Культура

27 марта 2008, 09:05

Жан-Кристоф Гранже: «Страх интересует с детства»

Фото: Юлия Бурмистрова/ВЗГЛЯД

Жан-Кристоф Гранже – известный французский писатель детективов и триллеров. Мировая популярность пришла к нему, когда на экраны вышли фильмы по его книгам – «Багровые реки», «Империя волков», «Видок». Но про него самого мало что известно.

Приехав в Москву, Гранже встретился с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД Юлией Бурмистровой и весьма откровенно ответил на вопросы об идеальном преступлении, своих детях и особенностях детективного жанра.

Был период депрессии. Два года ходил к психоаналитику. Боялся, что психоанализ, разрушив страхи, лишит вдохновения. Оказалось наоборот

– У вас было счастливое детство?
– Да, я был очень счастлив. Меня воспитывали мама и бабушка. Вот только отца не было. Не хватало мужской защиты. Было ощущение незащищенности, детские страхи, сны кошмарные. Наверное, с тех пор у меня тяга к страху, интерес к страшным вещам.

– Вам интересно пугаться или пугать?
– Интересует проблема страха. Пишешь ведь всегда о том, что у тебя внутри, о чем думаешь, беспокоишься. Ужасы, убийства, смерти проходят через мою жизнь, мысли.

– Существует ли идеальное преступление?
– Я и описываю преступления, близкие к идеалу. Только жанр обязывает их разгадать, найти виновника. Те же самые серийные убийцы выбирают жертву по каким-то своим причинам, и полиции с трудом удается установить связь между убитым и убийцей. Они больше всего близки к идеальному, то есть нераскрытому, преступлению.

Сейчас в моде тема «незаметных следов». То, что выявляется сложными анализами, современной технологией. Но преступники стали изощренней, и найти их очень трудно.

– Вы читаете специальные сводки, общаетесь с полицией?
– Не читаю. Все знания еще с журналистского прошлого, когда пришлось очень много освещать преступных событий. Разбирался и много писал о гангстерах в Америке, про итальянскую мафию, о серийных убийцах. С тех пор сохранилось немало материала. Но если нужно освежить, то обращаюсь к друзьям в полиции, которые работают в специальных подразделениях.

– Вы были криминальным журналистом?
– Нет. Скорее, писал острые сюжеты. О забытых племенах, уголках земли, неизвестных животных. Преступность входила в репортажи как часть.

– Выстраивая сюжет, вам интереснее скрывать от читателя следы или намеками выводить его к самостоятельной догадке, как Агата Кристи?

Я хотел бы написать историю любви, но в голову приходят только черные мысли (фото: Юлия Бурмистрова/ВЗГЛЯД)
– Детективный роман пишется наоборот. Надо постепенно подводить читателя к причинам, почему и как совершено преступление, почему человек стал преступником. Для меня нет загадки в самом сюжете, увлекают именно эти причины.

А что касается читателя, то стараюсь все спрятать, чтобы он не смог догадаться. Финал должен быть неожиданным. Скорее детективный триллер, чем интеллектуальный детектив, где отгадку можно при определенной ловкости и внимании найти уже в середине книги.

Нужно постоянно держать внимание. В журналистской деятельности я пытался делать то же самое – вести читателя от одной маленькой загадки к другой, складывая из них одну большую, с неожиданным финалом.

Я не претендую, чтобы писать как Пруст, и мне все равно, куда мои книги будут относить. Мне это нравится, и я получаю огромное удовлетворение. Это самое главное.

– Как вы пишете? Нужна специальная литература, социальная отстраненность для комфорта написания, ждете вдохновения или по графику?
– Специальную литературу читаю, но в конце. Для сюжета основываюсь в основном на журналистских знаниях. Если нужны некоторые технические знания, оставляю пустые места. Дописав книгу, анализирую и заполняю их. Если нужно поехать на место, еду. Но это уже в процессе редактирования.

Встаю рано, в четыре утра, сажусь писать до восьми. Потом перерыв, занимаюсь с детьми, опять сплю, обедаю и пишу до вечера. Можно сказать, что по графику. Сон я разбил на несколько раз в день. Это необходимость, потому что голова должна отдыхать.

Но самое главное – абстрагироваться полностью от внешнего мира, и утренние часы – самое лучшее: никто не звонит, не кричит, общемировая тишина. Конечно, жизненные события нельзя отменить и они влияют на процесс, но стараюсь ограничить.

