О лучших фильмах этой недели – в традиционной рубрике газеты ВЗГЛЯД.
2001: Космическая одиссея (22 мая, четверг, «Россия», 01.20) 10/10
Критики говорили, что если у Брессона в кадре актер стоит у стены, то стена «играет» столь же значимо, как и актер
Фильм Стэнли Кубрика, снятый в 1968 году по произведениям Артура Кларка (он принимал участие в работе над сценарием).
Фильм стал, что называется, культовым, на многие годы задав как проблематику, так и визуальный ряд множества фантастических фильмов. Этот фильм наполнен потрясающими спецэффектами, революционными для своего времени.
В нем мало того, что называется «экшен» – это философская сага о самопознании человека, которое поверяется как компьютерным разумом, так и космическим сознанием. Заметим, что фильм оказался пророческим – его герои используют микроволновые печи, карманные компьютеры и магнитные кредитные карты задолго до их изобретения или внедрения в жизнь.
Берлин, Александерплац (25 мая, воскресенье, «Культура», 21.55) 10/10
Первые два фильма 14-серийной эпопеи Райнера Вернера Фассбиндера, снятой им в 1980 году по роману Альфреда Деблина. Фассбиндер работал на износ, за 15 лет сделал 42 фильма, один лучше другого.
На экранизацию Деблина у него ушло около года. Подростком просиживавший сутками в кинотеатрах, Фассбиндер создал уникальный киноязык, гипнотизирующий зрителя и погружающий его в бескомпромиссную и жестокую атмосферу лент, главный мотив которых – эксплуатация чувств, создающая отношения власти.
Атмосфера романа Деблина – Берлин 20-х годов, и его главный герой – сутенер, который вышел из тюрьмы и бродит по улицам столицы в томительных и захватывающих поисках то ли смысла, то ли подлинного «я» – идеальный сценарий для режиссера.
«Берлин, Александерплац» – грандиозное произведение, но Фассбиндер говорил, что он мечтает о зрителе, который посмотрел бы этот фильм за один день.
Смерть в Венеции (25 мая, воскресенье, «Россия», 02.00) 9/10
Смерть в Венеции (фото: imdb.com) |
Фильм великого итальянца Лукино Висконти по одноименной новелле Томаса Манна, снятый в 1971 году. Стареющий композитор, поиск идеальной красоты, рассуждения об искусстве, мимолетности времени и близости смерти.
Всё это – на фоне единственного в своем роде города, так подходящего для подобных медитаций. Как всегда у Висконти – невероятной красоты кадры, медленный ритм киноповествования, точная игра актеров, излом, надрыв и катарсис.
Герой новеллы Манна был писателем, но Висконти перенес акценты с литературы на музыку и сделал его композитором, возможно, неким подобием Малера. В главной роли Дирк Богард. Фильм получил Юбилейную премию XXV Каннского кинофестиваля.
Мышьяк и старое кружево (21 мая, среда, «Культура», 10.50) 8/10
Классический фильм Фрэнка Капры, снятый в 1944 году. Собственно, он был готов еще в 1941 году, но продюсеры ждали, пока на Бродвее закончатся представления пьесы Джозефа Кесселринга, по которой был снят фильм, (а их количество зашкалило далеко за 1400).
Удивительная для Голливуда черная комедия. Молодая чета переезжает в дом, расположенный недалеко от кладбища. В доме живут эксцентричные тетки новобрачного (его играет Кэри Грант), которые то и дело из жалости поят отравленным вином забредших на огонек путников, так что дом и сад к концу фильма буквально набиты трупами.
Главный герой разрывается между молодой женой – она не должна узнать об этом кошмаре, – полицией и свихнувшимся дядюшкой, который мнит себя президентом Рузвельтом. Один из самых смешных фильмов за всю историю кинематографа.
Дамы Булонского леса (23 мая, пятница, «Культура», 00.25) 8/10
Фильм Робера Бресона, снятый по книге Дени Дидро «Жак-фаталист». Брессона понемногу начинают показывать по ТВ, и это хорошо, потому что наш зритель имеет о его творчестве весьма приблизительное представление.
Между тем это один из ключевых режиссеров XX века, его фильмы оказали огромное влияние на Андрея Тарковского.
Стихия Брессона – аскетизм, он предпочитал неброский, предельно минималистский стиль, снимал непрофессиональных актеров. Критики говорили, что если у Брессона в кадре актер стоит у стены, то стена «играет» столь же значимо, как и актер.
Есть большой соблазн причислить Брессона к моралистам, но это лишь поверхностный, скорее сюжетный, слой его фильмов. Они о чем-то большем – о смысле воздаяния, об экзистенциальном одиночестве человека в мире, наполненном божественным присутствием, которое не всегда миролюбиво расположено к личности, и без того отягощенной социальными проблемами.
Мюнхен (25 мая, воскресенье, Первый канал, 21.50) 8/10
Фильм Стивена Спилберга, снятый в 2005 году. Автор массы удачных коммерческих проектов время от времени напоминает зрителям, что он может снимать не только «Индиану Джонса» или фильмы про пришельцев, но и серьезные, проблемные ленты.
«Мюнхен», идущий почти три часа, рассказывает об операции возмездия, совершенной израильскими спецслужбами, цель которой – ликвидация террористов, убивших израильских спортсменов во время мюнхенской олимпиады 1972 года.
Решение об этой операции принимается не торжественно, но в очень домашней обстановке, как внутрисемейное дело, а Голда Меир похожа на добрую бабушку.
Тем не менее, герои фильма напоминают ветхозаветных персонажей, одержимых местью. Моральный и этический аспект их действий неоднозначен, но приказ есть приказ.