Культура

22 мая 2008, 09:07

Евгений Митта: «Хочется зафиксировать время»

Фото: Клуб «Синефантом»

На прошлой неделе Евгений Митта и Александр Шейн в рамках фестиваля «Арт-Москва» представили первый фильм из большого кинопроекта «Антология современного искусства» – «Олег Кулик: Вызов и Провокация». «Антология современного искусства» – это десять документальных фильмов. Десять художников, лидеров современного российского искусства, ставших явлением российской арт-сцены в последние двадцать лет.

Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, группа «Синие носы», Константин Звездочетов, Павел Папперштейн, группа «Медицинская герменевтика», Олег Кулик.

В конце его отец сказал: «Наконец я понял, что мой сын по-настоящему умный и талантливый человек

Серии «Петербург: искусство и музыка», «Бумажная архитектура», «Московский концептуализм (НОМА)». А десятый фильм пока под секретом.

С успехом пройдя на разовых показах в клубе «Синефантом» и в рамках Международной художественной ярмарки «Арт-Москва», в кинотеатре 35MM стартовал первый фильм антологии «Олег Кулик: Вызов и Провокация».

Семьдесят минут о художнике. Монолог, старая хроника, снова монолог. Всё тот же Олег Кулик, но и совсем другой. Не перформанс, а человек. Со всей глубиной мысли, муками творчества, поиском и становлением.

Фильм получил не только прекрасные отзывы зрителей, но и предложения проката в кинотеатрах и на телевидении. Документальное кино об искусстве стало востребованным. Корреспондент газеты ВЗГЛЯД Юлия Бурмистрова встретилась с режиссером фильма Евгением Миттой, чтобы поговорить о проекте и о современном искусстве.

Владимир Дубосарский и Евгений Митта (фото: Клуб «Синефантом»)

– Как родилась идея создать антологию?
– Абсолютно естественным путем. Я занимаюсь изобразительным искусством с 1988 года как галерист и как художник. В какой-то момент понял, что это уходящая натура – художники взрослеют, стареют, проходят пик своей формы, и никакого кинематографического материала не остается. Только разрозненные отрывки.

Захотелось сделать такое кино. Позвал Сашу (Александра Шейна), предложил объединить усилия и сделать фильм. Сначала думал сделать о Дубосарском и Виноградове, но когда стали обсуждать, поняли, что потянет на коллекцию. Определяющих имен ведь много. Так появился проект антологии современного искусства последних двадцати лет, начиная с перестроечных времен по сегодняшний день.

Хотелось зафиксировать время, поймать именно пик формы художников. Тот же Кулик – всего лишь десять лет, это очень мало, совсем рядом. Человек продолжает активно работать, происходит период нового накопления. При этом он уже находится в истории современного искусства, в истории страны.

Фильм не рассказ о творчестве, это комментарий о жизни, о реальности, которая совсем рядом с нами, мы еще из нее окончательно не вышли в другое пространство.

– Почему первый фильм о Кулике?
– Он быстрее сложился. Внутри есть нарратив, стройная и внятная композиция. История, которая имеет завязку, середину и кульминацию. О Виноградове и Дубосарском раньше начали снимать, но там другая конструкция. Много действия, которое сами снимали, не только хроника. Ездили в Лондон, Париж, отслеживали в течение полутора лет всё, что с ними происходило.

– Наверняка, всего, что вы сняли, хватило бы на пять фильмов. Что осталось за кадром?
– Неизбежно нужно выбирать, о чем будет фильм. Не просто о Кулике, должна быть целостность. Этот фильм о том, как Кулик стал Куликом. Снимали мы месяц, а вот монтировали восемь. Было девятнадцать версий монтажа.

– Что сказал Кулик, посмотрев фильм?
– Ему понравилось. Сказал, что фильм больше не о Кулике, а о человеческом опыте. Он смотрел вместе с родителями. В конце его отец сказал: «Наконец я понял, что мой сын по-настоящему умный и талантливый человек».

– Как определились именно эти десять художников, ведь значимых гораздо больше?
– Я ориентируюсь на то, чтобы было понятно с точки зрения кинематографа. Можно из этого сделать кино или нет. Есть художники очень интересные, талантливые, глубокие, но с ними сложно сделать кино в силу их энергетики, свойства личности. Прекрасные художественные работы, но сам человек интроверт. А есть художники, качества характера которых позволяют сделать фильм.

