Культура

15 июля 2008, 09:00

Лидия Боброва: «Страшно далеко кино от народа»

Фото: kinoros.ru

В начале 90-х Лидия Боброва просто ворвалась в кинематограф, хотя, казалось бы, абсолютно все, начиная с жанра ее работ – полных народных мотивов и духовных исканий, – предрекало ей неудачу. Дипломная работа «Ой, вы, гуси…» вдруг получила призы за лучший дебют на «Кинотавре» и ММКФ. Потом были «В той стране» и «Бабуся», пользовавшиеся небывалым для современного отечественного кино успехом за пределами МКАД.

В мае полная ретроспектива Лидии Бобровой прошла на телеканале «Культура». Как все это оказалось возможно – с непрофессиональными актерами и скудным бюджетом? Корреспондент газеты ВЗГЛЯД Ксения Щербино решила это выяснить.

Ощущение неестественности убивает настоящее кино

– Лидия Алексеевна, как вам удается снимать столь человечное кино в наши жестокие дни? Откуда вы берете свои сюжеты, своих персонажей?
– Не знаю. Сюжеты и персонажи приходят ко мне из жизни. Я описываю ту жизнь, которой живут мои родственники, мои знакомые, – я же сама из русской глубинки, родилась и выросла там. А трогают они людей потому, что ведь это их жизнь описана...

– Как вы находите своих исполнителей?
– Мне их жизнь посылает. Кого-то нахожу по фотографиям – ту же Нину Шубину, сыгравшую бабусю в одноименном фильме. Митьку из «Ой, вы, гуси…» – тоже по фотографии из альбома. С кем-то встречалась в жизни.

Я просто чувствую – не умом, а сердцем, – что этот человек может сыграть в моем фильме. Умом тут не рассчитаешь. Когда я выбираю умом, то ошибаюсь.

– А сложно бывает уговорить ваших героев сниматься?
– По-разному. Герой фильма «В той стране» – Дмитрий Клопов – сначала не соглашался, потом прочел сценарий и пришел ко мне со словами: «Да, все так. Это правда» – и стал сниматься.

С Ниной Шубиной, исполнявшей роль бабуси, было сложнее. Она боялась, что у нее не получится, что она не сможет. Это же заглавная роль, высокая степень ответственности. Пришлось подключать к делу детей, и так, совместными силами, уговорили.

– Вы часто работали с непрофессиональными актерами. А не боялись, что у них не получится, что они не справятся с ролью? Все же непрофессионалы...
– Нет, не боялась. У меня как-то складывалась другая ситуация – не справлялись профессионалы высокого класса, настоящие театральные артисты. Не справлялись настолько очевидно, что приходилось переснимать материал. А вот с непрофессионалами такой ситуации никогда не возникало.

– Вам важно, чтобы актеры полностью подчинялись вам, или, наоборот, вы даете им волю, чтобы они сами творили характер персонажа?
– Очень неоднозначный вопрос. Это моя самая большая мечта – встретить на съемках таких профессионалов, чтобы развивали роль, чтобы предлагали что-то свое, какие-то интересные творческие решения, актерские находки.

Но, к сожалению, когда даешь волю актерам – как и в том случае, что я вам уже рассказала, когда нам пришлось переснимать, – видишь, что получается «кино». Я имею в виду «кино» как игру, актерство, а не жизнь.

Ничего хорошего нет, когда на экране люди кривляются, как в театре. Я считаю, что мои фильмы – кинематограф другого рода. В нем самое главное – ощущение подлинности, реальности, жизни. И для меня хороший актер тот, кто сможет воплотить эти принципы подлинности, настоящего, а не игры.

– А каковы для вас основные черты вашего кинематографа? Вот, например, вы назвали подлинность.
– Да, конечно, подлинность, жизненность. Правда времени, правда о людях и современной жизни, ощущение народности – ведь мои фильмы для народа и про народ.

Еще один из важных моментов – совмещение профессионалов и непрофессионалов в кадре так, чтобы ощущение этой подлинности не пропадало. А на это, к сожалению, способен далеко не каждый даже самый замечательный, профессиональный актер. А ощущение неестественности убивает настоящее кино.

– Существует разделение на «авторское» и «массовое» кино, мол, авторское – интеллектуальное, заумное, а массовое – это всем понятное, с простенькой сюжетной линией, какому каждый может посочувствовать, т.е. кино для простого народа. Вы согласитесь?
– Безусловно, такое разделение существует. Но могу вам сказать из собственного опыта, что мои фильмы демонстрировались в залах с разной аудиторией. Его смотрели и жители деревень, и городская интеллигенция, и зарубежные зрители – например, в Музее современного искусства в Нью-Йорке, где их видели самые интеллектуальные круги.

И у всех была одна реакция. Поэтому я думаю, что мои фильмы – они для всех.

– В ваших фильмах поражает определенная мифологичная, духовная структура. В той же «Бабусе» – тема жертвы и жертвенности....
– Я бы, скорее, сказала, тема справедливости и совести...

