Алиса. «Пульс хранителей дверей лабиринта»
CD. CD-Maximum, 2008.
Пятнадцатый номерной альбом Алисы продолжает серию, начатую «Изгоем» (2005) и продолженную «Статью Севера» (2007).
А для пущей работы мозга нашпиговал треки изречениями с некими скрытыми смыслами, записанными реверсом…
Немного смягчив свой ню-металлический напор, Константин Кинчев ужесточил текстовую резкость и манифестарность, равной которой мы не слышали со времен «Солнцеворота» (2000).
А для пущей работы мозга нашпиговал треки изречениями с некими скрытыми смыслами, записанными реверсом.
Например, в горьком панк-рубилове памяти Рикошета реверсом звучит: «Отчаянно вслушиваясь в интонации братского голоса, смиряюсь, что отныне смогу утолиться лишь эхом…», в жесткой «Власти»: «Всматриваясь в глаза вечности, можно сойти с ума от беспечности глядящих под ноги…»
Месседж, заложенный в тексты песен, настолько прозрачен и прямолинеен, что финт с разгадкой загадок и скрытых смыслов наверняка будет неинтересен даже самым упертым поклонникам «Алисы».
Однако Кинчев шалит игрой в бисер не только с фанатами, но и с самим собой. Новые песни «Алисы» полны перекличек со старыми.
Кинчев словно обновляет драйверы своего софта. «Я пришел помешать тебе спать», – пел он раньше, а теперь подсчитывает: «Я полвека мешаю им спать».
«Я принимаю бой», – пел он раньше, а теперь добавляет: «Тех, кто принял бой, смертью не унять!».
«Пульс хранителей дверей лабиринта» записан словно на одном дыхании, и работа немецкого саундпродюсера Джема, работавшего с U.D.O., Paradise Lost, Rammstein и другими корифеями тяжелого жанра, буквально безукоризненна.
В качестве приправы Алиса использует фолковые наигрыши, синти-поповые клавишные соло, густые грязные гитарные аккорды и даже интонации дворовых песен.
Но в целом это уже хорошо узнаваемый саунд Алисы. Перепрыгнуть высочайшую планку «Изгоя» группе, пожалуй, не удалось. Несомненно, получилось записать весьма концептуальный альбом с парой-тройкой потенциальных хитов.
Оценка: 7 из 10.
Кирилл Комаров. «Sensense»
CD. Кирилл Комаров / Open Mind Records, 2007.
Кирилл Комаров широко известен в узких кругах как питерский рок-бард, записавший немало альбомов. Широким кругам он, пожалуй, совсем неизвестен и вряд ли интересен.
Но альбом «Sensense» совершенно нехарактерен для творчества Комарова и, пожалуй, может открыть для многих едва ли новый жанр. В России такой а капелльной музыки, кажется, до сих пор не записывалось, исключая некоторые эксперименты Псоя Короленко.
Пользуясь секвенсором, Комаров пропевает-проговаривает все партии, включая партии инструментов. В отличие от звукоимитаторов, звуковой пейзаж создается именно из осмысленных слов, которые варьируются по длительностям и тембровому окрасу. Закольцованные, эти слова вполне заменяют и бас-гитару, и ударные, и клавишные…
Кроме того, создается широкий простор для иронических сопоставлений и игры слов.
Надо сказать, что петь на разные голоса и говорить с разными интонациями у Кирилла Комарова получается весьма выразительно. Порою не веришь, что все это записал один человек.
До технической виртуозности Бобби Макферрина ему более чем далеко, но вокал никогда и не был сильной стороной Комарова. Он берет в этом альбоме креативом и разнообразной тембровой окраской.
Если вслушиваться внимательнее, то вскоре выяснится, что петь-то Комарову по-прежнему не о чем. Как и в предыдущих альбомах, тексты песен невыразимо скучны и банальны.
Сосредоточившись на изобретательных аранжировках, Комаров умело маскирует сугубую пустоту, но маскирует просто превосходно. Игра слов хороша именно в игре.
Комаров словно играет со своим слушателем, перемещая звук слева направо, окрашивая его разными примочками, намеренно сталкивает разнонаправленные бытовые фразы.
Ближе к концу альбома ему отказывает легкость, и композиции обретают некоторую вымученность. Но заглавная «Sensense», пародия на солдатские фантазии-кошмары «Ты идешь» и обыгрывание течения времени «Времена года» могут по праву считаться отличными образцами свежеобретенного на русском языке жанра.
Потому что действительно смешно.
Оценка: 6 из 10.
Nazareth. «The Newz»
CD. Edel Records / Студия Союз, 2008.
