Группа много лет играет удивительную смесь вальсов, хард-рока и городского шутовского романса. За эти годы многие пытались ей подражать, но успехом эти попытки не пользовались. Что-то такое есть в песнях и голосе Армена Григоряна, что позволяет бесстрастный голос и дурашливые тексты объединять в арт-объект такой силы…
Опять же, скрипочка. Феномен скрипки в русском роке вообще заслуживает особого изучения. Но вот так, чтобы играть вальсик с этой скрипочкой, хотя и необычный вальсик, и при этом чтобы зал стонал от восторга и драйва – тут что-то особое есть. И как видно теперь, неподвластное времени.
С другой стороны, не причислить «Крематорий» к русскому року было бы странно. В одном котле все варились. И если тексты группы не понимать, то и силы этих песен не понять. Что тоже родовая отметина на лбу нашего рока.
Русский рок или смерть
- Вы курите в зале? Ваша свобода заканчивается там, где начинается моя. Я не курю
Новый альбом «Амстердам» тоже полон невероятно цепких образов. Григорян словно портреты пишет. Как положено деятелю разных искусств, вполне себе анонимные (за редким исключением) и обобщающие.
– Вы курите в зале? Ваша свобода заканчивается там, где начинается моя. Я не курю. А если вы будете курить, то с вами непременно будет то, что произошло с девочкой Олей из моей следующей песни.
Зал «Апельсина», конечно, полон. И после этой фразы в воздух поднимаются размноженные усердием клубы табачного дыма, конечно. Ирония Армена Григоряна заканчивается там, где начинается ирония зала. У девочки Оли «В голове одна клетка, Да и та работает редко. Вот до чего дошла девочка Оля От курения и алкоголя». К тому же, Оля слушает русский рок.
Да-да, это тоже ирония. Хотя довольно язвительная. Конечно, образ-то весьма жизненный.
На все новые песни придуман оригинальный анимационный видеоряд, транслирующийся на экраны. Сразу на все песни – это впечатляет. Такой битловский Yellow Submarine по-крематорски. Образы из песен Григоряна интересно анимировать, карикатурно вырисовывать, оживлять до гипертрофированного абсурда.
– Женатые поймут следующую песню.
«Женщина-пила», пилящая своего мужа и приводящая его к хитовому запеву-размышлению «Ах, как хорошо быть женатым, И иногда быть холостым!» – тут же, с длинным носом-пилой и скалкой в руке. В зале релаксирующие улыбки. Конечно, вальс…
Кадровые вопросы
Интересно сравнивать нынешний «Крематорий» с былым, образца 1991 года или 2001 года, как угодно. Нынешний играет жестче, увереннее. Даже лирика стелется жестко. Ритм-секция не дает продохнуть, пока сброс не продиктует Григорян да не споет под 12-струнную гитарку что-то лирическо-романсово-сардоническое.
К тому же, в группе очень серьезные изменения в составе. Если скрипач Максим Гусельщиков, пришедший из группы «Юта», уже довольно хорошо знаком аудитории и принял уже непосредственное участие в записи альбома «Амстердам», то другая новость из разряда сюрпризов. Из группы в скором времени уходит гитарист Владимир Бурхель. Ориентировочно уже этой весной. По крайней мере, Армен Григорян уже приступил к поискам нового гитариста. Три года с Бурхелем, виртуозным соло-гитаристом, не прошли даром – аранжировки прониклись дымком прог-рока, а сам Бурхель всегда имел возможность вволю поиграть сольно «Полет шмеля» или что еще на душе лежало.
Вот и теперь сыграл. И «Полет шмеля», и еще много чего. И спел коронным фальцетом «Утомленное солнце». Вообще, Армен был щедр сегодня на подарки своим музыкантам. Дал возможность блеснуть и Максиму Гусельщикову – все-таки это первая презентация с его участием. Гусельщиков сыграл сольно ирландскую джигу, и настолько задорно и драйвово, что заставил подхлопать себе зал, поначалу явно ошеломленный таким напором. Будем считать, что «прописался».
Ромео и Дездемона
Сюрпризов хватало. Ну когда же можно было услышать плейбек на живом концерте «Крематория»? А теперь, пожалуйста, разудалый «Голый Парад» – и плейбеком идут ударные и духовые. Барабанщик же стоит на авансцене, машет довольно руками и кричит за весь советский народ раскатистое «Ур-р-р-ра-а-а-а!».
Перед выходом струнной группы п/у Олега Рояновского лидер «Крематория» сообщил присутствующим свои обобщения на тему собрания сочинений Шекспира:
– Все семейные пары начинают как Ромео и Джульетта, а заканчивают как Отелло и Дездемона…
Отчего-то сразу вспомнился Григорий Горин с его сакраментальным тезисом: «Помнишь, когда мы встретились с Шекспиром, он сказал: все влюбленные клянутся исполнить больше, чем могут, а не исполняют даже возможного...» Конечно, Мюнхгаузен не мог не продолжить мысль: «Препятствия любви только усиливают ее». Армен Григорян тоже в широкополой шляпе, но так бы продолжать не стал. Потому что он продолжил вот как:
Если не брать во внимание
Грех прелюбодеяния,
То были б мы с тобою, как Ромео и Джульетта!
Меньше пафоса и больше жизни. Максимально бесстрастным голосом, конечно. И под струнную группу.
Неизменное появление живого «Кондратия», он же талисман группы Александр Кондратьев, ознаменовало окончание презентации нового альбома и начало исполнения хитов. Об этом писать совсем неинтересно, кроме того, что все принималось, как минимум, восторженно, а весь концерт продолжался два с половиной часа.
Теперь можно гадать, сколько песен из «Амстердама» появится в радиоэфирах и сколько останется в плей-листах будущих концертов. Группа свое дело сделала.
– Этого альбома могло не быть. Но были люди, которые подталкивали меня. Говорили, что пора уж записать новый альбом. В их числе – Кондратий и многие из вас. Появились новые песни, и мы записали. Но какая же все-таки радость, когда ты можешь выпускать альбомы, когда тебе есть, что сказать. И молчать, когда говорить не хочется. Правда?
В ответ раздались бурные овации.