– Хорошо, тема нравственного выбора, голоса совести. Как вы считаете, в современном мире возможно ли, чтобы такое кино как-то повлияло на зрителя? Заставило его задуматься, пересмотреть собственное отношение?
– Я знаю по себе: этот фильм меня саму изменил в нравственном отношении. А еще я видела реакцию самой разной публики, ко мне подходили потрясенные зрители, мне присылали удивительные просветленные письма. Я верю, что можно заставить задуматься, измениться.

Как мне кажется, мы часто говорим: «Бог – это любовь», но забываем, что Бог – это еще и совесть. И пока мы этого не поймем, ничто в нашей стране не изменится. Любовь и совесть – это нераздельные вещи. Это то, что нам всем нужно понять.

Русский православный человек всегда поступал по совести. Если же он нарушал моральные законы, совесть не давала ему жить. К сожалению, мы сейчас как-то забыли об этом...

– А что вы думаете о современном кинематографе?
– Смешно, но придется ответить слегка искаженной цитатой из Ленина: «Страшно далек кинематограф от нашего народа». Кому нужны те фильмы, которые сейчас снимают? Не народу, это точно.

– Почему же их тогда снимают?
– А вот этот вопрос лучше задать кинематографистам – одному, другому, третьему режиссеру.

Почему у нас сейчас снимают либо высокоинтеллектуальное кино, либо про очередные бандитские разборки, убийства, трупы? Неужели это – Россия? Наш народ? Почему снимают такое?

На это вопрос я могу ответить только за себя. За других – нет. Сколько можно снимать такие фильмы, где наши русские люди либо дебилы, не имеющие никакой надежды на интеллектуальное возрождение, либо неизлечимые алкоголики? Но ведь страна живет, страна возрождается, самолеты летают, поезда ходят, хлеб растет...

Кто-то же растит этот хлеб? Водит эти самолеты? Неужели все эти братки и проститутки, о которых так любят сейчас снимать кино? Почему бы не рассказать об этих людях?

Вот вопрос, который давно не дает мне покоя. С какой радостью я смотрю советские фильмы. И ведь не только я одна. Может быть, нам пора как-то оглянуться назад и взять оттуда, а не копировать, не идти по стопам Голливуда? Не это путь России в культуре. Русская культура всегда была более духовна, для нее всегда были ключевыми понятиями любовь и совесть. Да вспомните того же Достоевского – для него эти понятия нераздельны.

Где это сейчас в нашем кино?

– Но ведь продюсеры оправдывают это тем, что они снимают кино для народа.
– Только народу это не нужно. Народ отторгает такой кинематограф. Я возила свои фильмы и по городам, и по деревням, где сохранились кинопроекторы. Народный вопль и стон стоял уже тогда, несколько лет назад: «Мы хотим наше кино! Сколько можно кормить нас зарубежной дешевкой?»

Для кого это тогда снимается? Я надеюсь, я очень верю, что возрождение случится и в нашем кинематографе, возвращение к духовным истокам.

– Но все говорят, что на духовное кино сейчас не найти денег...
– Я не верю в это. Во-первых, сколько сейчас денег тратится на кинематограф? Я не буду называть, мы все и так знаем, но какие колоссальные деньги ушли на некоторые наши проекты!

Во-вторых, свои три фильма я снимала только на государственные деньги, которые выделяло сначала Госкино, потом Федеральное агентство по кинематографии. Да, это маленькие деньги.

Да, у нас не было спонсоров, только на последнюю картину, «Бабусю», французы выделили некоторые суммы, правда незначительные. И люди, и актеры, и съемочная группа, с которой я работала, получали мизерные зарплаты, но мы же все-таки сняли.

Может быть, мне повезло, что в моей жизни всегда находились люди. Особо хочется назвать Александра Алексеевича Голутву, потом Сергея Владимировича Лазарука, которые находили и давали мне средства продолжать работу.

– А для вас важно официальное признание? Премии, критика?
– Сначала о премиях. Для меня была очень важна Государственная премия России за фильм «В той стране» – она означала, что это картина не ради амбиций, не из тщеславия, а та, которая нужна стране.

И это очень значимо для меня, равно как и награды на Шукшинских фестивалях за фильмы «Бабуся» и «В той стране». Для меня это главное признание, лучший приз. Я ведь всегда старалась следовать традициям Василия Макаровича. А критики...

После «Бабуси» для меня они просто перестали существовать. Они расходятся с народом. Я же снимаю фильмы не ради кучки людей. Есть, наверное, два-три кинокритика, которые пишут по делу, чье мнение для меня, может быть, еще интересно.

Все остальные просто не соответствуют реальности. Есть три отдельных понятия – «критики», «кино», «зритель», и критики не связаны с остальными двумя, они оторваны от жизни народа.

Например, про фильм «В той стране» они говорили, что это кино никому не будет нужно, ни у нас, ни за рубежом. А меня с этим фильмом приглашали и в Берлин, и нашу страну я всю с ним объездила.

И что, оказались ли правы критики? Я не для них снимаю – для народа. У меня даже компания называется «Народный фильм».

– А над каким проектом вы работаете сейчас?
– Это очень важно для меня. Над фильмом по рассказам Шукшина. Я считаю, если бы не было Василия Макаровича, не было бы и меня как кинематографиста.

Текст: Ксения Щербино

Вам может быть интересно

Российские войска взяли в полуохват Часов Яр на Донбассе
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?