Культура

18 июня 2008, 16:25

Вл. Краснопольский: «Сердцем и чистыми руками»

Владимиру Краснопольскому исполнилось 75 лет. Автор советских сериалов «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов», современных – «Нина», «Провинциалы», фильмов «Ермак», «Неподсуден», «Таежный десант» и многих других встретился с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД Ксенией Щербино.

Юбиляр рассказал о том, как они с Валерием Усковым стали режиссерами, как прошли испытание Ивана Александровича Пырьева, а также о принципах хэппи-энда и молодом кинематографе.

Самое главное в кино – раскрыть душу и доставить людям минутку радости. Люди должны почувствовать, что мы хотим им сказать

– По образованию и Вы, и Усков – режиссеры-документалисты, но все вас знают как авторов сериалов «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов». Как вы обратились к художественным фильмам?
– На третьем курсе мы сняли «Тени на тротуарах». И уже по этой картине, которую мы снимали на центральной студии документальных фильмов, наши педагоги почувствовали, что мы тяготеем к художественному кино.

Это был документальный фильм со включением игрового материала – без актеров, просто люди, которые там снимались, работали по нашему указанию, мы подготовили своего рода художественный сценарий.

Картина получила высшую оценку – «пятерку». Наш мастер сказал, что этой лентой мы на третьем курсе защитили уже диплом, диплом, который должны были на четвертом курсе снимать.

И тогда мы попробовали осуществить свою мечту и попросили разрешения у ВГИКовского руководства снять художественный фильм.

На документальном отделении было то же актерское мастерство, та же режиссура, и нам пошли навстречу, разрешив снять короткометражный художественный фильм.

Нам в тот момент очень помог Юрий Нагибин, с которым мы тогда познакомились и который, посмотрев нашу документальную картину, отдал нам свой рассказ «Ранней весной». Эту небольшую новеллу мы и поехали снимать на родной свердловской киностудии.

В результате вместо четырех мы сняли восемь частей. И так получилось, что когда мы закончили картину «Самый медленный поезд» – ту, которую показали недавно по каналу «Культура», – ее приняли очень хорошо.

Так мы и представили две картины на дипломе, «Тени на тротуарах» и «Самый медленный поезд». Сам Иван Александрович Пырьев, председатель дипломной комиссии, поставил нам «отлично», и мы получили дипломы кинорежиссеров художественного фильма третьей категории – самая низшая категория, но уже профессионалы.

Затем приказом Госкино нас перевели на киностудию «Мосфильм», и Иван Александрович устроил нам испытание…

Соавтор Владимира Краснопольского режиссер Валерий Усков
– Как это?
– Когда мы приехали в Москву, Пырьев нас встретил, поговорил с нами, спросил, что мы хотим снимать и как снимать.

Мы ему всё о себе рассказали. И вот он говорит, что у него есть готовый сценарий, мол, пожалуйста, почитайте, группа собрана, картина стоит в плане «Мосфильма», так что, если вам понравится, можем приступить к съемкам.

Счастливые, мы с Валерием вышли из Союза кинематографистов и прямо рядом, на площади Пушкина, сели на скамеечку, разодрали сценарий пополам и стали читать.

Прочитали один раз, второй раз от корки до корки и не поняли, о чем идет речь и что по этому сценарию снимать, какие персонажи, что эта картина дает уму и сердцу. А на другой день нужно было давать ответ…

Леонид Захарович Трауберг, который у нас был художественным руководителем на картине «Самый медленный поезд», когда мы ему позвонили и попросили совета в этой жизненной кинематографической ситуации, сказал: «Даже не думайте отказываться. Сам Иван дал вам сценарий, это его просьба, значит, он видит в этой картине необходимость».

Но мы не послушались...

На другой день пришли в час дня к Пырьеву. А ведь он был на тот момент грозным председателем Союза кинематографистов, и наша судьба зависела от его решения.

Секретарь сказала, что Иван Александрович нас давно уже ждет. Как сейчас помню, у него в кабинете сидели Райзман и Юткевич, у них было какое-то маленькое совещание. Иван Александрович подошел к нам, поздоровался очень тепло, заглянул нам в глаза и спросил: «Ну как, начинаем работать?»

По договоренности я начал говорить первым. Я сказал о том, что мы не совсем поняли, ради чего снимать эту картину, что, видимо, мы еще не доросли до мосфильмовского «полета мысли», не ощутили себя в этой работе, что у нас есть свердловский сценарий, который мы бы хотели снять, потому что он более нам доступен, и т. д.

Потом Валерий повторил то же самое. Мы видели, как на нас удивленно смотрят Райзман и Юткевич, сидящие в углу за столом.

Иван Александрович ходил по комнате и нервничал, ломая пальцы, как это только он умел делать, а после этого сказал: «Сценарий-то вы принесли?» «Вот он», – отвечаем мы и дрожащими руками подаем сценарий.