Это двадцать первый альбом группы Nazareth |
Сходу поражают цифры. Это двадцать первый альбом группы Nazareth. Предыдущий альбом «Boogaloo» вышел ровно десять лет назад. И это первый альбом группы в нынешнем составе (Дэн Маккафферти, Пит Эгню, Джимми Мёррисон и Ли Эгню).
Во второй половине семидесятых не было группы хитовее. С тех пор утекло много воды.
Участники группы умирали, уходили, старели. Рухнул «железный занавес», и запрещенная в СССР группа стала сначала заветным гостем самых пафосных концертных залов России, а затем и обычным корпоративным артистом с не самым высоким гонораром.
Nazareth записывал довольно скучные альбомы, словно под копирку. И давал отличные концерты (по 200–250 в год!), после которых зрители выходили уверовавшими в загробную жизнь шотландского хард-рока.
И вот аккурат перед началом мирового тура, посвященного 40-летию группы, Nazareth выпустил новый альбом. Увы, ждать каких-либо откровений от этой мясистой груды гитар Gibson и мелькающих в воздухе барабанных палочках Silverfox не приходится.
И даже романтичные пейзажи Швейцарии, в которой они записывали альбом у старого хипповского друга Пита, не заставили Nazareth изменить мощным риффам и уносящемуся ввысь визгу каноничного вокала Маккафферти.
Иногда музыканты позволяют себе эффектную модуляцию или привкус арт-безумств 70-х. Но в целом это крепкий и скучный хард-рок с легким привкусом еще недавно модного ню-металла.
Особняком стоит только одна песня See Me. Бит на первую долю, шотландские фольклорные мотивы в яркой запоминающейся мелодии…
Эту песню могли бы записать Tannahill Weavers или наши отечественные Tintal с Мельницей.
Однако неподражаемый голос Dan MacCafferty и мощный драйв Nazareth не спутать ни с кем другим. Похоже, у шотландских музыкантов появился новый беспроигрышный хит для русских корпоративов и очередного Кремля.
Оценка: 5 из 10.
Калинов Мост. «Ледяной Походъ»
CD. Navigator Records, 2007.
Новый альбом мессианской фолк-группы Калинов Мост выбивается из общего ряда релизов Ревякина. Вряд ли он станет самым покупаемым или самым любимым.
Впервые Дмитрий Ревякин свел воедино свои представления о «белом движении» начала XX века, причем сделал это в минимально назойливом виде. Пожалуй, иной слушатель даже не заподозрит, о чем же, собственно, поет Ревякин, настолько абстрактны и поэтичны смысловые конструкции автора.
Между тем, автор повествует о конкретном историческом моменте – о Великом Сибирском Ледяном походе, отступлении разбитой большевиками армии адмирала Колчака в Забайкалье.
Эти песни могли бы петь то усталый солдат, вчерашний крестьянин, а то и рафинированный дворянин-офицер, да и казакам есть, что петь. Ревякин вкладывает слова в уста каждого, волею судеб вовлеченного в трагические и неоднозначные события в истории России.
И совершенно понятно, что сам автор на стороне «добровольческого белого движения», воюющего против «бесов и чертей».
«Отслужу, ей-йе!» – восклицает доброволец пред лицом своих односельчан («Челом»). «Только два коротких года я не виделся с тобой», – печалится о разлуке с девицей пограничник в восточном краю («Благодать»).
«Выручать из плена души близких дали ангелы приказ», – формулирует боец духовную брань («Я боль»). «Вечное небо подвига ждет», – устало поет на отдыхе образованный моряк («Вечное небо»).
Тему подвига, военного и духовного, в православном миропонимании, Ревякин трактует как смысл жизни любого порядочного человека. Даже в условиях разгрома и предательства всегда есть место подвигу.
Этим не кичатся, подвиг просто делают. Для себя.
Аранжировки идут вслед за голосом Ревякина – от звучного арт-рока к тихому перебору акустической гитары. В лучшей песне альбома «Севастополь» о событиях Крымской войны гитара столь прозрачна, что трагическое спокойствие вокала драматично как никогда. Это самый честный ответ пошловатой вампуке Олега Газманова «Господа офицеры».
Можно было бы сказать, что «Ледяной Походъ» наследует альбому «Оружие» (1998). Если бы от темы ратной славы вообще через годы размышлений Ревякин не пришел к гораздо более широким обобщениям и совсем конкретным поводам.
И главной заповедью стал более чем отчетливо сформулированный императив: «Не предать!» Пафосно, но Ревякину веришь. Если бы автор больше заботился о том, поймут ли его, и не заснут ли в процессе прослушивания, результат был бы куда нагляднее.
Оценка: 6 из 10.