Культура

22 мая 2008, 15:22

Четвертый манифест группы "Левиафан"

Признанный классик Второго авангарда Михаил Гробман прислал в редакцию манифест группы «Левиафан», которую он организовал в 1975 году, через несколько лет после своего приезда в Израиль. Тогда же Гробманом был написан первый манифест этой художественной группы, которая со временем обросла не только легендами и мифами, но своими печатными изданиями и нешуточными творческими свершениями.

Известно, что вся история искусства – это борьба за зрителя, то есть − за власть. Нынешние декларации классика, рассуждающего о месте художника в современном мире и о роли денег в мире искусства, можно воспринять как заочный ответ на колонку нашего обозревателя Андрея Ковалева, скептически оценившего некоторые культуртрегерские инициативы Михаила Гробмана.

Художники сдались на милость тех, кто считает: искусством является абсолютно все, к чему им захочется применить это слово

Спор продолжается и очень хочется верить, что в столкновении родится если не истина, то уточненное представление о современном культурном процессе.

Манифест будет опубликован в ближайшем номере журнала «Зеркало» .

***

Искусство наших дней перестало жить своим будущим.

Будущее – мотор всякого движения – перестало быть функцией.

Стремление к деньгам и мелкой власти стали целью и полностью поглотили мысли не только просто людей, но и художников тоже.

Голем, который должен был прислуживать, превратился в хозяина жизни, в хозяина искусства.

Рынок очень часто в прошлом изменял даже большим художникам, сегодня же он превратился почти в единственную константу, по которой измеряется имя того или иного производителя.

Профессиональные критерии отброшены в сторону.

Нынешнему потребителю не нужны знания художника и качество произведения.

Произведение искусства – это только один из элементов биржи, на которой крутятся миллиарды долларов.

Хорошо – это то, что хорошо продается.

Эта позиция всегда существовала, но была презираема художественной элитой. Сегодня она является ведущей.

Художники давно сдались на милость тех, кто считает, что искусством является абсолютно все, к чему им захочется применить это слово. Но если всё может быть искусством, значит, искусства нет как такового.

Музеи идут по пятам художников.

Как бороться с этой напастью?

Как художнику вернуть свою свободу?

Как стать нужным обществу?

Работа Михаила Гробмана из коллекции Виктора Новичкова

Как при этом не попасть в тухлую компанию тех, кто далек от русла современной деятельности и современного поиска в искусстве?

Одними эстетическими возможностями победить нельзя.

Требуется нечто более глобальное, где качество, умноженное на смысл, работает в пользу новой философии поведения человека.

Когда-то искусство, одетое в социальные лохмотья, пыталось подменить собой литературу, сегодня даже этого нет.

Сегодня искусство – это симптом пустоты и равнодушия.

Подавляющее число нынешних созданий искусства депрессивны и суицидны. По сути, они несут в себе смерть.

Но не искусство и не шарлатаны от искусства создали этот танец смерти.

Смерть несет, в первую очередь, новая общая европейская псевдоидеология. Плоть от плоти и кровь от крови победившей, а потом и деградировавшей социал-демократии, она залила слабые мозги тотальным нейтралитетом, тотальным сочувствием, тотальным оправданием любого насилия, тотальным уравнением дебилов, имбецилов и нормальных людей. Имя этой самоубийственной псевдоидеологии – политкорректность.

Но тот, кто любит всех, – не любит никого.

Сжалившийся над убийцей – издевается над жертвой.

Современное нам искусство является только слабым отражением амебного существования европейского общества, которое сдает свои жизненные позиции неандертальцам третьего мира.

Мира, в котором голод, насилие и смерть, – это способ жизни.

И этот третий мир термитными колоннами посылает своих оккупантов во все наиважнейшие нервные центры цивилизации.

Не варвары победили Рим – деградировавшая римская культура вымыла кальций из костей воинов.

Не третий мир во главе с исламом побеждает европейскую цивилизацию – собственная усталость Европы сдает ее шаг за шагом на милость беспощадного и безмозглого моллюска.