Пырьев подошел к столу, наклонился и воткнул эту пачку бумаги в корзину, которая стояла за столом. После этого обратился к Райзману и Юткевичу и сказал: «Вот каких орлов я себе беру. Не будут они снимать всякое барахло, которое я им сейчас подсунул. Они пришли настоящее искусство делать».

Подошел, обоих нас поцеловал и сказал: «Я жду ваших предложений на фильм». Вот такое мы прошли испытание.

Мы только потом поняли, что если бы тогда согласились, никогда бы нам не видать киностудии «Мосфильм».

– Это же какую смелость надо было иметь – отказать самому Пырьеву!
– Для нас важен был не «Мосфильм», а сама работа. Еще на фильме «Самый медленный поезд», где были прекрасные персонажи, прекрасный композитор, прекрасный оператор, мы поняли, что искусство должно делаться сердцем и чистыми руками. Только тогда это будет искусство.

– Что Вы думаете о молодом кино? Видите в нем будущее, новую смену или считаете, что никого интересного не появилось?
– Как это – не появилось? Напротив, мы видим очень хватких, очень сильных, очень, я бы сказал, чувствующих саму природу кинематографа молодых людей. Они разрабатывают новые конфликты, которые появились сейчас в нашей стране, поднимают новые темы...

Молодые девушки сейчас в кино делают любопытные вещи. Другое дело, что у кого-то получается, у кого-то – нет. Да и темы бывают иногда несколько поверхностными, неглубокими.

Ну, а так знание кино, профессиональная образованность есть у многих. Можно сказать, что с каждым годом наше кино всё больше и больше начинает снова обретать свое «я», которое одно время было потеряно.

– Сейчас снимают по-другому или принципы всегда неизменны?
– Сами посудите, как может не измениться кинематограф, если теперь на полнометражный фильм дают несчастные пятьсот тысяч долларов? Это же значит, что надо уложиться, в месяц снять картину!

Разве можно выстроить хорошую декорацию? Разве можно поработать с актером? Нужно снимать и снимать в день по 10–12 минут. Вряд ли это приведет к добру.

Бывает, что режиссер целые пятнадцать минут снимает на общем плане – разговор устраивает. И это только потому, что нет денег снимать три дня, а на общем плане можно снять эти 15 минут за один день.

К сожалению, денег на кино выделяется очень и очень мало. Хорошо, что находятся спонсоры, которые иногда помогают создать ту или иную картину, и благодаря их поддержке получаются серьезные ленты.

А так – есть фильмы, которые вроде и сделаны профессионально, но подчас видишь, что копнули-то неглубоко, нет фундаментальной основы. Иногда думаешь, что тема схвачена интересно, но уже испорчена.

Второй раз за нее не возьмешься, а в первый она сделана достаточно легковесно. Естественно, и критерии на фестивалях упали. Режиссеры пытаются сделать что-то такое сугубо российское, локальное, то, чего нет в других странах, на этой экзотике и пытаются выскочить.

А этот материал иногда бывает недобрым, пессимистическим каким-то. Мы с Валерой придерживаемся того принципа, что добро непременно должно победить зло.

– Принцип хэппи-энда?
– Необязательно хэппи-энда. Важен не хэппи-энд, а надежда на будущее. Возьмем, к примеру, нашу работу «Провинциалы» по сценарию Мережко.

В Москве же где-то три четверти провинциалов. И нас с Валерой приглашали на всякие симпозиумы – как вы, сами провинциалы, оцениваете тех провинциалов, которые живут в Москве.

А мы только тогда почувствовали этот фильм, когда поняли, что картина не должна заканчиваться хэппи-эндом. Москва должна отшлепать наших героев, которые не выдержали и укатили обратно. Но укатили с тем, чтобы оставалась какая-то вера.

Вера в то, что Москва не сразу строилась, что можно и нужно начинать всё сначала. Тогда это интересно.

А если у вас хэппи-энд, если Москва в конечном счете принимает героев – это уже будет сказка. В жизни грань между добром и злом очень четкая, и важно удержать ее и в фильме.

– А что для Вас самое главное в кинематографе?
– Самое главное в кино – раскрыть свою душу с помощью литературного и жизненного материала и доставить людям минутку радости. Люди должны почувствовать, что мы хотим им сказать.

Искусство, которое мы в своей картине дарим зрителям, должно затронуть самую глубину человеческого сердца. Наша картина должна отражать жизнь наших зрителей, подсказывать им в чем-то, рассказывать о прекрасном, о добром, о радостном.

Это, мне кажется, главная эстетическая ценность искусства кинематографа, которая воздействует на самые сокровенные струны нашей души.

Если это есть в сценарии, значит, мы будем бороться за то, чтобы этот сценарий получить и, как говорится, довести до ума, довести до зрителя. Если этого нет, то, прочитав сценарий, мы вежливо говорим автору, что, мол, в наши творческие планы ваш сценарий, к сожалению, не вписывается.