Вот, например, «Синие носы». Все привыкли, что это панк-рок, скандал, провокация, театр абсурда. А они совсем другие. Слава Мизин занимался бумажной архитектурой, делая невероятно тонкие работы. Такая же история с Шабуровым – резкое изменение, поворот, желание найти свою аудиторию.

Взаимодействие художника и социума всегда очень интересно.

Сейчас они выражают в своих работах идиотизм массмедиа, глумятся. Гротесковый театр, перформанс нон-стоп. Они выступают в роли живых скульптур, персонажи из общества, которое деградирует.

– Как будете продвигать антологию, ведь это не художественное кино, хотя и очень хорошее?
– Мы только сделали первый фильм и не рассчитывали на такой интерес. Задача была сделать десять видеодисков, которые можно подарить. Ну, может, по каналу «Культура» или «24 док» покажут. Но неожиданно для нас проявилось много заинтересованных лиц, это говорит о том, что фильм получился.

Показали фильм на «Арт-Москве», увидели ребята из 35MM, попросили в прокат. И вот он будет идти каждый день в течение месяца. Разослали заявки на фестивали, ждем. Роднянский попросил фильм.

Работа Олега Кулика «Большое молоко»
– Фильм о Кулике покажут на СТС?
– Да, на СТС. Конечно, не в прайм-тайм домохозяек, но на телевидении есть временные ниши для актуального искусства. В основном ночное время – для тех, кто ведет свободный образ жизни, настроен на поздний просмотр.

– Хочется спросить про финансовую сторону проекта.
– Всё снимаем на свои деньги. Скинулись с Сашей и снимаем. Это же нам надо в первую очередь.

– Вы готовы к тому, что не будет отката?
– Да, готовы. Искусство всегда затратное занятие, но стоит того.

– Затратное, но только в прошлом году в Москве открылось несколько галерей.
– Галерея – очень медленная история. Говорить о галерее можно через десять лет после ее существования. До этого времени это может быть что угодно – забава, развлечение, способ продвинуть себя как определенного персонажа

– В Киеве есть недавно открытая галерея Пинчука, но про нее уже говорят на мировом уровне.
– Это музей, не галерея. Небольшой, хороший музей, и в Москве такого нет, как ни странно. Казалось, в городе с такими деньгами и людьми, но, тем не менее, музея современного искусства нет. А он очень нужен. Нет инициативы, подкрепленной ресурсами, нет желания сделать не только на сегодня.

– Когда выйдут остальные фильмы?
– Виноградов и Дубосарский отсняты, сейчас в монтажной, думаем, к сентябрю фильм будет готов. По оптимистическому прогнозу, вся антология будет к концу года, по пессимистическому – к середине следующего.

Это ведь сложно, и мы сами не будем делать все десять фильмов. Сделали два фильма и пригласили восемь товарищей, чтобы одновременно снять и выпустить остальные.

Во-первых, чтобы антология не растянулась на года. Во-вторых, чтобы принести свежую кровь в проект и поработать с интересными, яркими кинематографическими людьми. И, в-третьих, чтобы не замылить взгляд, остро и чутко реагировать.

– А какие режиссеры, если не секрет?
– Пока всё в процессе обсуждения. Я бы хотел еще два фильма сделать, если сил хватит. Это «Синие Носы» и Звездочетов. О Звездочетове даже уже начали снимать.

– О художественном фильме не задумывались?
– Никогда, я и документальное кино-то не собирался делать, но вот пришло, почувствовал потребность. Я художник, не режиссер.

Сейчас спектакль выходит в «Современнике» – «Шарманка», там моя сценография.

– Что вы ждете от проекта?
– Хочется, чтобы общество имело разные ориентиры и объемную картину происходящего в искусстве. Интерактивность – это не «Фабрика звезд».

Я надеюсь, что люди, посмотревшие фильм, узнают и почувствуют, что есть разные сферы применения культурных амбиций, начинаний, желаний и стремлений. Вот важно.

Текст: Юлия Бурмистрова

Вам может быть интересно

Российские войска взяли в полуохват Часов Яр на Донбассе
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?