Балтийское море

Эстония совместно с Польшей, Швецией и Финляндией, которые недавно вступили в НАТО, планирует решать проблему возможной блокады Балтийского моря, заявил командующий Силами обороны Эстонии генерал Мартин Херем.

Прапорщика из Дагестана удостоили звания Героя России посмертно

Дагестанцу Фархаду Худайнатову присвоили звание Героя России посмертно за подвиг в ходе спецоперации, сообщил глава республики Сергей Меликов.

СМИ: Пожар на заводе в Берлине не коснулся производства систем ПВО IRIS-T

Пожар, вспыхнувший на предприятии оборонно-промышленного концерна Diehl Group в Берлине, не затронул процесс производства систем ПВО IRIS-T, которые поставляются, в том числе, Украине, сообщили СМИ.

Агроном рассказал, как дачникам спасти будущий урожай от заморозков

Рассаду в открытом грунте необходимо накрыть на ночь, создав своего рода парник, в теплицу стоит поместить обогреватель, а сад лучше защитить от холода теплым дымом, сказал газете ВЗГЛЯД агроном и специалист в сфере сельского хозяйства Владимир Викулов, комментируя предстоящие заморозки в Москве и Подмосковье.

В Госдуме назвали вероятную дату утверждения премьер-министра России

Государственная дума может утвердить премьер-министра РФ 10 мая, если получит представление от президента России Владимира Путина, сообщил источник в палате.

Москва потребовала от спикера парламента Армении объяснить его антироссийские заявления

Москва ждет от Еревана ответ на обращение российских парламентариев в связи антироссийскими заявлениями спикера парламента Армении Алена Симоняна, обвинившего Россию во «вторжении на Украину», заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Священник объяснил, почему православным не следует оставлять еду на могилах

Русской православной церковью порицается традиция оставлять еду на могилах умерших родственников, а также поминовение спиртным, сообщил священник Александр Ильяшенко.

Илон Маск предупредил об обесценивании долара

Доллар США ничего не будет стоить, если не удастся решить проблему государственного долга страны, заявил американский предприниматель Илон Маск.

Российские войска прорвались в Котляровку Харьковской области

Первая танковая армия Вооруженных сил России прорвала оборону украинских войск в районе Кисловки на Купянском направлении и штурмует Котляровку в Харьковской области, сообщили российские военкоры.
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?