Текст: Ксения Щербино

Вам может быть интересно

Российские войска освободили Лиман возле Волчанска в Харьковской области
Темы дня

Настоящие лидеры Европы находятся в России и США

Ведущие политики Европы на самом деле не являются главными игроками европейского континента. По крайней мере, такой парадоксальный вывод делают сами европейские СМИ, вынужденные признать, что на ЕС влияют прежде всего с Запада и Востока. В итоге рейтинг самых влиятельных людей Европы доказывает правоту и силу Москвы.

Запад видит заговор в ослаблении юаня

Европейская Торговая палата и американские МВФ захейтили китайский юань после того, как положительный торговый баланс Китая впервые превысил 1 трлн долларов. Запад видит целую теорию заговора в ослаблении китайской валюты. Более того, не стесняется указывать Пекину, что он должен делать, если не хочет усиления торговой войны. Однако экономисты показывают то, о чем западные страны умалчивают.

Польша задержала российского археолога по запросу Украины

Эксперт объяснил, от чего зависит число украинских дронов для ударов по России

Оценен ущерб СССР от разрушений в Великую Отечественную войну

Новости

Лавров заявил о взаимопонимании с США о послевоенном статусе Украины

Глава МИД России Сергей Лавров подчеркнул, что ключевым условием урегулирования на Украине является возвращение страны к нейтральному, безъядерному и внеблоковому статусу, закреплённому еще в 1990 году.

Жительница Одессы рассказала о хамстве приезжих с западной Украины

В Одессу при новом главе Сергее Лысаке приехало очень много людей с западной Украины, они ведут себя нагло, оскорбляют жителей города на украинском языке, рассказала местная жительница.

Пашинян не смог прилететь в Москву из-за атаки украинских дронов

Пассажирский самолет с премьером Армении Николом Пашиняном был вынужден изменить маршрут из-за введения сигнала «Ковер» в Москве ночью, пишут СМИ.

Казахстан сообщил о серьезных повреждениях устройства КТК украинским дроном

Выносное причальное устройство Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), которое в конце ноября было атаковано украинским дроном, получило пробоину, его повреждения значительные и нужно оценить возможность его восстановления, заявил глава Минэнерго Казахстана Ерлан Аккенженов.

Портал «Грамота.ру» назвал слово года

Результаты рейтингового голосования экспертов показали, что термин «зумер» набрал наибольшее количество голосов среди номинантов «Слова года», сообщили в пресс-службе портала.

Трамп объяснил задержание военными США танкера у берегов Венесуэлы

Американский президент Дональд Трамп подтвердил задержание танкера у берегов Венесуэлы военными США, добавив, что для подобного решения у Вашингтона были весомые причины.

Киев представил Вашингтону ответ на мирный план Трампа

Украинское руководство подготовило официальный ответ по последнему варианту мирного плана США и согласовало свой подход с представителями Франции, Германии и Британии, пишет Axios.

Лавров назвал Джонсона «непричесанным политическим деятелем»

Глава российского МИД Сергей Лавров назвал бывшего премьер-министра Британии Бориса Джонсона «непричесанным политическим деятелем», обсуждая события конфликта на Украине.

Польша пожаловалась на неучастие в переговорах по Украине

Польша выразила недовольство тем, что ее не пригласили на переговоры по возможному мирному соглашению на Украине, сообщили СМИ.

В Госдуме предложили создать единый механизм записи школьника на продленку

Глава думского комитета Яна Лантратова предложила создать прозрачный и понятный механизм записи ребенка на продленку через цифровые сервисы, с обязательным информированием родителей о режиме работы, содержании программ и педагогах.

Россия вошла в тройку стран G20 с самыми высокими доходами от торговли

Россия заняла третью позицию среди стран G20 по величине профицита внешней торговли, уступив только Китаю и Германии, следует из открытых данных.

Лондон признал присутствие британских военных на Украине

Во вторник, 9 декабря, в британских СМИ сообщили о британском солдате, погибшем на Украине, его назвали рядовым Джорджем Хули из парашютно-десантного полка, а премьер-министр Кир Стармер сообщил Палате общин, что Хули погиб в результате «трагического несчастного случая» вдали от линии фронта.
Мнения

Глеб Простаков: Цинизм США может сработать на благо России

Запад как коллективная сущность проиграл войну с Россией. Но Соединенные Штаты, отделив себя от «коллективного Запада» и сбросив европейский балласт, все еще намерены выйти из этой войны в статусе победителя или как минимум выгодоприобретателя.

Ирина Алкснис: Западные сказочники оказались в плену придуманного мира

История с российскими активами – это пример магического подхода к реальности: Россия побеждает на поле боя и добивается успеха в развитии, но Запад раскручивает тему, что Москва терпит поражение, а значит, должна платить – и ожидает, что реальность подстроится под его хотелки.

Игорь Мальцев: Евросоюз должен быть разрушен

Лучшее, что получилось у Евросоюза – это Шенгенское соглашение, которое когда-то значительно облегчило жизнь обычных людей. А больше – ничего. Все остальное – боль и катастрофа.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов