Культура

22 мая 2008, 09:07

Евгений Митта: «Хочется зафиксировать время»

Фото: Клуб «Синефантом»

На прошлой неделе Евгений Митта и Александр Шейн в рамках фестиваля «Арт-Москва» представили первый фильм из большого кинопроекта «Антология современного искусства» – «Олег Кулик: Вызов и Провокация». «Антология современного искусства» – это десять документальных фильмов. Десять художников, лидеров современного российского искусства, ставших явлением российской арт-сцены в последние двадцать лет.

Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, группа «Синие носы», Константин Звездочетов, Павел Папперштейн, группа «Медицинская герменевтика», Олег Кулик.

В конце его отец сказал: «Наконец я понял, что мой сын по-настоящему умный и талантливый человек

Серии «Петербург: искусство и музыка», «Бумажная архитектура», «Московский концептуализм (НОМА)». А десятый фильм пока под секретом.

С успехом пройдя на разовых показах в клубе «Синефантом» и в рамках Международной художественной ярмарки «Арт-Москва», в кинотеатре 35MM стартовал первый фильм антологии «Олег Кулик: Вызов и Провокация».

Семьдесят минут о художнике. Монолог, старая хроника, снова монолог. Всё тот же Олег Кулик, но и совсем другой. Не перформанс, а человек. Со всей глубиной мысли, муками творчества, поиском и становлением.

Фильм получил не только прекрасные отзывы зрителей, но и предложения проката в кинотеатрах и на телевидении. Документальное кино об искусстве стало востребованным. Корреспондент газеты ВЗГЛЯД Юлия Бурмистрова встретилась с режиссером фильма Евгением Миттой, чтобы поговорить о проекте и о современном искусстве.

Владимир Дубосарский и Евгений Митта (фото: Клуб «Синефантом»)

– Как родилась идея создать антологию?
– Абсолютно естественным путем. Я занимаюсь изобразительным искусством с 1988 года как галерист и как художник. В какой-то момент понял, что это уходящая натура – художники взрослеют, стареют, проходят пик своей формы, и никакого кинематографического материала не остается. Только разрозненные отрывки.

Захотелось сделать такое кино. Позвал Сашу (Александра Шейна), предложил объединить усилия и сделать фильм. Сначала думал сделать о Дубосарском и Виноградове, но когда стали обсуждать, поняли, что потянет на коллекцию. Определяющих имен ведь много. Так появился проект антологии современного искусства последних двадцати лет, начиная с перестроечных времен по сегодняшний день.

Хотелось зафиксировать время, поймать именно пик формы художников. Тот же Кулик – всего лишь десять лет, это очень мало, совсем рядом. Человек продолжает активно работать, происходит период нового накопления. При этом он уже находится в истории современного искусства, в истории страны.

Фильм не рассказ о творчестве, это комментарий о жизни, о реальности, которая совсем рядом с нами, мы еще из нее окончательно не вышли в другое пространство.

– Почему первый фильм о Кулике?
– Он быстрее сложился. Внутри есть нарратив, стройная и внятная композиция. История, которая имеет завязку, середину и кульминацию. О Виноградове и Дубосарском раньше начали снимать, но там другая конструкция. Много действия, которое сами снимали, не только хроника. Ездили в Лондон, Париж, отслеживали в течение полутора лет всё, что с ними происходило.

– Наверняка, всего, что вы сняли, хватило бы на пять фильмов. Что осталось за кадром?
– Неизбежно нужно выбирать, о чем будет фильм. Не просто о Кулике, должна быть целостность. Этот фильм о том, как Кулик стал Куликом. Снимали мы месяц, а вот монтировали восемь. Было девятнадцать версий монтажа.

– Что сказал Кулик, посмотрев фильм?
– Ему понравилось. Сказал, что фильм больше не о Кулике, а о человеческом опыте. Он смотрел вместе с родителями. В конце его отец сказал: «Наконец я понял, что мой сын по-настоящему умный и талантливый человек».

– Как определились именно эти десять художников, ведь значимых гораздо больше?
– Я ориентируюсь на то, чтобы было понятно с точки зрения кинематографа. Можно из этого сделать кино или нет. Есть художники очень интересные, талантливые, глубокие, но с ними сложно сделать кино в силу их энергетики, свойства личности. Прекрасные художественные работы, но сам человек интроверт. А есть художники, качества характера которых позволяют сделать фильм.

Вот, например, «Синие носы». Все привыкли, что это панк-рок, скандал, провокация, театр абсурда. А они совсем другие. Слава Мизин занимался бумажной архитектурой, делая невероятно тонкие работы. Такая же история с Шабуровым – резкое изменение, поворот, желание найти свою аудиторию.

Взаимодействие художника и социума всегда очень интересно.

Сейчас они выражают в своих работах идиотизм массмедиа, глумятся. Гротесковый театр, перформанс нон-стоп. Они выступают в роли живых скульптур, персонажи из общества, которое деградирует.

– Как будете продвигать антологию, ведь это не художественное кино, хотя и очень хорошее?
– Мы только сделали первый фильм и не рассчитывали на такой интерес. Задача была сделать десять видеодисков, которые можно подарить. Ну, может, по каналу «Культура» или «24 док» покажут. Но неожиданно для нас проявилось много заинтересованных лиц, это говорит о том, что фильм получился.

Показали фильм на «Арт-Москве», увидели ребята из 35MM, попросили в прокат. И вот он будет идти каждый день в течение месяца. Разослали заявки на фестивали, ждем. Роднянский попросил фильм.

Работа Олега Кулика «Большое молоко»
– Фильм о Кулике покажут на СТС?
– Да, на СТС. Конечно, не в прайм-тайм домохозяек, но на телевидении есть временные ниши для актуального искусства. В основном ночное время – для тех, кто ведет свободный образ жизни, настроен на поздний просмотр.

– Хочется спросить про финансовую сторону проекта.
– Всё снимаем на свои деньги. Скинулись с Сашей и снимаем. Это же нам надо в первую очередь.

– Вы готовы к тому, что не будет отката?
– Да, готовы. Искусство всегда затратное занятие, но стоит того.

– Затратное, но только в прошлом году в Москве открылось несколько галерей.
– Галерея – очень медленная история. Говорить о галерее можно через десять лет после ее существования. До этого времени это может быть что угодно – забава, развлечение, способ продвинуть себя как определенного персонажа

– В Киеве есть недавно открытая галерея Пинчука, но про нее уже говорят на мировом уровне.
– Это музей, не галерея. Небольшой, хороший музей, и в Москве такого нет, как ни странно. Казалось, в городе с такими деньгами и людьми, но, тем не менее, музея современного искусства нет. А он очень нужен. Нет инициативы, подкрепленной ресурсами, нет желания сделать не только на сегодня.

– Когда выйдут остальные фильмы?
– Виноградов и Дубосарский отсняты, сейчас в монтажной, думаем, к сентябрю фильм будет готов. По оптимистическому прогнозу, вся антология будет к концу года, по пессимистическому – к середине следующего.

Это ведь сложно, и мы сами не будем делать все десять фильмов. Сделали два фильма и пригласили восемь товарищей, чтобы одновременно снять и выпустить остальные.

Во-первых, чтобы антология не растянулась на года. Во-вторых, чтобы принести свежую кровь в проект и поработать с интересными, яркими кинематографическими людьми. И, в-третьих, чтобы не замылить взгляд, остро и чутко реагировать.

– А какие режиссеры, если не секрет?
– Пока всё в процессе обсуждения. Я бы хотел еще два фильма сделать, если сил хватит. Это «Синие Носы» и Звездочетов. О Звездочетове даже уже начали снимать.

– О художественном фильме не задумывались?
– Никогда, я и документальное кино-то не собирался делать, но вот пришло, почувствовал потребность. Я художник, не режиссер.

Сейчас спектакль выходит в «Современнике» – «Шарманка», там моя сценография.

– Что вы ждете от проекта?
– Хочется, чтобы общество имело разные ориентиры и объемную картину происходящего в искусстве. Интерактивность – это не «Фабрика звезд».

Я надеюсь, что люди, посмотревшие фильм, узнают и почувствуют, что есть разные сферы применения культурных амбиций, начинаний, желаний и стремлений. Вот важно.