– В последней книге («Присягнувшие тьме») мне показалось, что, помимо острого сюжета, было уделено внимание некоторым красотам текста, порой идущим вразрез с задачами триллера. Вам хочется шагнуть из жанра детектива куда-то дальше?

– Каждый раз всегда стараешься сделать лучше, найти что-то новое. Но что касается данной книги, она писалась два с половиной года. Я делал перерывы, был период депрессии. Два года ходил к психоаналитику. Боялся, что психоанализ, разрушив страхи, лишит вдохновения. Но оказалось наоборот. Страхи приглушились, а вдохновения стало больше. Может, поэтому получился более изощренный стиль, отличающий «Присягнувших тьме» от других моих книг.

Жанр менять не собираюсь. Все мысли и сюжеты, приходящие в голову, касаются только темы страхов. Я хотел бы написать историю любви, но в голову приходят только черные мысли.

– Простите за вопрос, но, читая ваши книги, все время хотелось узнать, принимали ли вы когда-нибудь наркотики?
– Ни алкоголь, ни наркотики. Не люблю, когда теряю контроль над ситуацией, над собой

– Это тоже страх?
– Очень может быть.

– К какой конфессии вы себя относите? Во что верите?
– По воспитанию и по среде принадлежу к католической церкви, и всегда так себя ощущал. Будучи интеллектуалом, конечно, изучал другие религии. У меня мистическое состояние души, характер, что понятно из книг. Но я католик.

Мне нравится философия христианства. То, что заповедовал Христос, – философия добра. Она совпадает с моей внутренней философией, пытаюсь так жить. Борюсь с эгоистическими наклонностями, стараюсь делать добрые дела.

– Вам нравится кино по вашим книгам?
– Первые «Багровые реки» понравились, вторые не очень. А «Империя волков» не удалась, на мой взгляд.

– Почему?
– Слишком много шума, эффектов, и утонула сама сюжетная линия. Но хуже всего «Видок».

– В чем видите причину неудачных экранизаций ваших книг?
– Главная проблема в том, что они слишком длинные, вложить в один фильм не выходит. Выпадают важные детали, те самые маленькие загадки. Сейчас провожу эксперимент – пишу экранизацию для сериала. Там будет больше времени и, может, удастся провести всю сюжетную линию.

– Какая детская мечта осуществилась и какую еще хочется осуществить?
– Можно сказать, что самая главная осуществилась. Всегда хотел заниматься творчеством. Я очень много рисовал в детстве, придумывал. Хотел сам в одиночестве сидеть и творить, чем, собственно, и занимаюсь.

– У вас есть семья, дети. Расскажите!
– Трое детей, два развода. И вообще с женщинами очень сумбурные отношения.

– Что должно быть в женщине, чтобы вам захотелось с ней жить?
– Пристрастия с годами меняются. Сейчас мне нужна интенсивность отношений. Этим объясняется нынешняя ситуация.

– Что значит интенсивность?
– То, что мы часто видим в кино. Редко показывают семейные пары, которые живут двадцать лет. Наоборот, бурный роман, когда забываешь обо всем на свете, теряешь голову и полностью погружаешься в чувства.

– О чем вы говорите со своими детьми, чему их учите?
– Я близок с детьми. У нас очень доверительные отношения. Наверное, потому что я сам еще ребенок. С детьми надо вести себя естественным образом, рассуждать вместе, делиться выводами, найти с ними общий язык – это самое главное, а не вдалбливать какие-то свои принципы и устои, свои страхи и надежды. Они сами всем этим обрастут, а вот взаимопонимание необходимо.

Текст: Юлия Бурмистрова

Вам может быть интересно

Над Брянской областью сбили украинский беспилотник
Темы дня

Премьер Британии приблизил срок своего поражения

Объявленная Риши Сунаком дата досрочных парламентских выборов в Британии оказалась неприятным сюрпризом даже для его однопартийцев. По прогнозу наблюдателей, эти выборы станут историческими и приведут к разгрому консерваторов. Лейбористы имеют шансы получить парламентское большинство спустя 14 лет пребывания в оппозиции. Что ждет Британию после Сунака и как эти выборы повлияют на отношения Москвы и Лондона?

Стратегия давления на ВСУ по всей линии фронта показала первые результаты

Российские войска освободили поселок Клещеевка, бои за который шли аж с лета 2022 года. Перед нами не просто занятие очередного мелкого населенного пункта. Происходящее имеет значение для продвижения российских войск в целом в Донбассе – и даже больше. Почему Клещеевка оказалась настолько важна и что будет дальше?

Экономист: Россия и США готовятся к имущественной войне

Опубликовано видео последствий ракетного удара по полигону ВСУ под Львовом

Европейский суд по правам человека отклонил все жалобы Саакашвили

Новости

В Германии назвали город, который скоро сдаст Украина

Через несколько дней Киев потеряет контроль над оставшейся частью города Волчанска в Харьковской области, заявил в соцсетях немецкий журналист Юлиан Репке.

Еврокомиссар объяснил упоминание инцидента с Фицо в разговоре с премьером Грузии

Еврокомиссар по расширению Оливер Варгелий признался, что упоминал инцидент с покушением на премьер-министра Словакии Роберта Фицо в телефонном разговоре с премьер-министром Грузии Ираклием Кобахидзе про закон об иноагентах, но его слова не были угрозой, их «вырвали из контекста».

В ВСУ согласились с необходимостью уступки территорий для окончания конфликта

Киеву, возможно, потребуется пойти на территориальные уступки для завершения конфликта с Россией, заявил командир 57-й мотострелковой бригады Вооруженных сил Украины (ВСУ), полковник Александр Бакулин.

Суд в Москве приговорил бармена Малину к 25 годам за диверсию

Второй Западный окружной военный суд в Москве приговорил к 25 годам колонии бармена Владимира Малину за диверсию на железной дороге и госизмену, передает источник из зала суда.

Шольц: Европейское ядерное оружие «нереалистично»

Канцлер Германии Олаф Шольц исключил возможность создания собственного ядерного арсенала Европейского Союза. Свою позицию он изложил в авторской статье для британского издания The Economist.

Додик заявил о подготовке соглашения о мирном разграничении БиГ

Власти Республики Сербской (РС) намерены в течение 30 дней предложить Сараево соглашение о мирном разграничении Боснии и Герцеговины (БиГ), заявил президент РС Милорад Додик.

Стрелявший в Фицо хотел возобновления поставок оружия Украине

Юрай Цинтула, совершивший покушение на премьер-министра Словакии Роберта Фицо, сообщил на допросе, что был не согласен с действиями правительства страны, в том числе с остановками поставок вооружения на Украину.

Орбан назвал следующие этапы развития конфликта на Украине

Следующим этапом конфликта на украинской территории может стать поставка Киеву оружия, способного бить вглубь России, а также отправка туда контингента НАТО, заявил венгерский премьер Виктор Орбан.

Вертелецкий стал пятым задержанным высокопоставленным офицером Минобороны

За последний месяц пятеро высокопоставленных чиновников Минобороны России были задержаны и арестованы по подозрению в получении взяток и совершении других коррупционных преступлений.

В СК объяснили задержание главы управления департамента гособоронзаказа Минобороны

Глава управления департамента Минобороны по обеспечению гособоронзаказа Владимир Вертелецкий, по версии следствия, допустил злоупотребления полномочиями, ущерб от его действий составил 70 млн рублей, указал СК России.

Вучич обернулся флагом Сербии после принятия резолюции о Сребренице

Президент Сербии Александр Вучич после одобрения резолюции о «геноциде в Сребренице» на Генеральной Ассамблее (ГА) ООН обернулся сербским национальным флагом и подчеркнул, что гордится своим героическим народом.

Среди стран G7 произошел раскол из-за налогообложения миллиардеров

Среди стран G7 произошел раскол по вопросу налогообложения миллиардеров, формулировки по этой теме были удалены из проекта коммюнике, подготавливаемого в рамках встречи министров финансов стран «Большой семерки», так как против них выступили США, сообщает Bloomberg.
Мнения

Джомарт Алиев: Научную среду пора менять под «альтернативных» ученых

Многое из того, что было создано в последние десятилетия в области HiTech, создано гиками, «альтернативными» учеными. Мало кто из них готов жить по правилам, установленным за прошедшие столетия «настоящими» учеными.

Борис Акимов: Русская идея – это идея цветущей сложности

Человек прямо сейчас освобождает себя от самой человеческой сущности. И вся суть политики коллективного (без коллектива) Запада именно в этом. Лишить каждого конкретного человека суверенности и субъектности, и слом национального государства – один из важнейших шагов в этом направлении.

Сергей Худиев: «Вотунихи» поменялись местами

Волшебный ореол Запада померк – но главное: мы избавились наконец от комплекса отстающих и догоняющих. У нас далеко не рай земной. Но во многих отношениях у нас – лучше.
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?