Культура

5 августа 2007, 10:16

Сплетенье рук, сплетенье ног…

Фото: docpoint.info

На нынешнем Чеховском фестивале наблюдается заметное преобладание спектаклей, созданных пластическими средствами. И танец производит куда большее впечатление, нежели традиционный драматический театр. Видимо, это связано как с мастерством постановщиков, так и с переменой восприятия: смотреть и ощущать стало гораздо важнее, нежели слушать и размышлять.

Лидерами «танцевального блока» стали две легендарные дамы-хореографы – немка Пина Бауш и канадка Мари Шуинар. По стечению обстоятельств первую в Москве знают очень хорошо, вторую же не знают вовсе. От Бауш ждали яркости, свежести и экстравагантности, от второй за незнанием не ждали ничего. Как часто бывает, получилось все наоборот. Спектакли Мари Шуинар оказались один прекраснее другого. А вот работа «старой знакомой» Пины Бауш вызвала некоторое недоумение.

Земля в иголках

В «Хорале», как и в «Прелюдиях», идет череда небольших сценок, выражающих самые разные виды сексуальности

Мари Шуинар начинала как танцовщица в конце 70-х. Изучая и совмещая различные техники, она заставила говорить о себе как об одной из самых завораживающих персон в искусстве танца. А в 90-е Шуинар создала свою труппу «Компани Мари Шуинар», используя классическую музыку в сочетании с необычными движениями, далекими от традиционного балета. Стиль Шуинар – это ритуал, поклонение природе и телу как проводнику ощущений.

В Москву хореограф привезла четыре спектакля, собранные в блоки по два. Первый вечер представлял собой ее версии широко известных сюжетов: «Весны священной» Стравинского и «Послеполуденного отдыха фавна» Дебюсси.

«Фавн» – это крошечная десятиминутная миниатюра. Исполненная не мужчиной, как это делается обычно, а женщиной. Танцовщица Кароль Приер, поначалу напоминающая не живого человека, а обитателя киберпространства, за отведенное ей время продемонстрировала сумасшедшее по накалу стремление женского естества к мужскому. Постепенно показывая все стадии вожделения, от напряжения к умиротворению, она работает безупречно и технически, и эмоционально.

В начале «Весны священной» пустая сцена усеяна торчащими иглами. А музыка начинается не сразу: первые минуты идут под звук лихорадочно бегущего по бумаге карандаша. Словно композитор дописывает музыку уже в процессе начавшегося спектакля.

К «Весне священной» принято относиться как к гимну зарождения жизни. У Шуинар, как водится, все иначе. В ее «Весне» созидание идет бок о бок с разрушением, а герои мечутся между сознанием и звериной природой. Порой даже чувственное притяжение отступает перед бешеным напором энергии. Но в итоге оказывается, что именно через зверство и разрушение люди приходят к природной необходимости соединять свои тела и души.

Тантрический секс

Спектакль «24 прелюдии Шопена»

Второй блок спектаклей Мари Шуинар оказался еще необычнее. Названия – «24 прелюдии Шопена» и «Хорал» – настраивали на торжественность. Однако зрителям, пришедшим на «классику», пришлось пережить непростое испытание (подобные вещи наблюдались и на «Лебедином озере» Мэтью Боурна, где благообразные почитатели традиционного балета падали в обморок).

«Прелюдии» оказались зрелищем изящным и легким, посвященным опять же зарождению отношений между людьми, познанию мужчиной и женщиной друг друга. Никаких декораций и почти никаких костюмов: тело становится единственным выразителем смыслов и изобразительным средством. Спектакль состоит из чередующихся картинок; соло, дуэты, трио. Вариации отношений, нежные и смешные истории людей, начинающих путь в этом мире. В процессе просмотра ловишь себя на том, что совсем не хочется обдумывать сказанное хореографом – хочется только смотреть.

«Хорал» по праву можно считать апофеозом экскурса в творчество Мари Шуинар, ее самым необычным и смелым спектаклем из привезенных в Москву. Начнем с того, что музыки в спектакле почти нет. А «хорал» – это соединение множества голосов, издающих предоргазмические крики. Как известно, в минуту экстаза все кричат по-разному. И от жаркого соединения вздохов, выкриков, стонов кружится голова. Задавая себе сумасшедший ритм, танцовщики умело его придерживаются. В «Хорале», как и в «Прелюдиях», идет череда небольших сценок, выражающих самые разные виды сексуальности. Чего тут только нет: и замысловатый отсыл к немецкой порнографии, и героини, напоминающие девочек из японского аниме, и трагический «дуэт» с фонарем, символизирующий одиночество. Однако при всем этом «Хорал» удивительно целомудренное зрелище. Хореограф буквально удерживается на лезвии ножа, успешно выстраивая такое сочетание. Пожалуй, здесь более всего проявилось мастерство танцовщиков, показывающих сексуальность не столько движением, сколько внутренним ощущением, движению предшествующим. Высокий уровень подготовленности коллектива Мари Шуинар – одно из самых сильных впечатлений от ее спектаклей. Хочется грустно вздохнуть: у нас такого нет. И порадоваться: теперь мы знаем, как бывает.

Это все цветочки…

«Мазурка Фого» была поставлена Пиной Бауш 10 лет назад

Знаменитую Пину Бауш в Москве ждали. Ее спектакли у нас бывали не единожды и завоевали массу поклонников. Работы Бауш – не танцспектакли в чистом виде: ее артисты пользуются и текстом, и приемами пантомимы. Ее мир – это мир наивных, одиноких, некрасивых, временами злобных, временами наивных людей, жаждущих рассказать о себе и быть услышанными.

«Мазурка Фого» была поставлена Пиной Бауш 10 лет назад. Название спектакля интерпретируется как «огненная мазурка», однако никакого огня на сцене нет. Зато очень много воды: тут вам и ванна с пеной, и игры на полиэтиленовой дорожке, и проекция морских волн на экране. По сцене бродят резиновый тюлень и живая курица, которую заставляют есть арбуз, а на экране бегают коровы и бушуют стаи фламинго. Одна дама выходит на сцену, одетая в надувные шарики – их потом «лопнут» гуляющие вокруг мужчины с сигаретами. К чему все это? А ни к чему.

Артисты очень много разговаривают. Гораздо больше, чем танцуют. На ломаном русском рассказывают байки, пытаются шутить и общаются с залом. Временами возникают невразумительные мужские соло и столь же невразумительные женские. Однако как танцевальные элементы, так и музыкальный ряд совсем не связаны. А порой и музыка с движением в едином эпизоде не сочетаются.

С сожалением приходится констатировать, что в других спектаклях некрасивость, чудаковатость, нелепость персонажей давала свой особенный смысл, ибо там были простроены отношения, чувствовался эмоциональный накал. Здесь же – просто нарезка эпизодиков длиной почти в три часа. О которых через такое же время забываешь. Остается лишь вопрос: что это было?

Кто-то справедливо заметил, что нынешний Чеховский фестиваль проходит под лозунгом развенчания легенд. Однако, к счастью, нам предоставляется альтернатива: доселе неизвестные широкой публике имена пока оказываются наиболее интересными. А преданные поклонники тех или иных персон по-прежнему радуются их приезду. Это их право.

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

С Украины возвращены 46 жителей Курской области
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Эксперт оценил способность противодействия западных комплексов ПРО «Орешнику»

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Выигравшая 100 млн рублей москвичка назвала талисманы для привлечения денег

Жительница Москвы Екатерина П. случайно выиграла 100 млн рублей, покупая мед и лотерейный билет в торговом центре.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?