Спасение зависит от творческого потенциала общества в искусствах, науках и технологиях.

Только свободная мысль во всех ее ипостасях является надежным противоядием грядущему античеловечеству.

Где же место художника?

Какими качествами должно обладать произведение искусства в общей спасательной структуре?

С тех пор, как возник постмодернизм, возникла и ситуация вседозволенности и безнаказанности. Можно все! Счастье бездарностей и идиотов! Если раньше новые стили и новые понятия должны были бороться за себя, то теперь нет борьбы за выживание. Нет нужды в доказательствах, в теории, в анализе, в убеждениях.

Этот комфорт принес с собой разложение и распад.

Искусствоведы научились псевдоинтеллектуальному языку, лишенному энергии и смысла. Слова перестали что-либо обозначать. Ясность и прозрачность мысли исчезли из этого фальшивого лексикона.

Писатели по вопросам искусства создали бессмысленную касту, лживый междусобойчик.

Таким образом, разложение общественной мысли привело к разложению искусства.

Но вполне очевидно, что есть и обратная связь – возрождение искусства может повлечь за собой и оздоровление общества.

Мы предлагаем универсальную схему, всем доступную для эксперимента.

Начиная работу над произведением, художник должен задать себе вопросы: «Что я хочу сказать? Что меня возмущает в обществе? Что я хочу изменить? Что в моем обществе является лживым, несправедливым, подлым? Что тянет нас в угнетающую безысходность и беспросветность?»

То есть, работа художника, как это ни парадоксально, может начаться совсем из другого угла космоса. Если работа произведена правильно, то птолемеевское и галилеево решения приведут к сходному результату.

Начало может родиться из любой точки: из литературы, из политики, из экономики, из любой дисциплины в нашем окружении.

И эта якобы далекая от искусства позиция должна сопроводить произведение до благополучного окончания работы.

Работа Михаила Гробмана из коллекции Виктора Новичкова

Но в процессе работы общественная мысль, если мы хотим, чтобы она была абсорбирована зрителем, должна быть соединена с пластикой материала, получить язык художественной формы, действовать в рамках адекватной нашему времени визуальной системы.

Интеллектуальная мощь человека начинает влиять, когда она умножена на сильное чувство.

Эстетически осмысленными, аккумулирующими художественный опыт могут быть самые разные жанры визуального творчества, ныне исполняющие по большей части простые служебные функции – от карикатуры, плаката, лозунга, объявления, журнальной рекламы, граффити до салонных, эротических или исторических изображений.

Все можно и нужно утилизировать, во все можно вдохнуть вторую, уже настоящую жизнь, построенную на этических основах.

Вместе с тем, художник может в любое время остановиться перед чистым холстом (бумажным листом, деревянным или металлическим предметом и т. д.) и начать импровизацию в любом художественном направлении без помощи осознанного интеллектуального фактора.

Принципы «искусства для искусства» могут существовать в данном случае как подсознательный и полезный витамин.

Эстетика, вооруженная этическими представлениями, может стать той силой, которая будет в состоянии, как Атлант, выдержать тяжесть включенных в систему дисциплин.

Загнанные в подполье понятия красоты и совершенства необходимо вновь ввести в тему разговора об искусстве.

Грозный парадокс состоит в том, что консервативные эклектики чувствуют себя ныне единственными хранителями изобразительной истины в то время, когда они являются ее могильщиками.

Символом современной европейской культуры являются произведения, сделанные из слоновьего говна одним из популярных африканских хитрованцев, который лучше всех философов мира понял суть, дух и букву сытого среднестатистического интеллектуала нашего времени.

На это можно ответить словами одного человека, которого люди возвели в ранг своего Бога: «Пусть мертвые хоронят своих мертвых».

На нашей же ответственности лежит обязанность, пока мы живы, совершить хоть какое-то усилие по спасению собственных душ.

Текст: Михаил Гробман

Вам может быть интересно

Российские войска взяли в полуохват Часов Яр на Донбассе
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?