Текст: Юлия Бурмистрова

Вам может быть интересно

Атакованный ВСУ танкер Kairos терпит бедствие у берегов Болгарии
Темы дня

Дружба России и Индии вновь выдержала натиск Запада

Индия и Россия показали Западу преимущество взаимного уважения перед односторонним диктатом: в Нью-Дели завершился двухдневный визит Владимира Путина, в ходе которого он встретился с премьером страны Нарендрой Моди. Итогом саммита стало большое количество документов, затрагивающих сотрудничество как в энергетике, так и в сфере ВПК. Как прошедший визит отразится на будущих контактах России и Индии?

Как российские войска вбивают клин между Краматорском и Константиновкой

Угрозу ключевой трассе снабжения группировки противника в Константиновке удалось создать российским Вооруженным силам. Направление, долгое время выглядевшее замороженным, внезапно пришло в движение. О чем идет речь и какие угрозы это создает для всей украинской обороны на данном участке?

Опубликовано вегетарианское меню на приеме в честь Путина в Индии

Долина пообещала в полном объеме вернуть деньги за спорную квартиру

Экс-жена Иванова рассказала, как отговаривала его работать в Минобороны

Новости

Венгрия заблокировала план Еврокомиссии по займу для Киева

Венгрия на заседании послов Евросоюза заблокировала вариант финансирования Украины за счет выпуска евробондов на сумму 90 млрд евро, сообщило европейское издание Politico.

Глава Тобольска: Блогеры привлекли в город рестораторов и девелоперов

У каждого города есть своя идентичность, и этот ресурс можно эффективно использовать для привлечения инвестиций, сказал газете ВЗГЛЯД глава Тобольска Петр Вагин. Ранее в Москве стартовал форум-выставка муниципальных практик «Большие решения малой родины».

G7 и ЕС намерены запретить России перевозить нефть по морю

G7 и Евросоюз обсуждают идею заменить существующий потолок цен на российскую нефть полным запретом на перевозку нефтепродуктов морским транспортом, пишет агентство Reuters

Минцифры сообщило о постепенном отказе от смс-входа на «Госуслуги»

Министерство цифрового развития объявило о решении постепенно прекращать использование смс-кодов для подтверждения входа на портал «Госуслуги» с мобильных устройств.

Кадыров обещал ВСУ ответ за атаку беспилотника на «Грозный-Сити»

Глава Чечни Рамзан Кадыров прокомментировал атаку украинского беспилотника по комплексу «Грозный-Сити», заверив, что пострадавших нет и здание оперативно восстановят.

Вэнс опроверг слухи о разводе после появления жены без кольца

Вице-президент США Джей Ди Ванс прокомментировал появление жены Уши без обручального кольца, подчеркнув, что семейные отношения не испытывают трудностей, сообщает New York Post.

Всемирный банк назвал должников России

За 2024 год внешние долги других государств перед Россией выросли на 2,6 млрд долларов и достигли 33,1 млрд.

Очистные сооружения Иркутска построили с учетом изменившегося состава стоков

Модернизированные очистные сооружения Иркутска теперь способны отделять опасные примеси, которых не существовало в советские годы. Об этом в кулуарах награждения победителей конкурса «Лучшая муниципальная практика» заявил мэр города Руслан Болотов.

Медведев предложил США отправить подлодки к берегам Франции

Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев саркастически отреагировал на критику со стороны французского президента Эммануэля Макрона в адрес США, прозвучавшую во время телеконференции европейских лидеров.

Ушаков назвал возможного автора мирного плана по Украине

Основные положения возможного мирного плана по урегулированию конфликта на Украине может создать именно предприниматель Джаред Кушнер, сообщил помощник президента России Юрий Ушаков.

Путин сфотографировался с сотрудниками гостиницы в Дели

Сотрудники гостиницы в Дели, где остановился президент России Владимир Путин, попросили его сфотографироваться.

Ставка за четыре билета на «Щелкунчика» в Большом театре достигла 800 тыс. рублей

Максимальная ставка за комплект билетов на балет «Щелкунчик», который состоится 31 декабря в Большом театре, достигла 800 тыс. рублей при начальной стоимости в 200 тыс. рублей.
Мнения

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

Игорь Караулов: К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов